г. Казань |
|
13 июня 2012 г. |
Дело N А55-19474/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Мельниковой Н.Ю., Филимонова С.А.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Уют-142"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2011 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Балашева В.Т., Туркин К.К.)
по делу N А55-19474/2011
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Уют-142" (ИНН: 6315417060, ОГРН: 1096315000165) к закрытому акционерному обществу "Предприятие тепловых сетей" (ИНН: 6315530348, ОГРН: 1026300955284), с участием третьего лица - открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350) о применении последствий недействительности ничтожного договора,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Уют-142" (далее - ТСЖ "Уют-142", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Предприятие тепловых сетей" (далее - ЗАО "ПТС", ответчик) о применении последствий недействительности ничтожного договора снабжения тепловой энергией от 01.03.2009 N 2736, заключенного ответчиком с истцом, обязав истца оплатить потребленную им тепловую энергию в количестве 963,5 Г/кал на сумму 868 179 руб. 60 коп., а ответчика - возвратить истцу полученные по договору денежные средства, превышающие стоимость потребленного тепла в сумме 645 773 руб. 48 коп.
Исковые требования заявлены со ссылкой на статьи 166-168, 422, 539, 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", методику определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденную приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.05.2000 N 105 (далее - методика N 105), и мотивированы тем, что в оспариваемом договоре величина тепловой нагрузки и, соответственно, количество тепловой энергии определены в нарушение требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок их определения.
Определением арбитражного суда от 09.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее -ОАО "ВТГК", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2011 по делу N А55-19474/2011 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 данное судебное решение оставлено без изменения.
ТСЖ "Уют-142", не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области, по основаниям, изложенным в жалобе.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами ТСЖ "Уют-142", и просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит, по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, между ответчиком (энергоснабжающая организация) и истцом (абонент) был заключен договор снабжения тепловой энергией от 01.03.2009 N 2736, по условиям которого ответчик обязуется осуществлять доставку истцу полученной от третьего лица тепловой энергии в горячей воде и теплоносителе, а истец обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать режим ее потребления в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных договором.
Пунктом 2.2. договора стороны согласовали ориентировочное количество энергии, потребляемой абонентом в годовой период, которое составило 2388,3 Гкал с максимумом тепловой нагрузки 0,8189 Гкал/час. Ориентировочная сумма договора на момент его заключения составляла 2 467 571 руб. 77 коп. (с учетом налога на добавленную стоимость) в год. Ориентировочный расчет теплоотпуска абонента с учетом тепловых потерь стороны согласовали в приложении N 2 к договору.
Согласно пункту 4.1. договора учет количества подаваемой тепловой энергии и теплоносителя абоненту производится энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов учета абонента, а при отсутствии прибора учета или при несвоевременном предоставлении показаний прибора учета определяется на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, в соответствии с Методикой N 105.
Полагая, что указанные в оспариваемом договоре величина тепловой нагрузки и, соответственно, количество тепловой энергии не соответствуют обязательным правилам - статье 541 ГК РФ и Методике N 105, а тепловая нагрузка, установленная договором, не соответствует фактической, в результате чего на стороне ответчика возникла переплата за фактически полученное количество тепловой энергии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные исковые требования, Арбитражные суды исходили из следующего.
Заключенный сторонами договор от 01.03.2009 N 2736 по своей природе является договором энергоснабжения, который регулируется нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям сторон, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оспаривая величину тепловой нагрузки, указанную в оспариваемом договоре, истец фактически оспаривает количество полученной от ответчика тепловой энергии.
Однако наличие спора по количеству полученной тепловой энергии и оспаривание истцом величины тепловой нагрузки по договору не влечет за собой признание договора недействительным.
При этом суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что заключенный сторонами договор не противоречит требованиям статьи 541 ГК РФ и Методике N 105, и что оснований для признания данного договора либо его части недействительным (ничтожным) по указанным обстоятельствам не имеется.
Данный вывод судом противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15.07.2010 N 2380/10.
Так, в силу требований пунктов 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) истец - товарищество собственников жилья является исполнителем коммунальных услуг.
В целях оказания населению коммунальных услуг товарищество приобретает у ресурсоснабжающей организации, которой в спорных отношениях является ответчик, тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения обслуживаемого товариществом жилого дома.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг аналогичным образом предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии на отопление и норматива потребления горячей воды при установлении порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
В соответствии с договором, заключенным между сторонами, ответчик осуществляет отпуск коммунального ресурса - тепловую энергию и горячую воду, а население жилого дома, управляемого товариществом, потребляет тепловую энергию и горячую воду.
В настоящем случае коммунальный ресурс приобретается у ресурсоснабжающей организации товариществом как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам-потребителям коммунальной услуги.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая норму пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг, коллегия полагает, что суды пришли к ошибочному выводу о допустимости согласования сторонами в договоре метода определения количества поставленной товариществу тепловой энергии при отсутствии приборов учета, не соответствующего положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и названным Правилам. Вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Следовательно, выводы судов о правильности применяемого расчета, в отсутствии приборов учета определившей количество тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречат названным нормам.
Однако коллегия приходит к заключению, что данный ошибочный вывод судов не привел к неправильному разрешению настоящего спора, поскольку истцом заявлено исковое требование о применении последствий недействительности ничтожного договора снабжения тепловой энергии от 01.03.2009 N 2736.
При этом требуемая денежная сумма к оплате и возврату рассчитана истцом в соответствии с условиями договора и применением Методики N 105. Однако данный расчет истца, в отсутствии приборов учета определивший количество тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречит вышеуказанным нормам, и не может быть принят судом кассационной инстанции.
Доводы, изложенные истцом в кассационной жалобе не имеют правого значения при разрешения данного спора и не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 по делу N А55-19474/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
...
Поскольку в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая норму пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг, коллегия полагает, что суды пришли к ошибочному выводу о допустимости согласования сторонами в договоре метода определения количества поставленной товариществу тепловой энергии при отсутствии приборов учета, не соответствующего положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и названным Правилам. Вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 июня 2012 г. N Ф06-3989/12 по делу N А55-19474/2011