г. Казань |
|
13 июня 2012 г. |
Дело N А06-6392/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
истца - Пальцевой О.А., доверенность от 19.09.2011 (б/н),
ответчика - Министерства финансов Астраханской области - Безруковой Н.В. доверенность от 01.09.2010 N 01-02-10/576-юр,
в отсутствие:
ответчика - Агентства занятости населения Астраханской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Тумакский сельсовет"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19.12.2011 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Луговской Н.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-6392/2011
по заявлению администрации муниципального образования "Тумакский сельсовет" (ИНН 3002002009) к Министерству финансов Астраханской области, Агентству занятости населения Астраханской области, о признании недействительным распоряжения в части,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Астраханской области обратилась администрация муниципального образования "Тумакский сельсовет" Володарского района Астраханской области (далее - администрация МО "Тумакский сельсовет", муниципальный орган, заявитель) с заявлением к Министерству финансов Астраханской области (далее - Министерство, ответчик), Агентству занятости населения Астраханской области о признании недействительным абзаца 2 подпункта 3 пункта 2.1.1 части 2.1 распоряжения Министерства финансов Астраханской области от 30.06.2011 N 182-р "Об устранении нарушений, выявленных по результатам ревизии" в части восстановления за счет собственных средств и возврата администрацией МО "Тумакский сельсовет" в бюджет муниципального образования "Володарский район" (далее - МО "Володарский район") иных межбюджетных трансфертов, преданных администрацией МО "Тумакский сельсовет" в рамках реализации отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год" в сумме 423 049 руб.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 19.12.2011, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012, в удовлетворении заявленных требований администрации МО "Тумакский сельсовет" отказано.
Администрация МО "Тумакский сельсовет", оспаривая выводы судов первой и апелляционной инстанций, обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций.
Агентство занятости населения Астраханской области в направленном в суд ходатайстве поддерживает заявленные требования и просит рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя.
В отзыве Министерство финансов Астраханской области, полагая судебные акты судов первой и апелляционной инстанций по настоящему делу законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако Агентство занятости населения Астраханской области явку своего представителя суд не обеспечило.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя и Министерства финансов Астраханской области, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что Министерством финансов Астраханской области в соответствии с приказом от 15.12.2010 N 106 "О проведении ревизии местного бюджета МО "Тумакский сельсовет" Володарского района" проведена ревизия местного бюджета МО "Тумакский сельсовет" за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
В ходе проверки Министерством было установлено нецелевое использование средств в размере 429 755 руб., а именно межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам поселений в рамках реализации отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год", данные нарушения отражены в акте от 23.05.2011 N 10.
Отраслевая целевая программа "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 14.01.2009 N 2-П, разрабатывалась на основании правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 и постановления Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области".
Приложением N 5 "Организация общественных работ в Астраханской области в 2009 году" к постановлению Правительства Астраханской области от 14.01.2009 N 2-П (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.09.2009 N 503-П) определен перечень организаций, в которых реализовывались мероприятия - организация общественных работ, объемы и направления общественных работ. Для МО "Тумакский сельсовет" предусмотрено 20 участников данного мероприятия и четко определены виды работ - "Уход за памятниками воинской славы", "Подсобные ремонтные работы". Корректировка мероприятий программы по данному участнику не производилась.
Как установлено судами и не оспаривается заявителем, администрацией МО "Тумакский сельсовет" заключены 36 срочных трудовых договоров с 21-им физическим лицом - то есть, допущено превышение предусмотренного количества на 1 участника, не повлекшее превышения суммы полученных трансфертов, при этом 17 физических лиц выполнили следующие работы: "Уточнение сведений домовых, похозяйственных книг", "Уборка территории", "Подшивка документов", "Биркование скота", "Вручение налоговых извещений", "Усыпление животных", "Общественные работы по благоустройству и очистки территории", что не соответствует видам работ, определенным приложением N 5 "Организация общественных работ в Астраханской области в 2009 году" к постановлению Правительства Астраханской области от 14.01.2009 N 2-П. Учитывая, что к видам работ - "Уход за памятниками воинской славы" и "Подсобные ремонтные работы" не относятся работы по "Уточнению сведений домовых, похозяйственных книг", "Подшивке документов", "Биркованию скота", "Вручению налоговых извещений", "Усыплению животных", направление средств бюджета Астраханской области на оплату договоров по данным видам работ в сумме 429 755 руб. актом ревизии от 23.05.2011 N 10 признано нецелевым использованием бюджетных средств. При этом по такому виду работ, как "Уход за памятниками воинской славы", администрацией мероприятия не осуществлялись.
Распоряжением от 30.06.2011 N 182-р Министерство указало, что произошло не обоснованное расширение администрацией МО "Тумакский сельсовет" перечня видов общественных работ.
Администрация МО "Тумакский сельсовет", считая доводы Министерства необоснованными, содержащиеся в абзаце 2 подпункта 3 пункта 2.1.1. части 2.1 распоряжения от 30.06.2011 N 182-р "Об устранении нарушений, выявленных по результатам ревизии" о нецелевом использовании денежных средств в сумме 423 049 руб., выделенных в рамках реализации отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской облает на 2009 год" и требования о возмещении указанных средств, обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что распоряжение Министерства финансов Астраханской области от 30.06.2011 N 182-р "Об устранении нарушений, выявленных по результатам ревизии" издано в пределах компетенции Министерства финансов Астраханской области, основано на нормах действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Администрация МО "Тумакский сельсовет", оспаривая выводы судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что бюджетные средства израсходованы на организацию общественных работ граждан, признанных в установленном законом порядке безработными, полагает, что трудовая деятельность безработных граждан была организована в рамках, утвержденных на территории МО "Володарский район" направлений общественных работ.
Данный довод кассационной жалобы были заявлен муниципальным органом в судах первой и апелляционной инстанций, являлся предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, ему дана мотивированная оценка, основанная на нормах действующего законодательства.
Судами указано, что порядок расходования средств на реализацию мероприятий программы устанавливался Правительством Астраханской области. В зависимости от складывающейся экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях, в том числе отсутствия надобности в проведении тех или иных видах работ, параметры мероприятий программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы и виды общественных работ) могли уточняться в порядке, установленном законодательством. Заявки на необходимые виды работ могли подаваться администрацией в установленном соглашением порядке в течение всего финансового года с целью подготовки Агентством по занятости населения внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Астраханской области от 14.01.2009 N 2-П, однако данное право заявителем не было реализовано.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Судами установлено, что выполняемые по договорам работы относятся к категории общих работ, но на данные виды работ не планировалось бюджетное финансирование.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьями 198, 201 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных муниципальным образованием требований.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 (редакция от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушений судами норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 19.12.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 по делу N А06-6392/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами указано, что порядок расходования средств на реализацию мероприятий программы устанавливался Правительством Астраханской области. В зависимости от складывающейся экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях, в том числе отсутствия надобности в проведении тех или иных видах работ, параметры мероприятий программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы и виды общественных работ) могли уточняться в порядке, установленном законодательством. Заявки на необходимые виды работ могли подаваться администрацией в установленном соглашением порядке в течение всего финансового года с целью подготовки Агентством по занятости населения внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Астраханской области от 14.01.2009 N 2-П, однако данное право заявителем не было реализовано.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым использованием бюджетных средств.
...
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 (редакция от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 июня 2012 г. N Ф06-4214/12 по делу N А06-6392/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11759/12
29.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11759/12
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4214/12
24.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1009/12
19.12.2011 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6392/11