г. Казань |
|
31 мая 2012 г. |
Дело N А57-8961/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Салиховой З.И.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчиков - извещены, не явились,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.11.2012 (судья Ефимов Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Клочкова Н.А., Самохвалова А.Ю.)
по делу N А57-8961/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛИЯ-С". г. Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов", к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании в порядке субсидиарной ответственности денежных средств в сумме 99 899 руб. 50 коп., затрат на оплату услуг представителей в сумме 15 000 руб. и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб., с участием третьих лиц: муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Волжскому району г. Саратова", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛИЯ-С" (далее - ООО "ЛИЯ-С", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности денежных средств в сумме 99 899 руб. 50 коп., затрат на оплату услуг представителей в сумме 15 000 руб. и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.11.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012, заявленные требования удовлетворены. С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "ЛИЯ-С" в порядке субсидиарной ответственности взыскана задолженность в сумме 99 899 руб. 50 коп., расходы на оплату услуг представителей в сумме 15 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3995 руб. 98 коп.,
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что судами не был установлен главный распорядитель бюджетных средств, который в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) выступает ответчиком по долгам подведомственного учреждения.
По мнению подателя жалобы, главным распорядителем денежных средств для муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Волжскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова", учреждение) является либо Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", либо администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.04.2010 по делу N А57-2882/2010, вступившим в законную силу 11.05.2010, с МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова" в пользу ООО "ЛИЯ-С" была взыскана задолженность в сумме 81 941 руб. 50 коп., расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2958 руб. Арбитражным судом был выдан исполнительный лист АС N 000724589.
В целях взыскания задолженности по вышеуказанному исполнительному документу арбитражного суда, ООО "ЛИЯ-С" 12.10.2010 направило исполнительный лист АС N 000724589 в Саратовский межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам.
Судебным приставом-исполнителем Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам Толмачевым А.А. 28.10.2010 было вынесено постановление об окончании исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа Арбитражного суда Саратовской области АС N 000724589, ввиду отсутствия имущества у должника, на которое может быть обращено взыскание.
Поскольку задолженность основным должником не погашена, истец в соответствии со статьями 120 и 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратился с требованием о взыскании задолженности в размере 99 899 руб. 50 коп. в порядке субсидиарной ответственности с собственника имущества должника - муниципального образования "Город Саратов".
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Основной должник - МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова" по своему организационно-правовому статусу является муниципальным учреждением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 ГК РФ и частью 1 статьи 161 БК РФ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Собственником имущества МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова" является муниципальное образование "Город Саратов".
Следовательно, субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова" несет муниципальное образование "Город Саратов".
В соответствии со статьей 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 (далее - Положение), Комитет по финансам является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации муниципального образования "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии с пунктом 3.44 Положения Комитет по финансам выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
В силу пункта 3.45 Положения Комитет по финансам исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Как установлено судами, денежных средств у МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова" либо иного имущества, за счет которого могут быть удовлетворены требования истца к МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова", не имеется, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.10.2010.
Таким образом, поскольку исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника имущества учреждения (должника), является Комитет по финансам, суд первой инстанции правомерно указал в решении на взыскание денежных средств с муниципального образования в лице Комитета по финансам за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными и не находит оснований для их отмены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012 по делу N А57-8961/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 120 ГК РФ и частью 1 статьи 161 БК РФ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
...
В соответствии со статьей 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
...
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2012 г. N Ф06-3501/12 по делу N А57-8961/2011