г. Казань |
|
15 мая 2012 г. |
Дело N А55-20952/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Головлевой Н.В. по доверенности 14.11.2011,
заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Найдовского П.В. от 28.12.2011 N 12-8130,
в отсутствие:
заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - извещено, не явилось,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельта-холдинг"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2012 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-20952/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дельта-Холдинг" (ИНН 6319115617, ОГРН 1056319035288) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области о признании незаконным действия, обязании совершить определенные действия, с участием третьего лица: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дельта-Холдинг" (далее - ООО "Дельта-Холдинг", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения требований, принятых судом) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган) и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области, орган кадастрового учета) о признании незаконным действия о внесении изменений в части указания сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0909004:570, 63:01:0909004:571, 63:01:0909004:651, исходя из 6 вида разрешенного использования по состоянию на 20.09.2011, и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0909004:570, 63:01:0909004:571, 63:01:0909004:651, из расчета удельного показателя 619,51 руб./кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что градостроительный регламент зоны, в которой расположены спорные земельные участки заявителя, объединяет центры обслуживания туристов в одну группу с гостиницами и домами приема гостей и не предусматривает использование ее территорий для рекреационных целей или размещения объектов лечебно-оздоровительного назначения.
Суд указал, что позиция органа кадастрового учета о необходимости отнесения спорных земельных участков с разрешенным использованием "центр обслуживания туристов" к 6 виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц", является обоснованной.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что определение кадастровой стоимости земельного участка должно производиться исходя из вида разрешенного использования земельного участка соответствующего территориальной зоне, на которой расположен земельный участок.
Апелляционный суд пришел к выводу, что заявитель не представил доказательств того, что спорные земельные участки ранее предназначались либо могут предназначаться в соответствии с градостроительным регламентом для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
В кассационной жалобе ООО "Дельта Холдинг" просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судом норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что при определении кадастровой стоимости земельных участков необходимо руководствоваться исключительно Типовым перечнем видов разрешенного использования, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П\0152, а не документами территориального зонирования муниципальных образований, что судом не применены статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статья 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, коллегия считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0909004:570, 63:01:0909004:571, 63:01:0909004:651.
Указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет в период с июля по август 2011 года с видом разрешенного использования "центры использования туристов" и были отнесены органами кадастрового учета к 7 группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков был определен соответственно данной группе видов разрешенного использования.
Управлением Росреестра по Самарской области в адрес ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области было направлено письмо от 07.09.2011 N 12-5638 об исправлении технической ошибки по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:01:0909004:570, 63:01:0909004:571, 63:01:0909004:651, в котором указывалось на необходимость определения кадастровой стоимости этих участков исходя из 6 группы видов разрешенного использования.
При этом регистрирующий орган сослался на письмо Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 01.07.2011 N Д05-0101/6196-0-2, согласно которому земельные участки с разрешенным использованием "центр обслуживания туристов" следует относить к 6 виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц".
На основании указанного обращения органом кадастрового учета 20.09.2011 в отношении данных земельных участков была исправлена техническая ошибка и их кадастровая стоимость была рассчитана в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, исходя из 6 группы видов разрешенного использования.
Считая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть рассчитана исходя из 8 вида разрешенного использования, как для земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Спорные земельные участки заявителя находятся в черте г.о. Самара и в силу статьи 7 ЗК РФ относятся к категории земель населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В свою очередь, пунктом 9 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспаривается, что спорные земельные участки согласно выкопировке из Карты правового зонирования Правил застройки и землепользования городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 26.04.2001 N 61, расположены в территориальных зонах Ц-3 (зона предприятий обслуживания населения местного (районного) значения) и Рзв (зона резервных территорий).
Основными разрешенными видами использования земельных участков в зоне Ц-3 являются:
- многоквартирные дома свыше 3-х этажей,
- многоквартирные дома свыше 3-х этажей со встроенными помещениями нежилого использования на нижних этажах,
- квартиры в многоквартирных домах, которые разрешается использовать для занятий бизнесом или торговлей на первом этаже или в пристроенном отдельно стоящем здании (общей площадью не более 120 кв. м),
- жилые квартиры в зданиях многоцелевого использования, где разрешены занятия бизнесом, торговлей, при условии обеспечения отдельного входа, таким образом, чтобы ни на одном этаже не смешивались разные виды использования,
- гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов,
- детские сады, иные объекты дошкольного воспитания,
- школы начальные и средние,
- заведения среднего специального образования,
- высшие учебные заведения,
- клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения,
- библиотеки, архивы, информационные центры,
- музеи, выставочные залы,
- танцзалы, дискотеки,
- кинотеатры, видеосалоны,
- театры, концертные залы,
- спортплощадки,
- аптеки,
- поликлиники,
- пункты первой медицинской помощи,
- предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов,
- почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции,
- банно-оздоровительные комплексы,
- магазины товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв. м,
- торговые центры, выставки товаров в зданиях общей площадью не более 1500 кв. м, на участках площадью не более 2000 кв. м,
- рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков),
- кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в отдельно стоящем здании общей площадью не более 250 кв. м,
- индивидуальное обслуживание клиентов в отдельно стоящем здании общей площадью не более 200 кв. м,
- офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, банки, научные, проектные и конструкторские организации за исключением лабораторий биологического профиля или индустриальных технологий при условии использования первого или нижних этажей под объекты коммерческого и некоммерческого назначения, обслуживающие население, площадью не более 4000 кв. м и площадью участка не более 1000 кв. м,
- суды, нотариальные конторы, другие юридические учреждения,
- издательства и редакционные офисы,
- компьютерные центры,
- телевизионные и радиостудии,
- рекламные агентства,
- объекты, связанные с отправлением культа.
Резервные территории зарезервированы под будущее городское строительство. Они включают в себя трассы будущих магистральных автодорог, новый городской стадион, другие территории и объекты общественного использования.
Поскольку градостроительный регламент зоны Ц-3, в которой расположены спорные земельные участки заявителя, объединяет центры обслуживания туристов в одну группу с гостиницами и домами приема гостей, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что орган кадастрового учета правомерно отнес эти участки к 6 виду разрешенного использования, то есть к земельным участкам, предназначенным для размещения гостиниц.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из отсутствия доказательств нахождения спорных земельных участков в зонах рекреации, а именно: Р-1. Зона центра рекреационных территорий, Р-2. Зона парков, бульваров, набережных, Р-3. Зона природных ландшафтов, Р-4. Зоны особо охраняемых природных территорий.
Исходя, из отнесения земельных участков к иной группе видов разрешенного использования были изменены и внесены в государственный кадастр новый удельный показатель и размер кадастровой стоимости земельных участков.
Отказывая, в удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции указал, что градостроительный регламент зоны, в которой расположены спорные земельные участки, объединяет центры обслуживания туристов в одну группу с гостиницами и домами приема гостей и не предусматривает использование территорий заявителя для рекреационных целей или объектов лечебно оздоровительного назначения.
При этом суд, оценив обстоятельства дела, пришел к выводу, что оспариваемые действия органов кадастрового учета не противоречат нормам действующего законодательства и постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
В данном случае правительство Самарской области вышеуказанным постановлением N 473 утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Самарской области, в том числе и в границах кадастрового района N 63:01:09 09 004, в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости в кадастровых кварталах по видам разрешенного использования, исчисленных в рублях на один квадратный метр.
Поскольку разрешенным использованием спорных земельных участков является - "центры обслуживания туристов", при этом эти участки согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 26.04.2001 N 61 отнесены к территориальной зоне Ц-3 (зона предприятия обслуживания населения местного значения), при этом центры обслуживания туристов объединены в одну группу с гостиницами и домами приема гостей и не предусматривают использование этих территорий для рекреационных целей, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
Орган кадастрового учета внес изменения исходя из утвержденных и указанных в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Самарской области, поэтому суд первой инстанции правомерно отказал во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости исходя из предполагаемого обществом 8 вида разрешенного использования, поскольку спорные земельные участки согласно карте зонирования отнесены к 6 виду разрешенного использования.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями) установлено, что при проведении государственного учета вновь образованных земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной оценки земель (пункт 13).
Довод кассационной жалобы о неправомерном применении судом правил землепользования и застройки городского округа Самара не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории, по результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади этих зон. В соответствии со статьями 8, 30 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
Коллегия отмечает, что поскольку суд при разрешении спора дал оценку всем представленным в дело доказательствам, рассмотрел дело с учетом правил о распределении бремени доказывания между сторонами, в том числе доказывания правомерности определения вида разрешенного использования спорных земельных участков, рассмотрение заявленных ООО "Дельта-холдинг" требований по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привело к принятию незаконных судебных актов.
При таких данных коллегия считает, что оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 по делу N А55-20952/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельта-холдинг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Альмашева Г.Д. |
Судьи |
Ананьев Р.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку разрешенным использованием спорных земельных участков является - "центры обслуживания туристов", при этом эти участки согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 26.04.2001 N 61 отнесены к территориальной зоне Ц-3 (зона предприятия обслуживания населения местного значения), при этом центры обслуживания туристов объединены в одну группу с гостиницами и домами приема гостей и не предусматривают использование этих территорий для рекреационных целей, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
...
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями) установлено, что при проведении государственного учета вновь образованных земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной оценки земель (пункт 13).
Довод кассационной жалобы о неправомерном применении судом правил землепользования и застройки городского округа Самара не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории, по результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади этих зон. В соответствии со статьями 8, 30 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 мая 2012 г. N Ф06-3248/12 по делу N А55-20952/2011