г. Самара |
|
14 февраля 2012 г. |
Дело N А65-16466/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сальмановым А.Р.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 февраля 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 ноября 2011 года по делу N А65-16466/2011 (судья Кириллов А.Е.)
по заявлению Муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (ИНН 1648011406, ОГРН 1021606755939), город Зеленодольск Республики Татарстан,
к Отделу надзорной деятельности по Зеленодольскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан, город Зеленодольск Республики Татарстан,
третье лицо: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, город Зеленодольск Республики Татарстан,
об оспаривании постановления от 11 июля 2011 года N 0326-2011-0595,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Отделу надзорной деятельности по Зеленодольскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан (далее - административный орган), третье лицо: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, об оспаривании постановления от 11 июля 2011 года N 0326-2011-0595 по делу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований Учреждения отказано.
Учреждение, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на незаконность вынесенного административным органом постановления.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 14 июня 2011 года N 189 в отношении Учреждения была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- в малом спортивном зале отсутствует второй эвакуационный выход (СП 1.13130.2009 п. 4.2.1);
- на третьем этаже школы отсутствуют непосредственные выходы из коридора на лестничные клетки (СП 4.13130.2009 п. 5.1.6, п. 5.5.4.1);
- на 2-м, 3-м этажах отделка выполнена горючим материалами (ФЗ - N 123 п. 6 ст. 134);
- отсутствуют устройства защитного отключения электроснабжения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников (ФЗ - N 123 п. 4 ст. 82);
- не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкции чердачного помещения в 2011 году (п. 36 ППБ 01-03);
- не проведена проверка работоспособности и требуемого расхода воды противопожарного водопровода (п. 89 ППБ 01-03);
- на люках чердачных помещении отсутствует информация о месте хранения ключей (п. 44 ППБ 01-03).
28 июня 2011 года административным органом в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 0326-2011-0595 (л.д. 33), а 11 июля 2011 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 0326-2011-0595 о привлечении Учреждения к административной ответственности по ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей (л.д. 23).
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) обеспечение пожарной безопасности является важнейшей функцией государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. 3 - 8 настоящей статьи, установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 150 000 до 200 000 рублей.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения установлена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 150 000 до 200 000 рублей.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений установлена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 150 000 до 200 000 рублей.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ, п. 10 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года N 313, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасноcти.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки установлено, что Учреждением не соблюдаются требования пожарной безопасности, в частности нарушены п. 4.2.1 СП 1.13130.2009, п. 5.1.6, п. 5.5.4.1 СП 4.13130.2009, ФЗ-N 123 п. 6 ст. 134, ФЗ-N 123 п. 4 ст. 82, п. 36 ППБ 01-03, п. 89 ППБ 01-03, п. 44 ППБ 01-03.
В соответствии с п. 4.2.1 "СП 4.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 г. N 174) (ред. от 27.05.2011 г.) не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 метра через окно или дверь размером не менее 0,75 х 1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6 х 0,8 метра. При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк - лестницей в помещении. Уклон этих лестниц не нормируется; помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.
На основании п. 5.1.6, п. 5.5.4.1 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 г. N 171) (ред. от 09.12.2010 г.) объекты защиты жилого и общественного назначения различного класса функциональной пожарной опасности следует отделять друг от друга противопожарными преградами в соответствии с требованиями настоящего раздела. Допускается размещать без отделения противопожарными преградами: - бытовые помещения (раздевалки, душевые, туалеты, устройств питьевого водоснабжения и т.п.); торговые киоски, лотки и помещения торговой площадью менее 102 м.
Объекты класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3 пристраивать к зданиям классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 не допускается.
Указанные объекты, пристраиваемые к зданиям классов функциональной пожарной опасности Ф 1.2, Ф 1.3, Ф 1.4, Ф 3.1 и Ф 3.5 (с наличием помещений класса функциональной пожарной опасности Ф 5), следует отделять противопожарными стенами 1-го типа.
Объекты класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3, пристраиваемые к жилым и общественным объектам иного назначения в пределах площади пожарного отсека, следует отделять противопожарными стенами 2-го типа.
В ч. 6 ст. 134 Федерального закона N 123-ФЗ, в таблицах 3 и 28 приложения к настоящему Федеральному закону установлены классы пожарной опасности строительных материалов и область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости.
В соответствии с п. 4 ст. 82 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" линии электроснабжения помещений зданий, сооружений и строений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников.
Правила установки и параметры устройств защитного отключения должны учитывать требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 36 ППБ 01-03 обработать огнезащитным составом деревянные и металлические конструкции чердачных помещений.
В соответствии п. 44 ППБ 01-03 двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты.
В домах с наличием продуваемого подполья (свайного пространства) с конструкциями из горючих материалов доступ посторонних лиц под здания должен быть ограничен.
Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) должны быть очищены от мусора и других предметов. Металлические решетки, защищающие указанные приямки, должны быть открывающимися, а запоры на окнах открываться изнутри без ключа.
Согласно п. 89 ППБ 01-03 восстановить работоспособность внутреннего противопожарного водопровода в здании Министерства по адресу: Биржевая пл., д. 1.
Однако данные требования Учреждением не выполнены.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Материалами дела подтверждается нарушение Учреждением требований правил пожарной безопасности к зданиям, эвакуационным путям, системам пожарной сигнализации, общих требований Правил пожарной безопасности, что образует составы административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Как установлено судом согласно Уставу Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, имущество на праве оперативного управления.
В связи с чем, обязанность по выполнению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение или несоблюдение возложена на Учреждение.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) данный федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Таким образом, несоблюдение Учреждением приведенных требований норм и правил подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 28 июня 2011 года N 0326-2011-0595, актом проверки от 28 июня 2011 года N 189. Факт наличия на момент проведения проверки нарушений вышеприведенных требований Учреждением не оспаривается.
Довод Учреждения в жалобе о необходимости больших материальных затрат, которые у заявителя отсутствуют, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не влияет на квалификацию совершенного административного правонарушения.
Что же касается довода Учреждения о нарушении порядка привлечения к административной ответственности, то он не нашел своего подтверждения в материалах дела.
Процессуальных нарушений при административном производстве судом не установлено.
Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции, с учетом характера деятельности, осуществляемой Учреждением, большого количества выявленных нарушений, в силу степени их общественной опасности и способности причинить вред жизни и здоровью людей, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания совершенного Учреждением правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Другие доводы, изложенные Учреждением в апелляционной жалобе, повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции которым дана надлежащая правовая оценка в решении суда.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 ноября 2011 года по делу N А65-16466/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) данный федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
...
Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции, с учетом характера деятельности, осуществляемой Учреждением, большого количества выявленных нарушений, в силу степени их общественной опасности и способности причинить вред жизни и здоровью людей, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания совершенного Учреждением правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А65-16466/2011
Истец: МОУ "Средняя общеобразовательная школа N11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района
Ответчик: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, г. Зеленодольск, Отдел Государственного пожарного надзора УГПН МЧС России по РТ в Зеленодольском муниципальном районе
Третье лицо: Управление Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16466/11
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3762/12
14.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-45/12
13.12.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14717/11
16.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16466/11
16.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16466/11