г. Казань |
|
01 июня 2012 г. |
Дело N А55-14508/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Желаевой М.З., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Шамсутдиновой Р.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующего в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа представителя:
заявителя - Симкиной А.С., доверенность от 26.12.2011 N 2195,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Устинова О.В., доверенность от 28.12.2011 N 8133,
третьего лица: муниципального медицинского учреждения "Станция скорой медицинской помощи" - Калининой Н.А., доверенность от 26.01.2012 N 86,
в отсутствие:
муниципального предприятия городского округа Самара "Ремжилуниверсал" - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2011 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Апаркин В.Н., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-14508/2011
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения от 25.04.2011 N 01/476/2010-208 об отказе в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального медицинского учреждения "Станция скорой медицинской помощи", г. Самара (ИНН 6316029494, ОГРН 1026301171489); муниципального предприятия городского округа Самара "Ремжилуниверсал", г. Самара (ИНН 6316045489, ОГРН 1026301170081),
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) с заявлением о признании незаконным решения от 25.04.2011 N 01/476/2010-208 об отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - летний дом площадью 18,5 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Самарский район, пос. Проран, о. Поджабный, литера внутренняя Г, понуждении провести государственную регистрацию на указанный объект.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2012, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Представитель Управление Росреестра по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Департамента и муниципального медицинского учреждения "Станция скорой медицинской помощи", явившиеся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласились, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Ремжилуниверсал" о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2011 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2012 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает обжалуемые судебные акты законными и неподлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент 03.12.2010 обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - летний дом площадью 18,5 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Самарский район, пос. Проран, о. Поджабный, литера внутренняя Г, представив выписку из реестра муниципального имущества от 25.10.2010 N 15-07-16/56870, кадастровый паспорт здания от 23.09.2010, технический паспорт от 26.05.2010.
Управление Росреестра по Самарской области сообщением от 25.04.2011 N 01/476/2010-208 отказало в государственной регистрации права собственности заявителю, мотивировав тем, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, не представлены правоустанавливающие документы муниципальной собственности на летний дом площадью 18,5 кв. м, литера внутренняя Г.
Заявитель, не согласившись с отказом Управления Росреестра по Самарской области, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, установив, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены все документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ), которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного закона, пришли к правильному выводу, что у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - летний дом площадью 18,5 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Самарский район, пос. Проран, о. Поджабный, литера внутренняя Г.
Доводы кассационной жалобы, что данные выводы судов противоречат установленным по делу обстоятельствам, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Как установлено судами обеих инстанций, решением Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17.09.1992 N 222 в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1), Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 05.02.1993 N 217-р "Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения" утвержден перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность города Самары, который содержит указание на здравоохранение.
На основании решения Комитета по управлению имуществом г. Самары от 07.02.1994 N 128 "О закреплении муниципального имущества за муниципальным медицинским учреждением "Станция скорой помощи" заключен договор от 25.09.2000 N 0003310 о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в соответствии с которым определен порядок использования движимого и недвижимого муниципального имущества, закрепленного за муниципальным медицинским учреждением "Станция скорой помощи" на праве оперативного управления в соответствии с приложениями N 1-4 к договору.
Из перечня имущества по приложению N 1 к вышеуказанному договору следует, что муниципальному медицинскому учреждению "Станция скорой помощи" была передана турбаза (5 домиков), расположенная в пос. Проран.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив имеющееся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что муниципальному медицинскому учреждению "Станция скорой помощи" передана турбаза, расположенная в пос. Проран Самарского района, состоящая из 5 домиков, в числе которых находится летний дом площадью 18,5 кв. м, литера внутренняя Г.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного управления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что 5 домиков турбазы, расположенные в пос. Проран Самарского района, в том числе и летний дом площадью 18,5 кв. м, литера внутренняя Г, 1989 года постройки, являются объектами муниципальной собственности в соответствии с приложением N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, как объекты социально-культурного и бытового назначения.
Из выписки из реестра муниципальной собственности, на основании решения Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17.09.1992 N 222 данное нежилое здание 17.09.1992 включено в реестр муниципального имущества за номером 013706.
Таким образом, право муниципальной собственности на летний дом площадью 18,5 кв. м, литера внутренняя Г, возникло до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ, спорный объект недвижимости является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона, и указанное право является ранее возникшим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что правовая экспертиза представленных в Управление Росреестра по Самарской области документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам, поскольку право муниципальной собственности на летний дом площадью 18,5 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Самарский район, пос. Проран, о. Поджабный, является ранее возникшим в силу прямого указания закона.
При этом, принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что спорный объект состоит на кадастровом учете, указано его месторасположение, что также следует из технического паспорта, инвентарные номера объекта, площадь объекта, его назначение в кадастровом и техническом паспортах идентичны.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельством и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2012 без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2012 по делу N А55-14508/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 приложения N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что 5 домиков турбазы, расположенные в пос. Проран Самарского района, в том числе и летний дом площадью 18,5 кв. м, литера внутренняя Г, 1989 года постройки, являются объектами муниципальной собственности в соответствии с приложением N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, как объекты социально-культурного и бытового назначения.
Из выписки из реестра муниципальной собственности, на основании решения Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17.09.1992 N 222 данное нежилое здание 17.09.1992 включено в реестр муниципального имущества за номером 013706.
Таким образом, право муниципальной собственности на летний дом площадью 18,5 кв. м, литера внутренняя Г, возникло до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ, спорный объект недвижимости является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона, и указанное право является ранее возникшим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2012 г. N Ф06-3561/12 по делу N А55-14508/2011