г. Самара |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А55-17127/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "Контур" - Круглов А.Г., по доверенности от 22.08.2011 года N 429/кр ;
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 февраля 2012 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 декабря 2011 года по делу N А55-17127/2011, судья Холодкова Ю.Е., принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Контур", (ОГРН 1026301155033, ИНН 6316018894),
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, (ОГРН 1036300450086, ИНН 6315700286),
третье лицо:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,
о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоформлении акта о выборе земельного участка для строительства и в неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Контур" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент), выразившееся в неоформлении Акта о выборе земельного участка для строительства и в не утверждении органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и обязании Департамента строительства и архитектуры незамедлительно оформить Акт о выборе земельного участка для строительства площадью 7928,6 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта - производственной базы по адресу: г. Самара, ул. Камышинская, дом 21, незамедлительно приложить к данному Акту утвержденные распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, направить весь пакет документов с заявлением ЗАО "Контур" в Министерство строительства и ЖКХ Самарской области для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 декабря 2011 года требования удовлетворены частично.
Арбитражный суд признал незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившееся в неоформлении Акта о выборе земельного участка для строительства и в неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по заявлению от 11 февраля 2009 года, и обязал Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в месячный срок после вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов закрытого акционерного общества "Контур" путем обеспечения выбора земельного участка для строительства по адресу: г. Самара, ул. Камышинская, 21 и оформления результатов выбора земельного участка в порядке, установленном статье 31 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В остальной части требований суд отказал.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции пришёл к выводу, что обжалуемое бездействие Департамента противоречит статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объёме; принять по делу новый судебный акт, отказав ЗАО "Контур" в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик считает решение суда первой инстанции необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве на апелляционную жалобу от 24.01.2012 г. N 34. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лица, участвующего в деле, отзыва на апелляционную жалобу, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 и статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с положениями Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года, Постановлением Администрации городского округа Самара от 17.12.2010 года N 1762 "О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности", уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление полномочий, предусмотренных частями 2, 3,5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации является Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 3.5 и 3.6 Регламента уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Уполномоченный орган информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 3.8 Регламента).
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Статьи 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат норм, устанавливающих сроки рассмотрения заявлений по обеспечению выбора земельного участка органом местного самоуправления, поэтому в силу пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии закона подлежит применению Закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.
В пунктах 1 и 2 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно материалам дела заявитель 13 февраля 2009 года обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании месте размещения объекта, с просьбой обеспечить выбор земельного участка площадью 7928,6 кв.м. для строительства производственной базы (том 1 л.д. 30-33).
Указанное заявление было направлено Министерством в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара для проведения работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмами от 22 марта 2011 года, от 21.04.2011 года Департамент указывал на невозможность утверждения схемы расположения земельного участка, со ссылкой на те обстоятельства, что на испрашиваемом участке расположены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности заявителя, а также что на испрашиваемом участке расположены временные строения и сооружения, принадлежность которых заявителем документально не подтверждена (том 1 л.д.68-69).
Письмом от 18.07.2011 года заявитель потребовал, чтобы Департамента незамедлительно оформил Акт о выборе и направил весь пакет документов в Министерство, ответа на которое в адрес заявителя не последовало.
Как установил арбитражный суд, уполномоченный орган обратился в Департамент с обращением 19.02.2009 года. Таким образом, не обеспечивая и не оформляя акт о выборе земельного участка по заявлению Общества, Департаментом проявлено бездействие.
В виду чего несостоятельны доводы департамента об отсутствии бездействия со ссылкой на направление в адрес Министерства письма от 22.03.2011 года N СП-9/380-0-15 о невозможности проведения работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Поскольку статьей 31 Земельного кодекса РФ определена императивная обязанность уполномоченного органа местного самоуправления по обеспечению выбора земельного участка, оформлению Акта о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны, а также обязанность по приложению утвержденных органом местного самоуправления схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Суд считает, что поскольку уполномоченным органом до настоящего времени указанная обязанность не исполнена, следовательно, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара проявляет незаконное бездействие, а именно не исполняет установленные законом обязанности в установленный срок при отсутствии объективных причин, препятствующих их выполнению.
Необоснованны ссылки Департамента на наличие на испрашиваемом участке объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности у заявителя и о наличии на испрашиваемом участке временных строений и сооружений, поскольку не являются в силу положений земельного законодательства основаниями, исключающими процедуру выбора земельного участка и оформления акта о выборе. Они могут быть оценены впоследствии Министерством строительства и ЖКХ Самарской области при принятии решения об утверждении акта о выборе и предварительном согласовании места размещения объект, либо об отказе в размещении объекта.
Таким образом, Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в нарушение требований статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства исполнения возложенных законом обязанностей по оформлению Акта о выборе земельного участка для строительства и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по заявлению от 11 февраля 2009 года, либо доказательства невозможности такого рассмотрения в установленные сроки.
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражный суд Самарской области сделал правильные и обоснованные выводы относительно удовлетворения требований заявителя в данной части.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
При указанных обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 декабря 2011 года по делу N А55-17127/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года, Постановлением Администрации городского округа Самара от 17.12.2010 года N 1762 "О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности", уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление полномочий, предусмотренных частями 2, 3,5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации является Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
...
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
...
Статьи 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат норм, устанавливающих сроки рассмотрения заявлений по обеспечению выбора земельного участка органом местного самоуправления, поэтому в силу пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии закона подлежит применению Закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.
...
Поскольку статьей 31 Земельного кодекса РФ определена императивная обязанность уполномоченного органа местного самоуправления по обеспечению выбора земельного участка, оформлению Акта о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны, а также обязанность по приложению утвержденных органом местного самоуправления схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора."
Номер дела в первой инстанции: А55-17127/2011
Истец: ЗАО "Контур"
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, ФБУ "Кадастровая палата по Самарской олбасти"