г. Казань |
|
13 июня 2012 г. |
Дело N А65-16466/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Тяпковой И.Н. (доверенность от 06.06.2012 N 1), Гимаевой З.Т. (доверенность от 06.06.2012 N 52),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2011 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Марчик Н.Ю.)
по делу N А65-16466/2011
по заявлению муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (ИНН 1648011406, ОГРН 1021606755939) к отделу надзорной деятельности по Зеленодольскому муниципальному району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, город Зеленодольск Республики Татарстан, об оспаривании постановления от 11.07.2011 N 0326-2011-0595, с участие заинтересованного лица: Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1648017863),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к отделу надзорной деятельности по Зеленодольскому муниципальному району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (далее - административный орган) об оспаривании постановления от 11.07.2011 N 0326-2011-0595 по делу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия находит их подлежащими отмене.
Как установлено судом, на основании распоряжения от 14.06.2011 N 189 в отношении заявителя была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- в малом спортивном зале отсутствует второй эвакуационный выход;
- на третьем этаже школы отсутствуют непосредственные выходы из коридора на лестничные клетки;
- на 2-м, 3-м этажах отделка выполнена горючим материалами;
- отсутствуют устройства защитного отключения электроснабжения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников;
- не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкции чердачного помещения в 2011 году;
- не проведена проверка работоспособности и требуемого расхода воды противопожарного водопровода;
- на люках чердачных помещении отсутствует информация о месте хранения ключей.
28 июня 2011 года административным органом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 0326-2011-0595.
11 июля 2011 года вынесено постановление N 0326-2011-0595 о привлечении заявителя к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленного требования, суды обеих инстанций исходили из того, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов в части наличия нарушений правил противопожарной безопасности обоснованными.
Между тем, при принятии судебных актов судами не учтено следующее.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Статьей 38 Закона о пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности как лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственников имущества.
Однако ни Кодекс Российской Федерации об административной ответственности, ни Закон о пожарной безопасности не устанавливает четких критериев для разделения ответственности собственником имущества и лиц, уполномоченных владеть, распоряжаться или пользоваться имуществом.
Согласно уставу заявитель является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, имущество на праве оперативного управления.
Частью 2 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Пунктом 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что учредителем бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.
Здание детского сада, в соответствии со статьей 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", подлежит закреплению собственником - муниципальным образованием, на праве оперативного управления за учреждением.
Согласно постановлению руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского района Республики Татарстан от 28.12.2010 N 2640 муниципальные образовательные учреждения Зеленодольского района являются бюджетными учреждениями.
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрена обязанность органов местного самоуправления проводить разработку и осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечение образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать, в том числе, и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.
Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения дошкольного образования финансируются собственником.
Ответственность самого образовательного учреждения за нарушение правил пожарной безопасности возникает в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим приказом Гособразования Союза Советских Социалистических Республик от 04.07.1989 N 541 "О введение в действие Правил пожарной безопасности", не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания, наличием или отсутствием инженерных противопожарных систем.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что у административного органа и судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности за правонарушения, связанные с конструктивными недостатками здания.
Принимая во внимание положения вышеназванных нормативных актов, а также положения статьи 38 Закона о пожарной безопасности, в соответствии с которой ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут как лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственники имущества, суд должен был дать оценку доводам образовательного учреждения с учетом особенностей его организационно-правовой формы - муниципального бюджетного образовательного учреждения.
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Судами не исследованы доказательства, подтверждающие дату введения в эксплуатацию здания детского сада, поскольку в силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установленные данным Законом правила пожарной безопасности на него не могут быть распространены на здания предшествующих годов постройки.
Поскольку судебные акты приняты по неполностью исследованным обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции считает решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует проверить обоснованность привлечения заявителя к административного ответственности с учетом изложенного и вынести обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 по делу N А65-16466/2011 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответственность самого образовательного учреждения за нарушение правил пожарной безопасности возникает в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим приказом Гособразования Союза Советских Социалистических Республик от 04.07.1989 N 541 "О введение в действие Правил пожарной безопасности", не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания, наличием или отсутствием инженерных противопожарных систем.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что у административного органа и судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности за правонарушения, связанные с конструктивными недостатками здания.
Принимая во внимание положения вышеназванных нормативных актов, а также положения статьи 38 Закона о пожарной безопасности, в соответствии с которой ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут как лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственники имущества, суд должен был дать оценку доводам образовательного учреждения с учетом особенностей его организационно-правовой формы - муниципального бюджетного образовательного учреждения.
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Судами не исследованы доказательства, подтверждающие дату введения в эксплуатацию здания детского сада, поскольку в силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установленные данным Законом правила пожарной безопасности на него не могут быть распространены на здания предшествующих годов постройки."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 июня 2012 г. N Ф06-3762/12 по делу N А65-16466/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16466/11
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3762/12
14.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-45/12
13.12.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14717/11
16.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16466/11