г. Казань |
|
28 мая 2012 г. |
Дело N А12-5723/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Желаевой М.З.,
в отсутствие:
остальных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресторатор и К", г. Волгоград,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного от 28.11.2011 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Дубровина О.А., Комнатная Ю.А.)
по делу N А12-5723/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресторатор и К", г. Волгоград, к администрации г. Волгограда, с участием третьих лиц: Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, г. Волгоград, муниципального учреждения "Физкультурно-оздоровительный комплекс Советского района Волгограда", г. Волгоград, о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 27.06.2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресторатор и К" (далее - "Ресторатор и К", Общество) признано недействительным постановление администрации Волгограда от 12.01.2011 N 19 "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 6-26-52) для строительства объекта Обществу как противоречащее положениям статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В порядке восстановления нарушенного права суд обязал администрацию Волгограда (далее - Администрация) устранить допущенные нарушения путем принятия в соответствии со статьей 32 ЗК РФ постановления о предоставлении ООО "Ресторатор и К" земельного участка с кадастровым номером 34:34:060029:51 площадью 21 003 кв. м, расположенного по адресу: пр. Университетский, д. 45б, в Советском районе Волгограда, для строительства торгового центра и заключения с Обществом в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 30 ЗК РФ договора аренды земельного участка.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 решение суда первой инстанции от 27.06.2011 отменено, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Ресторатор и К" просит постановление суда апелляционной инстанции от 28.11.2011 отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции от 27.06.2011.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от ООО "Ресторатор и К" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Рассмотрев данное ходатайство коллегия, руководствуясь статьями 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), его отклонила.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании от 15.05.2012 судом кассационной инстанции объявлен перерыв до 13 часов 55 минут 22.05.2012, после которого заседание продолжено.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Администрацией 29.03.2007 принято постановление N 782 "О назначении и проведении публичных слушаний по проекту планировки и межевании территории центральной части Советского района". Публичные слушания проведены 09.04.2007. Проект планировки и межевания территории, предусматривающий, в том числе строительство нового стадиона и строительство торгового центра, одобрен большинством голосов (т. 1, л.д. 48, 50-57).
Постановлением Администрации от 25.05.2007 N 1390 утвержден проект планировки и межевания территории центральной части Советского района в соответствии с заключением Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 06.02.2007 N ГД-07-14, протоколом публичных слушаний от 09.04.2007 (т. 1, л.д. 39, 40).
Письмом от 18.09.2008 N ар9441-08 Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда сообщил Обществу о том, что по результатам рассмотрения проекта границ земельного участка (учетный N 6-29-52) площадью 21 003 кв.м. по объекту: "Торговый центр по пр. Университетскому в квартале 06_10_180 в Советском районе" комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 11.09.2008 принято положительное решение (т. 1 л.д. 46).
Постановлением Администрации от 21.10.2008 N 2185 ООО "Ресторатор и К" предварительно согласовано место размещения торгового центра на земельном участке (учетный N 5-29-52) площадью 21 003 кв.м. в квартале 06_10_180 по пр. Университетскому в Советском районе, утвержден акт выбора земельного участка от 11.09.2008 N АВ - 08 - 39. Обществу предписано обеспечить в установленном порядке установление границ участка на местности, его государственный кадастровый учет. Срок действия постановления установлен в три года (т. 1, л.д. 42-45, 47).
Общество 07.12.2010 обратилось в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Комитет) с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства и заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка (т. 1, л.д. 29, 30-32, 33, 35-37).
Муниципальное учреждение "Физкультурно-оздоровительный комплекс Советского района Волгограда" (далее - МУ "ФОК Советского района Волгограда") в своих сообщениях, имеющихся в материалах дела, указывало на то, что в нарушение пункта 3.2. постановления администрации г. Волгограда от 21.10.2008 N 2185 "О предварительном согласовании места размещения торгового центра общества с ограниченной ответственностью "Ресторатор и К"" Общество оформило кадастровый паспорт на земельный участок, в границах которого располагается большая часть стадиона МУ "ФОК Советского района Волгограда", включая муниципальные объекты недвижимости.
Кроме того, Комитет в пояснениях, также имеющихся в материалах дела (т. 2, л.д. 29-30), указывает на невозможность предоставления Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства торгового центра, поскольку данный спорный участок находится в рекреационной функциональной зоне. Строительство торгового центра на данном участке повлечет уничтожение объектов недвижимости в составе стадиона, находящегося в муниципальной собственности, правомочия собственника которых осуществляет департамент муниципального имущества администрации Волгограда. Также Комитет ссылается на то, что доказательств отчуждения в установленном законном порядке указанного имущества Обществу для их сноса в материалах дела не имеется, равно как и согласия департамента муниципального имущества на предоставление участка Обществу под строительство и снос объектов муниципальной собственности.
Постановлением администрации Волгограда от 12.01.2011 N 19 Обществу отказано в предоставлении земельного участка для строительства торгового центра (т. 1, л.д. 28).
ООО "Ресторатор и К", считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации от 12.01.2011 N 19 и восстановлении нарушенного права путем обязания Администрации заключить с Обществом договор аренды земельного участка площадью 21 003 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр. Университетский, д. 45б.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованный судебный акт, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1 и 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Таким образом, из содержания приведенных правовых норм следует, что предоставление земельного участка осуществляется посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, при обращении с соответствующим заявлением и представлением кадастровой карты (плана) земельного участка, на основании чего органы, указанные статьей 29 ЗК РФ, предоставляют земельный участок или отказывают в его предоставлении.
В соответствии со статьями 11, 29 ЗК РФ, пунктом 5 статьи 39 Устава Волгограда органом, осуществляющим предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, является Администрация.
Из оспариваемого постановления Администрации от 12.01.2011 N 19 следует, что основанием для его принятия послужило нарушение требований части 5 статьи 30 ЗК РФ, а именно не представление кадастрового паспорта земельного участка, а также нарушение требований части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в рекреационной зоне.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрацией не представлены доказательства в подтверждение законности оспариваемого постановления.
Из смысла статьи 31 ЗК РФ следует, что целями выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является выяснение вопроса о возможности на испрашиваемом земельном участке построить конкретный объект недвижимости, о соответствии будущего объекта недвижимости требованиям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительных и санитарных норм и правил, иным обязательным требованиям.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка и проектом границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.2 постановления Администрации от 11.06.2004 N 790 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде" Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми документами рассматривает вопрос о возможности строительства на испрашиваемом земельном участке объекта, указанного в заявлении, и формировании земельного участка. Результатом рассмотрения является градостроительное заключение о соответствии заявленного для предоставления для целей строительства объекта земельного участка градостроительной документации.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с разделом 1 решения Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112 "Об утверждении Генерального плана Волгограда" генеральный план - основной вид градостроительной документации о планировании развития территории города, определяющий градостроительную стратегию и условия формирования среды жизнедеятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Генеральном плане определяется функциональное назначение городских территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, решения о предоставлении земельных участков на территории Волгограда в силу указанных выше правовых норм принимаются на основании Генерального плана, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112.
Как следует из представленного в материалы дела заключения Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, данного на основании Генерального плана Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112, испрашиваемый земельный участок расположен в рекреационной функциональной зоне (зоне городских скверов, парков, бульваров), на землях общего пользования.
При этом в соответствии со статьей 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли общего пользования, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В материалы дела также представлено письмо Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 14.10.2011 N ap11331-11, согласно которому в соответствии с Генеральным планом Волгограда земельный участок по пр. Университетскому, д. 45б в Советском районе Волгограда расположен в рекреационной функциональной зоне (зоне городских парков, скверов, бульваров), в которой не предусмотрено размещение объектов торгового назначения, в подтверждение чего суду апелляционной инстанции представлена выкопировка из Генерального плана Волгограда.
При этом изменения в Генеральный план Волгограда в части изменения функциональной зоны по вышеназванному адресу с рекреационной на общественно-деловую не вносились. Обществом доказательств обратного не представлено.
Кроме того, согласно пункту 7.8.1. постановления главы Администрации Волгоградской области от 05.09.2007 N 1574 (ред. от 21.01.2011) "Об утверждении временных региональных нормативов градостроительного проектирования Волгоградской области" на территории парка разрешается строительство зданий для обслуживания посетителей и эксплуатации парка. Площадь застройки не должна превышать 7 процентов территории парка.
Торговый центр, для целей строительства которого земельный участок был Обществу предварительно согласован постановлением Администрации от 21.10.2008 N 2185 (учетный N 5-29-52) площадью 21 003 кв.м. в квартале 06_10_180 по пр. Университетскому в Советском районе указанным рекреационным целям не соответствует.
Таким образом, размещение торгового комплекса в рекреационной зоне противоречит документам территориального планирования, в связи с чем Администрация при вынесении оспариваемого постановления правомерно указала на невозможность предоставления Обществу испрашиваемого земельного участка в аренду в силу нарушения требований части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 32 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"", действовавшей на день подачи Обществом заявления от 07.12.2010, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что к заявлению Общества не прилагалась кадастровая карта (план) спорного земельного участка.
Поскольку кадастровый паспорт спорного земельного участка вместе с заявлениями от 07.12.2010 не был представлен в Комитет, судебная коллегия приходит к выводу, что Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением, не отвечающим требованиям статьи 32 ЗК РФ по составу прилагаемых к нему документов. Следовательно, у Администрации отсутствовали предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации основания для принятия решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка и имелись законные основания для вынесения оспариваемого постановления.
Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам, а отказ в удовлетворении заявленных требований - правомерным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела, установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного от 28.11.2011 по делу N А12-5723/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 2 статьи 32 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"", действовавшей на день подачи Обществом заявления от 07.12.2010, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
...
Поскольку кадастровый паспорт спорного земельного участка вместе с заявлениями от 07.12.2010 не был представлен в Комитет, судебная коллегия приходит к выводу, что Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением, не отвечающим требованиям статьи 32 ЗК РФ по составу прилагаемых к нему документов. Следовательно, у Администрации отсутствовали предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации основания для принятия решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка и имелись законные основания для вынесения оспариваемого постановления."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2012 г. N Ф06-3030/12 по делу N А12-5723/2011