г. Казань |
|
31 мая 2012 г. |
Дело N А55-18455/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егорововй М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
ответчика - Литонина А.В., доверенность от 28.10.2011 N 04/056,
третьих лиц - Литонина А.В., доверенность от 20.04.2012 (б/н), Суркина С.А., - доверенность от 08.06.2011 N 12/21,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Самарской области, г. Тольятти и Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-18455/2011
по заявлению Индивидуального предпринимателя Дуцева Владимира Ивановича г. Тольятти (ОГРНИП: 304632007800424 ИНН: 632200204226) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Самарской области, г. Тольятти, при участии третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области, г. Тольятти, о взыскании процентов в размере 131 530,83 руб. по пункту 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратился Индивидуальный предприниматель Дуцев Владимир Иванович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Дуцев В.И.) с заявлением (с учетом уточнения) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Самарской области (далее - ответчик, инспекция, Межрайонная ИФНС России N 19 по Самарской области) о взыскании процентов в размере 131 530,83 руб., начисленных на сумму излишне взысканного налога, на основании пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 заявление удовлетворено частично, с инспекции в пользу предпринимателя взысканы проценты в размере 119 542,57 руб. на основании пункта 5 статьи 79 НК РФ, а также расходы по уплате государственной пошлины с искового заявления в размере 4501,69 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 оставлено без изменения.
Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление) и Межрайонная ИФНС России N 19 по Самарской области не согласились с вышеуказанными судебными актами обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить судебные акты, в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказать.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без участия заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, заслушав объяснения представителей, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, пришла к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области) была проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2007, по результатам которой был составлен акт проверки от 24.08.2009 N 15-34/3/012.
На основании акта проверки Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области было вынесено решение от 21.10.2009 N 15-35/3/15 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым доначислены к уплате налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 779 000 руб., единый социальный налог (далее - ЕСН) в размере 120 103,02 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 615 235 руб., начислены пени в размере 32 849,94 руб., в том числе по ЕСН в размере 32 655,89 руб., применены штрафные санкции в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в размере 21 220,60 руб.
18 января 2010 года во исполнение данного решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области было принято решение N 67 о взыскании с предпринимателя указанных сумм налогов, пеней и штрафов в пределах сумм, указанных в требовании от 31.12.2009 N 6977, за счет денежных средств на счетах в банке, в том числе 1 398 075,89 руб. налогов, 32 849,94 руб. пеней, 21 220,60 руб. штрафов, а всего в размере 1 452 146,43 руб.
Указанные суммы были взысканы с предпринимателя по следующим инкассовым поручениям: от 20.01.2010 - 184,05 руб.; от 18.01.2010 N 21 671 877,87 руб. от 18.01.2010 N 122 - 120 103,02 руб.; от 18.01.2010 N 123; 32 665,89 руб.; от 18.01.2010 N 124 - 21 220,60 руб. от 18.01.2010 N 125 236 755,69 руб. согласно платежному ордеру от 20.01.2010 N 126; 21.01.2010 - 80 200 руб. согласно платежному ордеру от 21.01.2010 N 126; 25.01.2010 - 275 683,94 руб. согласно платежному ордеру от 25.01.2010 N 126; 26.01.2010 - 13 455,37 руб. согласно платежному ордеру от 26.01.2010 N 126.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2010 по делу N А55-38347/2009 было удовлетворено заявление предпринимателя к Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области и Управления с участием третьего лица Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области и признаны недействительными решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области от 21.10.2009 N 15-35/3/15 и решение Управления от 09.12.2009 N 03-15/30022 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа по ЕСН в размере 21 220,60 руб., предложения уплатить НДФЛ в размере 688 000 руб., ЕСН в размере 106 103,02 руб., НДС в размере 606 095 руб., а всего в размере 1 421 418,62 руб.
С учетом этого Межрайонная ИФНС России N 19 по Самарской области на основании решений от 08.02.2011 N 924, 925, 926, 927 произвела возврат на расчетный счет предпринимателя сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в общем размере 1 421 418,62 руб., из них: 10.02.2011 по платежным поручениям от 10.02.2011 N 676 688 000 руб.; от 10.02.2011 N 677 - 606 095 руб.; от 11.02.2011 N 882 21 220,60 руб.; от 11.02.2011 N 894 - 106 103,02 руб.
При этом в нарушение положений пункта 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканных налогов в общем размере 1 421 418,62 руб. была возвращена предпринимателю без начисления процентов со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В связи с этим предприниматель обратился в Арбитражный суд Самарской области с указанным заявлением.
Суды предыдущих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика, о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 79 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции с учетом проверки расчета процентов, представленного заявителем, правомерно в силу положений пункта 5 статьи 79 НК РФ определил сумму процента подлежащей взысканию в пользу предпринимателя размере 119 542,57 руб.
Во взыскании остальной части процентов суд первой инстанции правомерно отказал в связи с неправильным расчетом предпринимателем их суммы.
Расчет процентов, произведенный судом первой инстанции, основан на материалах дела. Межрайонная ИФНС России N 19 по Самарской области. Сам расчет процентов в кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 19 по Самарской области не оспаривает.
При этом суд апелляционной инстанции считает несостоятельной ссылку Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области и оценка доводам Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области о применении в расчете процентов 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации дана судом апелляционной инстанции.
Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судом, в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы инспекции относительно изменения судом и основания и предмета заявленных требований судебная коллегия находит не состоятельным. В рассматриваемом случае заявителем не менялось основание заявленных требований.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции полагает необходимым изменить резолютивную часть решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.
В силу изложенного в пользу общества с Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области подлежат взысканию проценты в размере 119 542,57 руб. за счет средств соответствующего бюджета в зависимости от налогового обязательства.
Таким образом, поскольку судами не учтено, что налоги, пени и штрафы, взысканные с предпринимателя были перечислены в бюджетную систему Российской Федерации на счета Федерального казначейства и, следовательно, подлежат взысканию из соответствующего бюджета, а не за счет средств инспекции, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемые судебные акты изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области в пользу предпринимателя проценты в размере 119 542,57 руб. за счет средств соответствующего бюджета.
Постановление апелляционной инстанции также подлежит изменению в части оставления без изменения решения суда первой инстанции в указанной части.
В остальной части решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 по делу N А55-18455/2011 изменить.
Абзац второй резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 по делу N А55-18455/2011 в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области процентов изложить в следующей редакции: "Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области в пользу Индивидуального предпринимателя Дуцева Владимира Ивановича проценты в размере 119 542,57 руб. за счет средств соответствующего бюджета".
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 по делу N А55-18455/2011 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика, о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 79 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции с учетом проверки расчета процентов, представленного заявителем, правомерно в силу положений пункта 5 статьи 79 НК РФ определил сумму процента подлежащей взысканию в пользу предпринимателя размере 119 542,57 руб.
...
Согласно части 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2012 г. N Ф06-3222/12 по делу N А55-18455/2011