г. Казань |
|
28 июня 2012 г. |
Дело N А12-14397/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Бутова С.В. (по доверенности от 13.12.2011 N 9),
ответчика - Катковой Ю.А. (по доверенностям от 23.12.2011 N 86, от 27.12.2011 N 275Д),
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления финансов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.02.2012 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012 (председательствующий судья Телегина Т.Н., судьи Волкова Т.Н., Никитин А.Ю.)
по делу N А12-14397/2011
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания", г. Волгоград, (ОГРН 1093460001095, ИНН 3445102073), к Управлению финансов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435111199, ОГРН 1093435006411), Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706), г. Волжский Волгоградской области о признании недействующими нормативных актов и взыскании 61793089 руб. 25 коп., с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Волжской городской Думы, г. Волжский Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Управление), администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Администрация) о признании незаконными Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области от 16.12.2005 N 4-ВГД, Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа город Волжский Волгоградской области от 16.12.2005 N 5-ВГД, Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области от 11.10.2006 N 70ВГД, Городского положения о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 N 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области от 05.04.2007 N 140-ВГД, постановление главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 N 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области", взыскании 61793089 руб. 25 коп. убытков, причиненных в результате разницы в стоимости фактически отпущенной населению города Волжского Волгоградской области в жилой фонд, необорудованный домовыми и индивидуальными приборами учета, тепловой энергии, горячей и химически очищенной воды и необоснованно установленных органами местного самоуправления тарифах на данные коммунальные услуги.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.01.2011 по делу N А12-239/2011 принято к рассмотрению заявление общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания" о признании недействующими вышеперечисленных нормативных актов органов местного самоуправления, исковые требования о взыскании 61793089 руб. 25 коп. убытков, причиненных действиями (бездействием) органов местного самоуправления, рассмотрены в настоящем деле.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.02.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012 исковые требования по делу N А12-14397/2011 удовлетворены: с муниципального образования городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет средств казны муниципального образования взыскано в пользу общества 61 793 089 руб. 25 коп. причиненных убытков, а также в возмещение судебных расходов 200 000 руб. по уплаченной государственной пошлине, 1 250 000 руб. по оплате экспертизы.
Не согласившись с принятым по делу судебными актами, Управление и Администрация обратились с кассационными жалобами, в которых просят принятые по делу судебные акты отменить, считая их вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества отказать в полном объёме.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, вынесенными без нарушения норм материального и процессуального права, кассационные жалобы Управления и Администрации оставить без удовлетворения.
При проверки законности принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено следующее.
Как следует из материалов дела, общество производило отпуск тепловой энергии населению г. Волжского Волгоградской области для нужд отопления и горячего водоснабжения в период с 1 января по 31 декабря 2007 года, в том числе в жилой фонд, необорудованный домовыми и индивидуальными приборами учета. Плата за данные коммунальные услуги начислялась исходя из нормативов потребления, утвержденных органами местного самоуправления. Объем фактически потребленной тепловой энергии населением г. Волжского Волгоградской области значительно превысил установленные нормативы потребления, что привело к причинению вреда истцу. Общество указывает, что в результате установления органом местного самоуправления города Волжского заниженных нормативов потребления коммунальных услуг и соответствующих тарифов, потребителю (населению) не была выставлена стоимость тепловой энергии в количестве 58 938,95 Гкал и теплоносителя в количестве 1 921 125,55 тн, в результате чего обществом недополучены денежные средства в виде стоимости указанных коммунальных ресурсов в размере 83 295 924 рублей 16 копеек. Частично указанная разница органом местного самоуправления компенсирована в размере 21 502 834 рублей 91 копейки, в результате чего недополучены денежные средства в размере 61 793 089 рублей 25 копеек.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2011 по делу N А12-239/2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.12.2011, пункты 1.2, 1.3 Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области от 16.12.2005 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16.12.2005 N 9/2, признаны недействующими и не соответствующими пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг". Приложение N 6 Тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области от 16.12.2005 N 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 N 9/3, признано недействующим и не соответствующим пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 441 "О федерльных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг". Пункты 3.2 и 3.3 Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области от 11.10.2006 N 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 N 26/2, признаны недействующими и не соответствующими части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. Городское положение о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 N 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 140ВГД, принятое постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 36/3, Приложение N 2 Тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 N 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" признано недействующим и не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Согласно заключению судебной экспертизы от 03.08.2011, произведенному обществом с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр", разница между стоимостью фактически отпущенной населению города Волжского в 2007 году тепловой энергии и стоимостью коммунальных услуг (горячее водоснабжение и отопление), начисленных населению города Волжского в 2007 году по утвержденным нормативам потребления коммунальных услуг, составляет 66 066 207 рублей 62 копейки.
При этом, по мнению эксперта, в 2007 году всего отпущено в жилой фонд города Волжского, необорудованный домовыми и индивидуальными приборами учета, фактически тепловой энергии и теплоносителя стоимостью 736 506 604 рубля 85 копеек. Вместе с тем населению города Волжского, проживающему в жилом фонде, не оборудованном домовыми и индивидуальными приборами учета, согласно установленным органами местного самоуправления нормативам потребления начислено 670 440 397 рублей 22 копейки.
Из экспертного заключения также следует, что сумма 66 066 207 рублей 62 копейки, составляющая разницу между стоимостью фактически отпущенной тепловой энергии и стоимостью коммунальных услуг, начисленных по утвержденным нормативам потребления коммунальных услуг, указана с учетом произведенного перерасчета на разницу тарифов, то есть за вычетом полученной истцом частичной компенсации за поставленные тепловые ресурсы в размере 21 681 573 рублей 24 копеек.
Таким образом, разница в размере 66 066 207 рублей 62 копейки составляет убытки, причиненные обществу.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" правом на возмещение убытков, образовавшихся из-за неисполнения публично-правовым образованием своей обязанности по возмещению разницы в тарифах на коммунальные услуги с публично-правового образования, обладает поставщик коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Доводы Управления и Администрации о пропуске обществом срока исковой давности правомерно отклонены судами обеих инстанций.
С учетом фактических обстоятельств дела судом обоснованно отклонено ходатайство Администрации о проведении дополнительной экспертизы.
Доводы заявителей кассационных жалоб не доказывают нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012 по делу N А12-14397/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2012 г. N Ф06-4788/12 по делу N А12-14397/2011
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10633/12
06.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10633/12
01.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10633/12
28.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4788/12
13.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2304/12