г. Казань |
|
07 июня 2012 г. |
Дело N А55-12482/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
ответчика - Каштановой И.В., доверенность от 26.12.2011 N 12211/1,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Контакт - Сервис", г. Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2011 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи: Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-12482/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Контакт - Сервис" (ИНН 6323033759 ОГРН 1036301014298) к мэрии городского округа Тольятти о признании незаконным постановления мэрии городского округа Тольятти от 30.03.2011 N 963-п/1 об отказе обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Контакт - Сервис" в размещении подземной манежной автостоянки и обязании принять решение, с участием третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Фавор",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Контакт - Сервис" (далее - общество, заявитель, ООО ПКФ "Контакт - Сервис") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления мэрии городского округа Тольятти (далее - ответчик) от 30.03.2011 N 963-п/1, которым заявителю отказано в размещении подземной манежной автостоянки с надстроем торгово-выставочных, офисных помещений и помещений предприятий бытового обслуживания западнее жилого дома, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 5, ул. Юбилейная, 19.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
До судебного разбирательства 30.05.2012 в суд поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с временной нетрудоспособностью адвоката, представляющего интересы ООО ПКФ "Контакт - Сервис".
Суд считает, что ходатайство не подлежит удовлетворению. Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Поскольку общество извещено надлежащим образом, препятствия для рассмотрения кассационной жалобы в данном судебном заседании отсутствуют.
Участвующий в судебном заседании представитель мэрии просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя мэрии, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО ПКФ "Контакт - Сервис" обратилось в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о предварительном согласовании места размещения подземной манежной автостоянки с надстроем торгово-выставочных, офисных помещений и помещений предприятий бытового обслуживания западнее жилого дома, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 5, ул. Юбилейная д. 19.
Мэрия городского округа Тольятти, рассмотрев заявление Общества, приняла постановление от 30.03.2011 N 963-п/1 "Об отказе ООО ПКФ "Контакт - Сервис" в размещении подземной манежной автостоянки с надстроем торгово-выставочных, офисных помещений и помещений предприятий бытового обслуживания западнее жилого дома, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 5, ул. Юбилейная, д. 19" Отказ мотивирован тем, что поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ц-3Т, его предоставление должно осуществляться на торгах.
Общество, не согласившись с постановлением от 30.03.2011 N 963-п/1, посчитав, что оно нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием. Кроме того, по мнению заявителя, вышеуказанное постановление нарушает нормы действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Мэрией городского округа Тольятти принято постановление от 24.12.10 N 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах".
Пунктом 1 указанного постановления установлено, что предоставление для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми органы местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах в случаях: предоставления земельных участков для строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанными в градостроительных регламентах, действующих в пределах территориальных зон: Ж-1А, Ж-1Б, Ж-2, Ж-3, Ж-4, Ц-1, Ц-1А, Ц-2, Ц-3С, Ц-3Т, Ц-3М, Ц-3Н, Р-1, Р-2, Р-3, Р-4, Р-6, Р-7 - установленных правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденными решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка в данном случае возможно исключительно на торгах. Такой порядок установлен постановлением мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 N 3790-п/1.
Согласно пункту 4 постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 N 3790-п/1 со дня вступления в силу настоящего постановления решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, указанных в пункте 1 настоящего постановления, не принимаются.
При этом суд первой инстанции сослался на определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07.06.2011, которым отказано в удовлетворении требований прокурора г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц и открытого акционерного общества "Витафарм" об оспаривании в части нормативно-правового акта: пункта 4 постановления от 24.12.2010 N 3790-п/1.
Судом общей юрисдикции установлено, что постановление от 24.12.2010 N 3790-п/1 принято в силу прямого указания закона, в соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ, и на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях обеспечения прозрачности процедуры предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Сам по себе факт обращения гражданина или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения объекта не предоставляет права на земельный участок.
Суды правильно указали, что постановление мэрии города Тольятти от 24.12.2010 N 3790-п/1, которым установлен перечень случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах, не отменено и не признано незаконным и является нормативным правовым актом муниципального образования - города Тольятти.
Согласно пункту 5 статьи 30 и статьи 31 ЗК РФ процедура выбора земельного участка осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий.
Поскольку на момент принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отказ мэрии правомерно признан судом первой инстанции не противоречащим статьям 23, 30, 31, 38 ЗК РФ, нормативному акту мэрии, принятому по вопросу осуществления некоторых государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, в том числе пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ".
Доводы заявителя жалобы об обратном были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В связи с чем подлежат отклонению как направленные на переоценку доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Контакт - Сервис" об отложении судебного разбирательства по кассационной жалобе отклонить.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 по делу N А55-12482/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правильно указали, что постановление мэрии города Тольятти от 24.12.2010 N 3790-п/1, которым установлен перечень случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах, не отменено и не признано незаконным и является нормативным правовым актом муниципального образования - города Тольятти.
Согласно пункту 5 статьи 30 и статьи 31 ЗК РФ процедура выбора земельного участка осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий.
Поскольку на момент принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отказ мэрии правомерно признан судом первой инстанции не противоречащим статьям 23, 30, 31, 38 ЗК РФ, нормативному акту мэрии, принятому по вопросу осуществления некоторых государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, в том числе пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2012 г. N Ф06-3878/12 по делу N А55-12482/2011