г. Казань |
|
16 мая 2012 г. |
Дело N А55-7957/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Королевой Н.Н., Нафиковой Р.А.,
при участии представителей:
ответчика - Филатовой Т.В. (доверенность от 26.07.2011),
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уфанефтехим", г. Уфа,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2011 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи: Морозов В.А., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-7957/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Уфанефтехим", г. Уфа (ИНН 0277012020, ОГРН 1020203087079) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги " в лице филиала "Куйбышевская железная дорога", г. Самара (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при участии третьего лица: открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", г. Москва, о взыскании 15 483 руб. 96 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Уфанефтехим" (далее - ОАО "Уфанефтехим", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги " в лице филиала "Куйбышевская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", железная дорога) о взыскании 15 483 руб. 96 коп. списанной провозной платы за пользование вагонами.
Исковые требования основаны на положениях статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и обусловлены тем, что с лицевого счета общества в ТехПД, открытого в ДЦФО, списана провозная плата за время нахождения вагонов под грузовой операцией на путях необщего пользования, однако положения Устава не содержат основания для начисления платы в размере, установленном Тарифным руководством N 2 за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД", указанное право не было предусмотрено и условиями договора на подачу и уборку вагонов, заключенного между сторонами.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" (далее - ОАО "ПГК").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2011 иск удовлетворен.
Судебная инстанция установила, что в период с 28.06.2010 по 29.06.2010 на путях необщего пользования, принадлежащих ОАО "Уфанефтехим", находились под погрузкой вагоны, принадлежащие ОАО "ПГК", положения статьи 39 Устава предусматривают право взыскания соответствующей платы в пользу железной дороги только при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или на ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД".
Кроме этого, сделан вывод, что оплата перевозок воинских грузов на железнодорожном транспорте осуществляется за счет средств, выделенных на транспортные расходы.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.20011 решение суда отменено, в иске отказано.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, установил, что спорные вагоны на основании заключенного между ОАО "ПГК" и ОАО "РЖД" договора находились у последнего во временном пользовании и владении, списание проездной платы осуществлялось на основании ведомости подачи и уборки вагонов N 066562, таким образом, железная дорога вправе взимать плату за пользование спорным вагонами на основании статьи 39 Устава.
В кассационной жалобе ОАО "Уфанефтехим", поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, постановление суда апелляционной инстанции предлагается отменить как принятое с нарушением требований действующего законодательства, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель полагает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил положения статьи 39 Устава, а выводы суда относительно принадлежности спорных вагонов на праве аренды противоречат имеющимся в материалах дела транспортным накладным, дорожным ведомостям, кроме этого, по условиям договора по предоставлению вагонов-цистерн, заключенного между железной дорогой и ОАО "ПГК", датой предоставления вагонов железной дороге считается дата приемки груза к перевозке, соответственно ОАО "РЖД" в спорном случае, являясь лишь перевозчиком груза и не вправе взыскивать плату за вагоны, принадлежащие ОАО "ПГК", за время их нахождения под грузовой операцией.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выступлении представителя лица, участвующего в деле, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, между ОАО "РЖД" (железная дорога) и ОАО "Уфанефтехим" (пользователь) заключен договор от 02.03.2006 N 4/129 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий железной дороге, для пользователя на станции Загородная Куйбышевской железной дороги (в редакции дополнительных соглашений от 03.07.2007 и от 19.11.2007).
В пункте 13 указанного договора стороны установили технологическое время (два часа) на выполнение погрузо-разгрузочных операций с грузовыми вагонами на путях необщего пользования.
Согласно пункту 16 названного договора пользователь обязуется производить оплату сборов на подачу и уборку вагонов, предусмотренных Уставом, а также Тарифным руководством N 2.
Сборы и плата списываются железной дорогой через Самарский технологический центр по обработке перевозочных документов с лицевого счета пользователя.
В целях организации расчетов между ОАО "РЖД" и ОАО "Уфанефтехим" заключен договор от 07.05.2009 N 6Р/57 (в редакции протоколов разногласий и согласования разногласий), который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей; сборов, причитающихся железной дороге.
В июне 2010 года вагоны, принадлежащие ОАО "ПГК", прибыли в адрес ОАО "Уфанефтехим" на станцию Загородная, принадлежность вагонов N 51829273, 50976414, 51840916, 50440692, 51860443, 50226737, 73633687, 50434893, 51971745, 51831378, 73414443, 74077934, 50495092, 57668642, 50258524 подтверждается справкой АБДВП и не оспаривается сторонами.
В оригиналах транспортных железнодорожных накладных ЭК 722185, ЭК 722192, ЭК 722212 грузоотправителем порожних вагонов-цистерн указано ОАО "ПГК", грузополучателем - ОАО "Уфанефтехим", перевозчиком - ОАО "РЖД".
В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов N 066562 указанные вагоны в период с 16 часов 10 минут 28.06.2010 и до 11 часов 50 минут 29.06.2010 находились на путях необщего пользования ОАО "Уфанефтехим" под погрузкой нефтепродуктов (воинский транспорт).
Списание железной дорогой провозной платы в сумме 15 483 руб. 96 коп. подтверждается справкой о расчетах, счет-фактурой от 30.06.2010 и выпиской с лицевого счета.
В ответе от 31.01.2011 N 11/28 на претензию ОАО "Уфанефтехим" от 29.12.2010 о возврате платы, железная дорога сообщила, что спорные вагоны используются на правах инвентарного парка на основании договора от 15.12.2008 N 1429, заключенного с ОАО "ПГК", соответственно плата за пользование вагонами за все время нахождения возврату не подлежит.
Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Содержащиеся в постановлении суда апелляционной инстанции выводы не соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно статье 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Устава и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "РЖД", устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Практика рассмотрения данной категории споров также сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 10.03.2009 N 14391/08, согласно которому не может быть взыскана плата за пользование вагонами, поскольку такая плата, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, подлежит взысканию в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при условии соглашения сторон о размере платы, за пользование контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
Согласно представленным доказательствам спорные вагоны не принадлежат железной дороге, факт принадлежности вагонов, находившихся под погрузкой воинских грузов на путях необщего пользования ОАО "ПГК" подтвержден документально и не оспаривается сторонами.
Из имеющихся в материалах дела железнодорожных накладных также следует, что грузоотправителем порожних вагонов-цистерн является ОАО "ПГК", перевозчиком груза - ОАО "РЖД".
Для участия в процессе железнодорожных перевозок воинских грузов между ОАО "РЖД" и ОАО "ПГК" заключен договор от 15.12.2008 N 1429.
Согласно пункту 2.3 указанного договора датой предоставления железной дороге вагонов для перевозки указанных грузов является дата приема груза к перевозке на железнодорожной станции российских железных дорог, указанная в соответствующей графе транспортной накладной.
Соглашение сторон относительно взыскания платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД", отсутствует.
Проанализировав условия указанного договора по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в период нахождения спорных вагонов под грузовой операцией (погрузка нефтепродуктов) с 28.06.2010 по 29.06.2010 до приемки груза от ОАО "Уфанефтехим", железная дорога не может признаваться пользователем и владельцем общего парка, предоставленного ОАО "ПГК".
Таким образом, не допускается взыскание соответствующей платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, в местах необщего пользования.
Аналогичный правовой подход выработан при рассмотрении дела N А55-7341/2011 между теми же сторонами.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции, руководствуясь статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39 Устава, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", установив, что железная дорога необоснованно списала плату за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения их на путях необщего пользования под грузовыми операциями, удовлетворил иск.
Оснований для иной оценки спорных обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2011 по делу N А55-7957/2011 отменить, решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2011 по тому же делу оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Уфанефтехим" 2000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав условия указанного договора по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в период нахождения спорных вагонов под грузовой операцией (погрузка нефтепродуктов) с 28.06.2010 по 29.06.2010 до приемки груза от ОАО "Уфанефтехим", железная дорога не может признаваться пользователем и владельцем общего парка, предоставленного ОАО "ПГК".
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции, руководствуясь статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39 Устава, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", установив, что железная дорога необоснованно списала плату за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения их на путях необщего пользования под грузовыми операциями, удовлетворил иск.
Оснований для иной оценки спорных обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2012 г. N Ф06-1630/12 по делу N А55-7957/2011