г. Саратов |
|
28 ноября 2011 г. |
Дело N А12-5723/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаткиной М.Т.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград) и администрации г. Волгограда (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2011 года
по делу N А12-5723/2011, принятое судьей Середа Н.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресторатор и К" (г.Волгоград)
к администрации г. Волгограда (г. Волгоград)
третьи лица: Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (г. Волгоград), Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград), МУ "Физкультурно-оздоровительный комплекс Советского района Волгограда" (г. Волгоград)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 27.06.2011 г. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресторатор и К" (далее - ООО "Ресторатор и К", Общество) признано недействительным постановление администрации Волгограда N 19 от 12.01.2011 г.. "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 6-26-52) для строительства объекта обществу с ограниченной ответственностью "Ресторатор и К" как противоречащее положениям ст. ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В порядке восстановления нарушенного права суд обязал администрацию Волгограда устранить допущенные нарушения путем принятия в соответствии со ст.32 ЗК РФ постановления о предоставлении ООО "Ресторатор и К" земельного участка с кадастровым номером 34:34:060029:51 площадью 21 003 кв.м, расположенного по пр. Университетскому, 45б в Советском районе Волгограда, для строительства торгового центра и заключения с Обществом в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 30 ЗК РФ договора аренды земельного участка.
Администрация Волгограда, не согласившись с принятым решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, полагая, что решение вынесено судом первой инстанции с нарушением норм материального и процессуального права, также обратился с апелляционной жалобой о его отмене и отказе в удовлетворении заявления Общества по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Общество считает принятое по делу решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене, отзыв на апелляционные жалобы не представило.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, открытом 14.11.2011 г.., объявлялся перерыв до 12 час. 20 мин. 21.11.2011 г..
В соответствии с ч.ч.3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционных жалоб администрации Волгограда и Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда проводится в отсутствие представителей заявителей апелляционных жалоб, Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, МУ "Физкультурно-оздоровительный комплекс Советского района Волгограда", извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что принятое по делу решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.03.2007 г.. администрацией Волгограда принято постановление N 782 "О назначении и проведении публичных слушаний по проекту планировки и межевании территории центральной части Советского района". Публичные слушания проведены 09.04.2007 г.. Проект планировки и межевания территории, предусматривающий, в том числе строительство нового стадиона и строительство торгового центра, одобрен большинством голосов (т.1, л.д. 48, 50-57).
Постановлением администрации Волгограда от 25.05.2007 г.. N 1390 утвержден проект планировки и межевания территории центральной части Советского района в соответствии с заключением Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 06.02.2007 г.. N ГД-07-14, протоколом публичных слушаний от 09.04.2007 г. (т.1, л.д.39, 40).
Письмом от 18.09.2008 г.. N ар9441-08 Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда сообщил Обществу о том, что по результатам рассмотрения проекта границ земельного участка (учетный N 6-29-52) площадью 21003 кв.м по объекту: "Торговый центр по пр. Университетскому в квартале 06_10_180 в Советском районе" комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 11.09.2008 г.. принято положительное решение (т.1 л.д.46).
Постановлением администрации Волгограда от 21.10.2008 г.. N 2185 ООО "Ресторатор и К" предварительно согласовано место размещения торгового центра на земельном участке (учетный N 5-29-52) площадью 21003 кв.м в квартале 06_10_180 по пр. Университетскому в Советском районе, утвержден акт N АВ-08-39 выбора земельного участка от 11.09.2008 г.. Обществу предписано обеспечить в установленном порядке установление границ участка на местности, его государственный кадастровый учет. Срок действия постановления установлен в три года (т.1, л.д. 42-45, 47).
Общество 07.12.2010 г.. обратилось в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства и заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка (т.1, л.д. 29, 30-32, 33, 35-37).
Постановлением администрации Волгограда от 12.01.2011 г.. N 19 Обществу отказано в предоставлении земельного участка для строительства торгового центра (т.1, л.д. 28).
ООО "Ресторатор и К", считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Волгограда от 12.01.2011 г.. N 19 и восстановления нарушенного права путем обязания ответчика заключить с Обществом договор аренды земельного участка площадью 21 003 кв.м, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр. Университетский, 45б.
Суд первой инстанции, признавая оспариваемое постановление администрации Волгограда недействительным, пришел к выводу, что оно не соответствует ст. ст.30-32 ЗК РФ и нарушает права Общества, которое не имеет возможности осуществить строительство объекта на указанном земельном участке.
При этом суд первой инстанции посчитал выбранный заявителем способ восстановления нарушенного права не соответствующим заявленным требованиям и обязал администрацию Волгограда принять постановление о предоставлении ООО "Ресторатор и К" спорного земельного участка в порядке ст.32 ЗК РФ и заключения с ним в соответствии с п.3 ч.7 ст.30 ЗК РФ договора аренды земельного участка.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч.ч. 1 и 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Таким образом, из содержания приведенных правовых норм следует, что предоставление земельного участка осуществляется посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, при обращении с соответствующим заявлением и представлением кадастровой карты (плана) земельного участка, на основании чего органы, указанные ст. 29 ЗК РФ, предоставляют земельный участок или отказывают в его предоставлении.
В соответствии со ст. ст. 11, 29 ЗК РФ, п.5 ст. 39 Устава Волгограда органом, осуществляющим предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, является администрация Волгограда.
Из оспариваемого постановления администрации Волгограда N 19 от 12.01.2011 г.. следует, что основанием для его принятия послужило нарушение требований ч. 5 ст. 30 ЗК РФ, а именно не представление кадастрового паспорта земельного участка, а также нарушение требований ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в рекреационной зоне.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что администрацией Волгограда не представлены доказательства в подтверждение законности оспариваемого постановления.
Из смысла ст.31 ЗК РФ следует, что целями выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является выяснение вопроса о возможности на испрашиваемом земельном участке построить конкретный объект недвижимости, о соответствии будущего объекта недвижимости требованиям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительных и санитарных норм и правил, иным обязательным требованиям.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка и проектом границ земельного участка.
В соответствии с п. 2.2 Постановления администрации г. Волгограда от 11.06.2004 г.. N 790 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде" Комитет по градостроительству и архитектуре в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми документами рассматривает вопрос о возможности строительства на испрашиваемом земельном участке объекта, указанного в заявлении, и формировании земельного участка. Результатом рассмотрения является градостроительное заключение о соответствии заявленного для предоставления для целей строительства объекта земельного участка градостроительной документации.
Согласно п.п. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с разделом 1 решения Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 г. N 47/1112 "Об утверждении Генерального плана Волгограда" генеральный план - основной вид градостроительной документации о планировании развития территории города, определяющий градостроительную стратегию и условия формирования среды жизнедеятельности.
В соответствии с п.1 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Генеральном плане определяется функциональное назначение городских территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, решения о предоставлении земельных участков на территории Волгограда в силу указанных выше правовых норм принимаются на основании Генерального плана, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 г. N 47/1112.
Как следует из представленного в материалы дела заключения комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, данного на основании Генерального плана Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 г. N 47/1112, испрашиваемый земельный участок расположен в рекреационной функциональной зоне (зоне городских скверов, парков, бульваров), на землях общего пользования.
При этом в соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли общего пользования, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В материалы дела также представлено письмо Комитета по градостроительству и архитектуре от 14.10.2011 г. N ap 11331-11, согласно которому в соответствии с Генеральным планом Волгограда земельный участок по пр.Университетскому, 45 б в Советском районе Волгограда расположен в рекреационной функциональной зоне (зоне городских парков, скверов, бульваров), в которой не предусмотрено размещение объектов торгового назначения, в подтверждение чего суду апелляционной инстанции представлена выкопировка из Генерального плана Волгограда.
При этом изменения в Генеральный план Волгограда в части изменения функциональной зоны по вышеназванному адресу с рекреационной на общественно-деловую не вносились. Доказательств обратного Обществом не представлено.
Кроме того, согласно пункту 7.8.1. Постановления Главы Администрации Волгоградской обл. от 05.09.2007 г.. N 1574 (ред. от 21.01.2011 г..) "Об утверждении временных региональных нормативов градостроительного проектирования Волгоградской области" на территории парка разрешается строительство зданий для обслуживания посетителей и эксплуатации парка. Площадь застройки не должна превышать 7 процентов территории парка.
Торговый центр, для целей строительства которого земельный участок был обществу предварительно согласован постановлением администрации Волгограда от 21.10.2008 г. N 2185 (учетный N 5-29-52) площадью 21003 кв.м в квартале 06_10_180 по пр. Университетскому в Советском районе) указанным рекреационным целям не соответствует.
Таким образом, размещение торгового комплекса в рекреационной зоне противоречит документам территориального планирования, в связи с чем администрация Волгограда при вынесении оспариваемого постановления правомерно указала на невозможность предоставления Обществу испрашиваемого земельного участка в аренду в силу нарушения требований ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 32 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 13.05.2008 г.. N 66-ФЗ, действовавшей на день подачи Обществом заявления от 07.12.2010 г.., исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что к заявлению Общества не прилагалась кадастровая карта (план) спорного земельного участка.
Поскольку кадастровый паспорт спорного земельного участка вместе с заявлениями от 07.12.2010 г. не был представлен в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, судебная коллегия приходит к выводу, что общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением, не отвечающим требованиям ст. 32 ЗК РФ по составу прилагаемых к нему документов. Следовательно, у администрации Волгограда отсутствовали предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации основания для принятия решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка и имелись законные основания для вынесения оспариваемого постановления.
Принимая во внимание совокупность установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2011 года по делу N А12-5723/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Ресторатор-и К" требований отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-5723/2011
Истец: ООО "Ресторатор и К"
Ответчик: Администрация города Волгограда
Третье лицо: Комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, МУ "Физкультурно-оздоровительный комплекс Советского района Волгограда"