г. Казань |
|
18 мая 2012 г. |
Дело N А65-9695/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф. В.,
судей Ананьева Р. В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заявитель - Хатыпова И. Ф., директор, протокол от 20.05.2010 N 18,
ответчика (федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Татарстан) - Хусаиновой Д. Р., доверенность от 31.01.2012 N 16 АА 0938937,
ответчика (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан) - Беспаловой Е. В., доверенность от 10.01.2012 N 8Д,
заинтересованного лица (Кабинета Министров Республики Татарстан) - Авдеева Д. А., доверенность от 30.01.2012 N 21-53/737,
заинтересованного лица (Исполнительного комитета муниципального образования города Казани) - Кошлевой И. Н., доверенность от 31.05.2011 N 2814/ИК,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2011 (судья Мотрохин Е. Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 (председательствующий судья Холодная С. Т., судьи Кузнецов В. В., Марчик Н. Ю.)
по делу N А65-9695/2011
по заявлению закрытого акционерного общества по комплексному использованию вторичных ресурсов "АЛАН", с. Высокая Гора Высокогорского района Республики Татарстан (ОГРН 1021603622567) к федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, г. Казань, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, с участием заинтересованных лиц: Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань, открытого акционерного общества "РКЦ "Земля", г. Казань, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:16:08 05 03:7 на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости 25 603 000 руб., и на 01.01.2011 равной его рыночной стоимости 25 603 000 руб., подтвержденной отчетом об оценке рыночной стоимости; обязании федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Татарстан внести в государственный кадастр недвижимости соответствующее изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:16:08 05 03:7 на 01.01.2010 с учетом его рыночной стоимости в размере 25 603 000 руб., и на 01.01.2011 с учетом рыночной стоимости 25 603 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество по комплексному использованию вторичных ресурсов "АЛАН" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, о признании незаконными действий, выразившихся в установлении завышенной кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 16:16:08 05 03:7, общей площадью 34 740 кв. м, расположенного в Высокогорском районе, юго-западнее с. Высокая Гора, над его рыночной стоимостью с обязанием федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республики Татарстан внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:16:08 05 03:7, площадью 34 740 кв. м, расположенного по адресу ориентира: г. Казань, юго-западнее с. Высокая Гора, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 25 603 000 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:16:08 05 03:7 равной его рыночной стоимости с 01.01.2010.
В последующем заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: общество просило обязать федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:16:08 05 03:7 площадью 34 740 кв. м, расположенного по адресу ориентира: г. Казань, юго-западнее с. Высокая Гора, на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости в размере 25 603 000 руб., и на 01.01.2011 равной его рыночной стоимости 25 603 000 руб.; обязать внести в государственный кадастр недвижимости соответствующее изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012, исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:16:080503:7, общей площадью 34 740 кв. м, расположенного по ориентиру: Республика Татарстан, г. Казань, юго-западнее с. Высокая Гора, указав ее равной рыночной стоимости в размере 25 603 000 руб.
В удовлетворении исковых требований об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости с 01.01.2010 отказано, со ссылкой на то, что установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр является по смыслу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) прерогативой органа кадастрового учета, а не суда, кроме этого, новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Кабинет Министров Республики Татарстан обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В ходе судебного разбирательства в суде кассационной инстанции Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан заявило ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с изменением наименования учреждения.
Поскольку фактические обстоятельства, являющиеся основанием для правопреемства, подтверждены надлежащими доказательствами, суд кассационной инстанции удовлетворяет заявленное ходатайство. В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производит замену ответчика - федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан на его процессуального правопреемника - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 34 740 кв. м, кадастровый номер 16:16:08 05 03:7, находящийся по адресу ориентира: Республика Татарстан, г. Казань, юго-западнее с. Высокая Гора, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.01.2008 16-АА N 612126
В связи с корректировкой кадастрового деления и отнесения указанного земельного участка к категории земель города Казани, а также утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, кадастровая стоимость земельного участка выросла приблизительно в 62 раза и составила 229 853 041,20 руб. Соответственно, увеличилась подлежащая к уплате заявителем сумма земельного налога.
Согласно кадастровой выписке от 29.01.2011, данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, кадастровая стоимость 229 853 041,20 руб.
Проведя по собственной инициативе рыночную оценку стоимости принадлежащего ему земельного участка по состоянию на 01.01.2010 и на 01.01.2011, и, получив по его результатам отчет независимого оценщика -- ЗАО "НКК "СЭНК" о рыночной стоимости участка в размере 25 603 000 руб., общество обратилось в суд с требованием о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
При этом заявитель обосновал указанные требования ссылками на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил требования заявителя частично.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Заявитель, будучи собственником вышеуказанного земельного участка, является, по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом, в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 названной статьи в редакции, действующей на момент утверждения Постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республики Татарстан, установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) введенной в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно части 3 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как установлено судом, заявителем в материалы дела был представлен выполненный ЗАО "НКК "СЭНК" отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка кадастровый номер 16:16:08 05 03:7 от 23.03.2011 N 6720.1, согласно которому рыночная стоимость принадлежащего земельного участка по состоянию на 01.01.2010, а также на 01.01.2011, составила 25 603 000 руб.
Исследовав и оценив указанный отчет, суд первой инстанции установил, что он соответствует требованиям статьи 11 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, а также Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 NN 254, 255, 256.
Указанный вывод был подтвержден экспертным заключением Саморегулируемой организации оценщиков "Некоммерческое партнерство "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО" от 12.08.2011 N 1095/101.
Более того, как указано судом, в судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика согласился с данными о рыночной стоимости земельного участка заявителя, содержащимися в отчете ЗАО "НКК "СЭНК" N 6720.1.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты с учетом указанных выше обстоятельств дела и на основании норм права в толковании сформулированном в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Выводы суда о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации основаны на исследованных обстоятельствах спора и с учетом переходных положений о порядке применения требований Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, в редакции которого принята указанная норма земельного законодательства, в связи с чем подлежат отклонению доводы заявителя жалобы об обратном.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящем пункте срок.
Государственный контракт N ЗК/2010 "Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан" был заключен 26.07.2010, то есть до 26.09.2010.
Согласно отзыву ОАО Республиканский кадастровый центр "Земля" от 15.08.2011 N 1-8/1238 работы по государственной кадастровой оценке были завершены 25.08.2010 согласно акту сдачи-приемки работ от 25.08.2010 N 1, платежному поручению от 27.08.2010 N 818 (т. 1, л.д. 118-119). Таким образом, контракт заключен и работы завершились до истечения 60 дней после официального опубликования Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, в связи с чем доводы жалобы о неправомерном применении его положений подлежат отклонению.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что отчет об оценки рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства. При этом представитель ответчика в судебном заседании согласился с данными о рыночной стоимости земельного участка.
Данные обстоятельства документально подтверждены, проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Татарстан о проведении процессуальной замены удовлетворить.
Произвести процессуальное правопреемство, заменив ответчика по делу N А65-9695/2011 - федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан на его процессуального правопреемника - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан.
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 по делу N А65-9695/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф. В. Хайруллина |
Судьи |
Р. В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы суда о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации основаны на исследованных обстоятельствах спора и с учетом переходных положений о порядке применения требований Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, в редакции которого принята указанная норма земельного законодательства, в связи с чем подлежат отклонению доводы заявителя жалобы об обратном.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящем пункте срок.
...
Согласно отзыву ОАО Республиканский кадастровый центр "Земля" от 15.08.2011 N 1-8/1238 работы по государственной кадастровой оценке были завершены 25.08.2010 согласно акту сдачи-приемки работ от 25.08.2010 N 1, платежному поручению от 27.08.2010 N 818 ... . Таким образом, контракт заключен и работы завершились до истечения 60 дней после официального опубликования Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, в связи с чем доводы жалобы о неправомерном применении его положений подлежат отклонению."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 мая 2012 г. N Ф06-3347/12 по делу N А65-9695/2011
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3347/12
17.04.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3345/12
21.03.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3099/12
25.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14139/11
14.10.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9695/11