г. Казань |
|
13 июня 2012 г. |
Дело N А57-13061/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
заявителя - Журбина Б.А. (по доверенности от 20.07.2010),
в отсутствие:
ответчиков - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу открытого акционерного общества акционерного коммерческого банка "РОСБАНК"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2011 (судья Степура С.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Луговской Н.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-13061/2011
по заявлению открытого акционерного общества акционерного коммерческого банка "РОСБАНК", г. Москва к Комитету социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области, г. Саратов, Министерству социального развития Саратовской области, г. Саратов о признании незаконными действий Комитета социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество акционерного коммерческого банка "РОСБАНК" (далее - ОАО АКБ "РОСБАНК", общество) с заявлением о признании незаконными действия Комитета социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области далее - Комитет), совершенные 26.05.2011, выразившиеся в проведении внеочередной внеплановой выездной проверки ОАО АКБ "РОСБАНК" на предмет соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и составлении "Отчета о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г. Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения (статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Комитет социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области, Министерство социального развития Саратовской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, однако своих представителей в суд не направили.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты по делу сославшись на нарушения судами норм материального права.
Комитет социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области и Министерство социального развития Саратовской области в отзыве на кассационную жалобу просят оставить судебные акты в силе как соответствующие закону.
При проверке законности и обоснованности принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено следующее.
Как видно из материалов дела, 26.05.2011 главными специалистами -экспертами отдела по работе с инвалидами Комитета Лавровой Е.А. и Третьковой Г.Г. было проведено повторное обследование дополнительного офиса "1 Дачная" филиала "Саратовский" ОАО АКБ "Росбанк", расположенного по адресу: город Саратов, проспект 50 лет Октября, дом 70.
По результатам проведения обследования составлен отчет о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г. Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
В результате мониторинга установлено, что помещение офиса находится в пристройке к многоэтажному жилому дому. Перед входом расположено крыльцо, состоящее из двух ступеней, не оборудовано пандусом, что не соответствует п. 3.9 СНиП 35-01-2001. Дверной проем имеет порог более 2,5 см., что не соответствует п. 3.23 СНиП 35-01-2001. Условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан в помещение офиса не созданы.
ОАО АКБ "РОСБАНК" считает, что действия Комитета, совершенные 26.05.2011, выразившиеся в проведении внеочередной внеплановой выездной проверки ОАО АКБ "РОСБАНК" на предмет соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и составлении "Отчета о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г.Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, не соответствуют нормам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", что послужило основанием для подачи настоящего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на то, что оспариваемые действия Комитета по проверки ОАО АКБ "РОСБАНК" на предмет соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и составлении "Отчета о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г. Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения" являются правомерными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.
Таким образом, для признания, оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае основанием для обращения в арбитражный суд Саратовской области послужили действия Комитета, совершенные 26.05.2011, выразившиеся в проведении внеочередной внеплановой выездной проверки ОАО АКБ "РОСБАНК" на предмет соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и составлении "Отчета о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г. Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.05.2004 и 25.04.2005.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2005 N 832.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание филиала ОАО АКБ "Росбанк", расположенного по адресу: г. Саратов, проспект 50 лет Октября, д. 70.
Таким образом, создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.
В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 07.03.2007 N 105-П "Об уполномоченном органе исполнительной власти области" министерство социального развития Саратовской области уполномочено на осуществление координации работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроля за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с указанным Постановлением, Приказом Минсоцразвития Саратовской области от 30.09.2008 N 613 утверждены Методические рекомендации по проведению мониторинга объектов социальной инфраструктуры г. Саратова и Саратовской области на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Порядком мониторинга объектов социальной инфраструктуры города Саратова и Саратовской области на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, утвержденным приказом Минсоцразвития Саратовской области от 30.09.2008 N 613, предусмотрено, что мониторинг объектов социальной инфраструктуры города Саратова и Саратовской области проводится специалистами территориальных органов министерства социального развития области, ответственными за проведение обследований объектов социальной инфраструктуры, с привлечением общественных организации инвалидов, ветеранов с целью получения информации о доступности указанных объектов для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Мониторингу подлежат объекты социальной инфраструктуры независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения.
Предметом обследования путем проведения мониторинга является доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, включая инвалидов-колясочников, и иных маломобильных групп населения.
Мониторинг проводится путем визуального обследования указанных объектов.
Результаты мониторинга фиксируются специалистом в журнале по форме для ведения статистики объектов социальной инфраструктуры г. Саратова и Саратовской области.
Судами установлено, что сотрудниками Комитета социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области, совершены действия которые не противоречат Постановлению Правительства и порядку проведении мониторинга.
Согласно пункту 1.1. "Положения о Комитете социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области" территориальный орган министерства социального развития Саратовской области - Комитет социальной защиты населения города Саратова создан для реализации в пределах своей компетенции единой государственной политики в сфере социальной поддержи населения.
Комитет реализует, в том числе функции проведение мониторинга в сфере социальной поддержки населения и подготовки на его основе предложений по совершенствованию деятельности территориальных органов Министерства (пункт 2.1 Положения о комитете).
Таким образом, материалы дела не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении своими действиями установленного порядка, который нарушал бы права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что в материалах дела имеется постановление мирового судьи судебного участка Кировского района, в котором оспаривалось постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.13 КоАП РФ.
В данном постановлении суд указал на то, что ОАО АКБ "Росбанк" виновно в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ и указал на отсутствие нарушений процедуры привлечения, а также его порядка.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как следует из содержания части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, устанавливаются судом на основании доказательств по делу, содержащих сведения о фактах.
В связи с этим правовая оценка, данная судом общей юрисдикции, об отсутствии нарушений процедуры и порядка привлечения к административной ответственности, может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для настоящего дела.
В данном случае справка о проведении мониторинга, наряду с другими доказательствами положена в основу принятия постановления о привлечении банка к соответствующей административной ответственности.
Такие действия и справки не нарушают прав заявителя.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 по делу N А57-13061/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 07.03.2007 N 105-П "Об уполномоченном органе исполнительной власти области" министерство социального развития Саратовской области уполномочено на осуществление координации работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроля за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с указанным Постановлением, Приказом Минсоцразвития Саратовской области от 30.09.2008 N 613 утверждены Методические рекомендации по проведению мониторинга объектов социальной инфраструктуры г. Саратова и Саратовской области на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
...
Судами установлено, что в материалах дела имеется постановление мирового судьи судебного участка Кировского района, в котором оспаривалось постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.13 КоАП РФ.
В данном постановлении суд указал на то, что ОАО АКБ "Росбанк" виновно в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ и указал на отсутствие нарушений процедуры привлечения, а также его порядка.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как следует из содержания части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, устанавливаются судом на основании доказательств по делу, содержащих сведения о фактах."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 июня 2012 г. N Ф06-4246/12 по делу N А57-13061/2011