г. Казань |
|
07 июня 2012 г. |
Дело N А55-22701/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Логинова Д.А. (доверенность от 29.12.2011 N 15/02),
ответчика - Балашовой А.В. (доверенность от 10.01.2012 N 63/5),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2012 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Семушкин В.С., Ефанов А.А.)
по делу N А55-22701/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт", г. Самара, о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, от 20.10.2011 N 595-7729-11/5,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Антимонопольный орган) от 20.10.2011 N 595-7729-11/5 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части назначения наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Заявление Общества мотивировано следующими обстоятельствами: Общество в 2010 году не могло раскрыть информацию ввиду отсутствия установленного для Общества тарифа на электроэнергию, Общество не заключает договора купли-продажи, а реализует энергию по договорам энергоснабжения, в 2010 году Общество не обладало статусом гарантирующего поставщика, энергосбытовая деятельность не лицензировалась, изменения условий обслуживания населения не происходило, Обществом в средствах массовой информации размещены сведения о полном раскрытии информации на сайте Общества в сети Интернет, Антимонопольным органом неправомерно не учтена малозначительность совершённого деяния, доказательства нарушения прав потребителей не установлены.
Антимонопольный орган в отзыве на заявление просил отказать в удовлетворении требований, поскольку Обществом нарушены требования стандартов в 2010 году в связи с не раскрытием предусмотренной законодательством информации, Общество в 2010 - 2011 годах не раскрыло в официальном печатном издании сведения о составе и характере раскрываемой информации в сети Интернет, действия Общества образуют состав административного правонарушения, договора энергоснабжения относятся к договорам купли-продажи, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, процедура привлечения Общества к ответственности не нарушена.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2012 в удовлетворении заявления Общества отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: Общество является энергосбытовой организацией, относящейся к субъектам розничного рынка электрической энергии, перечень подлежащей раскрытию информации содержится в Стандартах, Обществом нарушены положения законодательства о раскрытии информации, малозначительность правонарушения Обществом не доказана, наказание назначено в пределах минимальной санкции.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012 решение суда первой инстанции от 10.01.2012 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Общество ссылается на нарушение судебными инстанциями норма материального права. Судебными инстанциями неверно истолкованы положения Стандартов, Общество не могло разместить информацию о ценах, поскольку тариф для Общества на 2010 год не был установлен, Общество заключало договора энергоснабжения, а не купли-продажи, что исключает необходимость раскрытия основных условий договоров купли-продажи, Общество является энергосбытовой организацией и не обязано раскрывать информацию о гарантирующем поставщике, Обществом в средстве массовой информации была размещена отсылочная информация к сайту Общества в сети Интернет, Антимонопольным органом допущено расширительное и неоднозначное толкование норм права, неправомерно не учтена малозначительность вменяемого деяния.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу просил оставить судебные акты без изменения, поскольку раскрытие информации предусмотрено Стандартами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации, Обществом нарушен порядок раскрытия информации, заключаемые Обществом договора относятся к договорам купли-продажи, допущено длительное нарушение, обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности правонарушения отсутствуют.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Обратил внимание судебной коллегии об отсутствии обязанности по раскрытию информации в связи с отсутствием информации о ценах, отсутствием у Общества договоров купли-продажи, поскольку заключались договора энергоснабжения, наличием соответствующей информации на сайте Общества в сети Интернет, неправомерное не применение малозначительности вменяемого деяния.
Представитель Антимонопольного органа в судебном заседании просила оставить принятые по делу судебные акты без изменения по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Общества, отзыва Антимонопольного органа на кассационную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Общество является субъектом розничных рынков электрической энергии, поскольку на момент привлечения к административной ответственности являлось энергосбытовой организацией.
В ходе проверки соблюдения Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), Антимонопольным органом установлено нарушение Обществом требований подпунктов "а" - "в" пункта 20, а также пункта 3 (1) Стандартов.
Установив в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, Антимонопольным органом составлен протокол об административном правонарушении от 17.10.2011 N 597-7729-11/5 и вынесено постановление от 20.10.2011 по делу N 597-7729-11/5 о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Несогласие с постановлением Антимонопольного органа послужило основанием для обращения Общества в суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, судебные инстанции исходили из наличия в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Данные выводы судебных инстанций найдены судебной коллегией правомерными.
В соответствии со статьёй 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии, установленных стандартами раскрытия информации, порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 Стандартов, субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
В силу пункта 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
Подпунктом "а" пункта 20 Стандартов предусмотрено раскрытие следующей информации: цена на электрическую энергию, дифференцированная в зависимости от условий, определенных законодательством Российской Федерации. При этом отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю.
Данная информация согласно пункту 21 Стандартов подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год.
Судебными инстанциями установлена ошибочность доводов Общества об отсутствии обязанности по опубликованию в 2010 году в официальном печатном издании информации, указанной в подпункте "а" пункта 20 Стандартов, ввиду отсутствия у Общества на 2010 год установленных тарифов на электрическую энергию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" определено, что в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" (в редакции от 31.12.2010) продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется для снабжения населения и приравненных к нему категорий потребителей (далее - граждане-потребители). Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящим документом.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в двух вариантах: одноставочный тариф (цена), включающий в себя полную стоимость поставки один киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности; одноставочный, дифференцированный по зонам суток тариф (цена), включающий в себя полную стоимость поставки один киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности в дневные и ночные часы суток (пункт 57(2)).
Регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям на розничных рынках, расположенных на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, устанавливаются регулирующим органом одновременно в трех вариантах: одноставочный тариф (цена), включающий в себя полную стоимость один киловатт-часа поставляемой электрической энергии с учетом стоимости мощности; одноставочный, дифференцированный по зонам суток тариф (цена), включающий в себя полную стоимость поставки один киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности; двухставочный тариф (цена), включающий в себя ставку за один киловатт-час электрической энергии и ставку за один киловатт договорной (заявленной) мощности (пункт 58).
Антимонопольным органом установлено, что согласно перечню договоров энергоснабжения, Общество осуществляло в 2010 году деятельность по поставке (купли-продажи) электрической энергии, как населению, так и прочим потребителям. Следовательно, Обществом в 2010 году выставлялись счета на оплату поставленной абонентам электрической энергии и принимались платежи за потребленную абонентами электрическую энергию.
Указанное свидетельствует о несостоятельности доводов Общества об отсутствии у него в 2010 году информации по подпункту "а" пункта 20 Стандартов, подлежащая раскрытию в печатном издании.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 20 Стандартов подлежит раскрытию следующая информация: основные условия договора купли-продажи электрической энергии, в том числе: срок действия договора, вид цены на электрическую энергию (фиксированная или переменная), форма оплаты, форма обеспечения исполнения обязательств сторон по договору, зона обслуживания, условия расторжения договора, ответственность сторон, иная информация, являющаяся существенной для потребителей.
В соответствии со статьей 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" двусторонний договор купли-продажи электрической энергии определен как соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" указано, что в соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства (пункт 6).
По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить приобретаемую электрическую энергию. При этом в указанном договоре не урегулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя электрической энергии (пункт 7 указанных выше основных положений).
Пунктом 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения определён как отдельный вид договора купли-продажи и к нему подлежат применению правила, предусмотренные для купли-продажи, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этом договоре.
При изложенных обстоятельствах судебные инстанции правомерно указали, что доводы Общества о невозможности опубликования в 2010 году в печатном издании информации об основных условиях договора купли-продажи электрической энергии, предусмотренной к публикации подпункта "в" пункта 20 Стандартов раскрытия информации, основаны на неправильном толковании Обществом норм права.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 20 Стандартов подлежит раскрытию следующая информация: о деятельности энергоснабжающей, энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика, в том числе: информация о гарантирующем поставщике, включая зону его обслуживания, место нахождения, почтовый адрес, телефоны, факс, адрес электронной почты, перечень лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности, информация о банковских реквизитах, информация об изменении основных условий договоров купли-продажи электрической энергии с условий обслуживания населения.
Согласно пункту 84 Основных положений функционирования розничных рынков в целях недопущения нарушения прав и законных интересов участников отношений, связанных с обращением электрической энергии на розничном рынке, лицо, переходящее на обслуживание к энергосбытовой организации, должно удостовериться в наличии у энергосбытовой организации права на распоряжение электрической энергией, которое подтверждается, в том числе, наличием у энергосбытовой организации заключенного с гарантирующим поставщиком договора купли-продажи (поставки) электрической энергии, предусматривающего условие поставки, указанное в пункте 83 настоящего документа.
Таким образом, Общество обязано публиковать в официальном печатном издании сведения о гарантирующем поставщике в зоне деятельности которого осуществляется энергоснабжение обществом, поскольку не опубликование данной информации влечет ограничение доступа к ней всех заинтересованных лиц, независимо от цели получения информации.
В соответствии с пунктом 21 Стандартов информация, указанная в абзаце пятом подпункта "в" пункта 20 Стандартов раскрывается не позднее одного месяца до вступления изменений в силу.
Абзацем 5 подпункта "в" пункта 20 Стандартов предусмотрена к раскрытию информация об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения.
В соответствии с пунктом 50 постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" с 01.01.2011 электрическая энергия в полном объеме (за исключением объемов электрической энергии для поставки населению) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
Исходя из изложенного вывод судебных инстанций о том, что Обществом нарушен порядок и сроки опубликования информации указанной в абзаце пятом подпункта "в" пункта 20 Стандартов также является правомерным.
Согласно пункту 3 (1) Стандартов субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), где информация размещается в полном объеме.
Как обоснованно установлено судебными инстанциями Общество в официальном печатном издании в 2010 - 2011 годах не раскрывало сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес в сети Интернет, где информация размещается в полном объеме.
В печатном издании "Российская газета" от 03.08.2011 N 168 (5544) Обществом размещены сведения, содержащие лишь информацию со ссылкой на официальный сайт Общества, без указания характера раскрываемой информации в сети Интернет.
Учитывая совокупность изложенных выше обстоятельств, судебные инстанции законно и обоснованно установили наличие в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Выводы судов о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделаны с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 30.2 КоАП РФ, части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, как не облагаются пошлиной и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты.
В соответствии со статьёй 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
При данных обстоятельствах государственная пошлина, уплаченная Обществом при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями, статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьёй 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012 по делу N А55-22701/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Оборонэнергосбыт" из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение кассационной жалобы.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.М. Сабиров |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 (1) Стандартов субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), где информация размещается в полном объеме.
...
Учитывая совокупность изложенных выше обстоятельств, судебные инстанции законно и обоснованно установили наличие в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Выводы судов о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделаны с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 30.2 КоАП РФ, части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, как не облагаются пошлиной и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2012 г. N Ф06-4059/12 по делу N А55-22701/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4059/12
16.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1988/12
08.02.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1651/12
10.01.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-22701/11