г. Казань |
|
09 июня 2012 г. |
Дело N А55-17127/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Альмашевой Г.Д., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
заявителя - Коршикова Ю.В., доверенность от 21.05.2012 N 242/кр,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2011 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-17127/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Контур", (ИНН 6316018894, ОГРН 1026301155033) к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоформлении акта о выборе земельного участка для строительства и в не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и обязании оформить акт и схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Контур" (далее - ЗАО "Контур", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - ответчик), выразившееся в неоформлении акта о выборе земельного участка для строительства и в не утверждении органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара незамедлительно оформить акт о выборе земельного участка для строительства площадью 7928,6 кв. м и предварительно согласовать место размещения объекта - производственной базы, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Камышинская, д. 21, незамедлительно приложить к данному акту утвержденные распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, направить весь пакет документов с заявлением ЗАО "Контур" в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2011 требования удовлетворены частично.
Арбитражный суд Самарской области признал незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившееся в неоформлении акта о выборе земельного участка для строительства и в не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по заявлению от 11.02.2009, и обязал ответчика в месячный срок после вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов ЗАО "Контур" путем обеспечения выбора земельного участка для строительства расположенного по адресу: г. Самара, ул. Камышинская, д. 21 и оформления результатов выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемое бездействие Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара противоречит статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара не представлены доказательства исполнения возложенных законом обязанностей по оформлению акта о выборе земельного участка для строительства и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по заявлению от 11.02.2009, либо доказательств невозможности такого рассмотрения в установленные сроки.
В кассационной жалобе Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судом норм процессуального и материального права.
Так, ответчик полагает, что поскольку на испрашиваемом земельном участке расположена асфальтовая площадка и бытовка, принадлежащие заявителю на праве собственности, выбор спорного земельного участка для строительства иного объекта противоречит земельному законодательству и, следовательно, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара правомерно отказал в выборе испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, приведен довод об отсутствии у ответчика полномочий по утверждению схем расположения подобных земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, поскольку применимы правила статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Приказом Комитета по управлению имущества города Самары от 03.10.2006 N 1087 по заявлению ЗАО "Контур" утвержден проект границ земельного участка площадью 7470 кв. м, относящегося по категории к землям поселений, занимаемого асфальтовой площадкой, нежилым зданием и прилегающей территорией, расположенного по адресу: г. Самары, ул. Камышинская, д. 21.
Данный земельный участок площадью 7470 кв. м поставлен на кадастровый учет 26.09.2008 и 25.11.2010 сведения об этом земельном участке аннулированы в связи с неосуществлением государственной регистрации права.
13 февраля 2009 г. ЗАО "Контур" подало в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области заявление о выборе земельного участка площадью 7928 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства производственной базы по адресу: г. Самара, ул. Камышинская, д. 21.
Указанное заявление Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для проведения работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Суд первой инстанции установил, что письмами от 22.03.2011 и от 21.04.2011 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара указал на невозможность утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка, поскольку на нем расположены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности заявителя, а также временные строения и сооружения, принадлежность которых заявителем документально не подтверждено.
Однако при этом суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком допущено незаконное бездействие, которое выразилось в несвоевременном рассмотрении и принятии решения по заявлению ЗАО "Контур".
Кроме того, суд признал необоснованной ссылку ответчика на наличие на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества и обязал ответчика в месячный срок, после вступления решения суда в законную силу, обеспечить выбор земельного участка для строительства по адресу: г. Самара, ул. Камышинская, д. 21 и оформить результаты выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимым является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок не свободен, тогда как по правилам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предполагаемое место размещения объекта не должно быть обременено постройками или правами иных лиц.
При таких данных коллегия доводы кассационной жалобы о том, что поскольку на испрашиваемом ЗАО "Контур" земельном участке находятся объекты недвижимого имущества и, поскольку департамент неоднократно сообщал о невозможности оформления акта выбора этого земельного участка, для строительства факт бездействия отсутствует, считает правомерными, а выводы судов двух инстанций противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая вышеизложенное коллегия считает, что кассационная жалоба Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара подлежит удовлетворению, обжалованные судебные акты подлежат отмене, а заявление ЗАО "Контур" подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 по делу N А55-17127/2011 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Контур" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимым является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок не свободен, тогда как по правилам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предполагаемое место размещения объекта не должно быть обременено постройками или правами иных лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2012 г. N Ф06-3448/12 по делу N А55-17127/2011