г. Казань |
|
07 июня 2012 г. |
Дело N А65-12710/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А. А.,
судей Хайруллиной Ф. В., Ананьева Р. В.,
при участии представителей:
истца - Зиганшина И. А., доверенность от 22.12.2011, Романова А. А., доверенность от 22.08.2011,
ответчика (Кабинета Министров Республики Татарстан) - Авдеева Д. А., доверенность от 30.01.2012 N 21-53/737,
ответчика (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан) - Хайруллиной Г. В., доверенность от 10.01.2012 N 6Д,
ответчика (открытого акционерного общества "Республиканский кадастровый центр "Земля") - Мурадымовой А. М., доверенность от 23.04.2012, Ашраповой Д. Ш., доверенность от 23.04.2012,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.10.2011 (судья Мотрохин Е. Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 (председательствующий судья Рогалева Е. М., судьи Бажан П. В., Марчик Н. Ю.)
по делу N А65-12710/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТонусСтрой", г. Казань (ИНН 1659066284, ОГРН 1061684098112) к Кабинету Министров Республики Татарстан, г. Казань, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, г. Казань, открытому акционерному обществу "Республиканский кадастровый центр "Земля", г. Казань, о признании недействительным и недостоверным результата государственной кадастровой оценки на 01.01.2011 земельных участков 16:50:310201:31, 16:50:310201:32 общей площадью 20 219 кв. м и 2640 кв. м, Казань, Автосервисная, 33, удельного показателя земельного участка соответственно в размере 9056,91 руб. за 1 кв. м, кадастровая стоимость 183 121 663 руб. 29 коп., и удельного показателя 9061,06 руб. за 1 кв. м, кадастровая стоимость 23 921 198 руб. 40 коп.; определении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости на 01.01.2011 по земельному участку 16:50:310201:31 в размере 29 566 830 руб., по 16:50:310201:32 в размере 4 651 970 руб.; о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, оформленных актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков, и внесению на 01.01.2011 в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков 16:50:310201:31, 16:50:310201:32 в размере 183 121 663 руб. и 23 921 198 руб., с участием в деле в качестве заинтересованных лиц: Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тонус Строй" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра) о признании недействительным и недостоверным результата государственной кадастровой оценки на 01.01.2011 земельных участков 16:50:310201:31, 16:50:310201:32 общей площадью 20 219 кв. м и 2640 кв. м, г. Казань, ул. Автосервисная, участок 33, удельного показателя земельного участка соответственно в размере 9056,91 руб. за 1 кв. м, кадастровая стоимость 183 121 663,29 руб., и удельного показателя 9061,06 руб. за 1 кв. м, кадастровая стоимость 23 921 198,40 руб.; определении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости на 01.01.2011 по земельному участку к/н 16:50:310201:31 в размере 29 566 830 рублей, по к/н 16:50:310201:32 в размере 4 651 970 руб.; о признании незаконными действий Управления Росреестра, оформленных актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков и внесению на 01.01.2011 в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков 16:50:310201:31, 16:50:310201:32 в размере 183 121 663 руб. и 23 921 198 руб.
Судом принят в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ от иска в части требований к открытому акционерному обществу "РКЦ "Земля" (далее - ОАО "РКЦ "Земля") и к Управлению Росреестра.
Также судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты уточнение заявленных требований, в которых заявитель исключил требование об установлении действительной рыночной стоимости спорных участков. Просил обязать федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республики Татарстан (далее - ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан) внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка номер 16:50:310201:31, общей площадью 20 219 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Автосервисная, участок 33, установив ее равной рыночной стоимости в размере 29 566 830 руб., и о кадастровой стоимости земельного участка номер 16:50:310201:32 общей площадью 2640 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Автосервисная, участок 33, установив ее равной рыночной стоимости в размере 4 651 970 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.10.2011 в части требований к Управлению Росреестра и к ОАО "РКЦ "Земля" производство по делу прекращено, в остальной части исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Кабинет Министров Республики Татарстан обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан заявило ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с изменением наименования учреждения. Ходатайство удовлетворено, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика - ФБУ "Кадастровая палата" по Республики Татарстан на его процессуального правопреемника - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:310201:31 и 16:50:310201:32, общей площадью соответственно 20 219 кв. м. и 2 640 кв. м, находящиеся по адресу: г. Казань, ул. Автосервисная, участок 33, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.12.2010 16-АЕ N 851813 и от 24.12.2010 16-АЕ N 851809.
Согласно кадастровым паспортам от 18.04.2011 и от 28.04.2011, названные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для расширения территории с целью строительства автосервисного комплекса.
В связи с утверждением результатов государственной кадастровой оценки земельных участков постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310201:31 составила 183 121 663,29 руб., участка с кадастровым номером 16:50:310201:32 - 23 921 198,4 руб.
Полагая, что указанная кадастровая стоимость в 7,6 раз превышает кадастровую стоимость 2010 года, значительно превышает рыночную стоимость земельных участков, влечет увеличение подлежащих уплате сумм земельного налога, общество, ссылаясь на отчет N 2141/1/НЛ независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл оценка" (далее - ООО "Ди энд Эл оценка"), которым рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 24.12.2010 определена для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310201:31 в размере 29 566 830 руб., с кадастровым номером 16:50:310201:32 в размере 4 651 970 руб., обратилось в арбитражный суд с требованиями о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.
Арбитражный суд, рассмотрев спор по общим правилам искового производства с применением положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ), пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части.
Суд кассационной инстанции считает, что удовлетворяя заявление в части, судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Заявитель, будучи собственником вышеуказанных земельных участков, является, по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиком земельного налога в отношении данных участков. При этом, в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 названной статьи в редакции, действующей на момент утверждения постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республики Татарстан, в т.ч. и земельных участков заявителя, установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, которая была введена Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ, также предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели требования общества по общим правилам искового производства, дали оценку отчетам независимого оценщика ООО "Ди энд Эл оценка" с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и определения в нем действительной рыночной стоимости земельного участка, требованиям обязательных стандартов и правил оценки, с учетом заслушанных в судебном заседании свидетельских показаний Нечаевой Л. Ю., принимавшей участие в составлении отчетов об оценке, и правомерно пришли к выводу, что они отвечают требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254, 255, 256.
При этом, как установлено судами, из письменного заявления ответчика, представленного в суд, следует, что ответчик в судебном заседании согласился с данными о рыночной стоимости земельных участков общества, содержащихся в отчетах независимого оценщика ООО "Ди энд Эл оценка" (т.2 л.д.25).
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Рыночная стоимость земельных участков общества, содержащихся в отчетах независимого оценщика ООО "Ди энд Эл оценка", ответчиком не оспаривается, документальные доказательства в опровержение указанной стоимости в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод об удовлетворении требований.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, арбитражный кассационный суд не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в судебных актах выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы суда о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации основаны на исследованных обстоятельствах спора и с учетом переходных положений о порядке применения требований Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, в редакции которого принята указанная норма земельного законодательства, в связи с чем подлежат отклонению доводы заявителя жалобы об обратном.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящем пункте срок.
Как следует из отзыва ответчика, государственный контракт N ЗК/2010 "Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан" был заключен 26.07.2010, то есть до 26.09.2010. Работы по государственной кадастровой оценке были завершены 25.08.2010 согласно акту сдачи-приемки работ от 25.08.2010 N 1 (т.1 л.д.59-62). Таким образом, контракт заключен и работы завершились до истечения 60 дней после официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, в связи с чем доводы жалобы о неправомерном применении его положений подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Татарстан о проведении процессуальной замены удовлетворить.
Произвести процессуальное правопреемство, заменив ответчика по делу N А65-12710/2011 - федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан на его процессуального правопреемника - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.10.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 по делу N А65-12710/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А. А. Хайбулов |
Судьи |
Ф. В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы суда о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации основаны на исследованных обстоятельствах спора и с учетом переходных положений о порядке применения требований Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, в редакции которого принята указанная норма земельного законодательства, в связи с чем подлежат отклонению доводы заявителя жалобы об обратном.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящем пункте срок.
Как следует из отзыва ответчика, государственный контракт N ЗК/2010 "Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан" был заключен 26.07.2010, то есть до 26.09.2010. Работы по государственной кадастровой оценке были завершены 25.08.2010 согласно акту сдачи-приемки работ от 25.08.2010 N 1 ... . Таким образом, контракт заключен и работы завершились до истечения 60 дней после официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, в связи с чем доводы жалобы о неправомерном применении его положений подлежат отклонению."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2012 г. N Ф06-2696/12 по делу N А65-12710/2011