г. Казань |
|
28 июня 2012 г. |
Дело N А57-21677/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Саратовской области при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Замятиной Н.И.,
при участии представителей:
истца - Рыбакова А.Ю., по доверенности от 26.05.2011 N 64 АА 0353082,
ответчика - Костоправовой И.А., по доверенности от 07.03.2012, N 01-03/11,
заинтересованного лица - Животиковой Ю.О., по доверенности от 12.05.2012 N 14/902-04-014к,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, и администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи: Акимова М.А., Жевак И.И.)
по делу N А57-21677/2011
по заявлению индивидуального предпринимателя Александрова Вячеслава Олеговича (ОГРН 306645421200051, ИНН 645404048464), г. Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), г. Саратов, с участием заинтересованного лица: комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, о признании незаконным бездействия и об обязании рассмотреть запрос,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Александров Вячеслав Олегович (далее - ИП Александров В.О., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) о признании незаконным, противоречащим пункту 16 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363, бездействия администрации, выражающегося в не рассмотрении в установленный срок запроса предпринимателя о предоставлении сведений из раздела V "Документация по планировке территорий" и подраздела V раздела IX "Геодезические и картографические материалы" информационной системы обеспечения градостроительной деятельности администрации в виде копий следующих документов: плана красных линий центрального планировочного района города Саратова; проекта детальной планировки центральной части города Саратова и обязании администрации о предоставлении указанных документов в виде копий.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.02.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт. Заявление Александрова Вячеслава Олеговича удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок заявления Александрова Вячеслава Олеговича о предоставлении сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности администрации в документов в виде копий Плана красных линий центрального планировочного района города Саратова, Проекта детальной планировки центральной части города Саратова. В порядке устранения нарушения прав и законных интересов предпринимателя Александрова Вячеслава Олеговича суд обязал администрацию рассмотреть заявление предпринимателя Александрова Вячеслава Олеговича от 14.10.2011 в срок до 23.04.2012.
До начала рассмотрения дела в суд кассационной инстанции поступила вторая кассационная жалоба от администрации, представители сторон по делу заявили, что жалобу получили, ознакомились и согласны рассмотреть ее в данном заседании суда.
В связи с отсутствием возражений представителей сторон данная жалоба принята к производству и рассматривается в настоящем судебном заседании.
В кассационных жалобах администрация и Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет) просят постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Согласно части 1 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в соответствующих арбитражных судах технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2012 удовлетворено ходатайство комитета об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Саратовской области.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Саратовской области.
Проверив законность постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 в порядке статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ИП Александров В.О. обратился в комитет с письменным заявлением от 14.10.2011 о предоставлении сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Саратов, в виде копий документов: Плана красных линий центрального планировочного района города Саратова 2000 г., а также Проекта детальной планировки центральной части города Саратова 1982 г.
В установленный срок заявление предпринимателя не было рассмотрено.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с данным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя, указал, что он обратился с заявлением не в администрацию, а в комитет, который не является уполномоченным органом местного самоуправления по рассмотрению заявлений о выдаче сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Саратов".
Суд не принял во внимание довод комитета о том, что полномочия по ведению информационной системы градостроительной деятельности возложены на него, поскольку решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 N 53-634, внесены изменения в Положение о комитете, согласно которым в нем не содержится указаний на полномочия комитета по архитектуре и градостроительству по ведению информационной системы градостроительной деятельности.
Так же не принят судом и довод предпринимателя о том, что подача заявления в комитет о выдаче сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности является фактически обращением к администрации, поскольку комитет по архитектуре и градостроительству является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации, осуществляющим от имени администрации решение вопросов местного значения в сфере архитектуры (пункт 1.1. Положения о комитете, утвержденным решением от 10.07.2009 N 42-491 Саратовского городской Думы (в редакции решения от 07.07.2010 N 53-634 Саратовской городской Думы), действующего на 14.10.2011 и на момент рассмотрения спора).
Арбитражный суд Саратовской области пришел к выводу, что со стороны администрации отсутствовало бездействие, выражающееся в не рассмотрении в установленный срок вышеуказанного заявления Александрова В.О.
Рассматривая вопрос о полномочном органе местного самоуправления на территории муниципального образования "Город Саратов", арбитражный суд правильно исходил из того, что ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа в силу положений пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу положений статьи 34 Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положением статьи 22 Устава муниципального образования "Город Саратов" структуру органов местного самоуправления города составляют: Саратовская городская Дума, именуемая по тексту настоящего Устава "городская Дума" - представительный орган; глава муниципального образования "Город Саратов", исполняющий полномочия председателя городской Думы, именуемый по тексту настоящего Устава "глава муниципального образования"; администрация муниципального образования "Город Саратов", именуемая по тексту настоящего Устава "администрация города" - исполнительно-распорядительный орган; контрольно-счетная палата - контрольный орган. Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий. В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования "Город Саратов" ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города относится к вопросам местного значения. При этом администрация города, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделена в соответствии с положениями пункта 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Город Саратов" полномочиями по решению вопросов местного значения. Таким образом, на территории муниципального образования "Город Саратов" ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и выдача из нее сведений осуществляется администрацией.
В силу положений статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно или за плату. Максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 57 Закона бесплатное предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам физических и юридических лиц осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 10 статьи 57 Закона).
В соответствии с пунктом 3 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363, информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.
В настоящем Положении под актуализированными документами, материалами, картами, схемами и чертежами понимаются документы, материалы, карты, схемы и чертежи, размещенные в информационной системе, со всеми внесенными в них изменениями, состоявшимися на каждый определенный момент (пункт 4 Положения).
Раздел V "Документация по планировке территорий" должен содержать сведения, предусмотренные подпунктом "д" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии документов и материалов по планировке территорий.
Общая часть раздела V содержит наименования и реквизиты актуализированных документов по планировке территории, предусмотренных пунктом 2 части 3 и частью 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и номера книг.
Специальная часть раздела V содержит: наименования и реквизиты актуализированных схем и чертежей планировки территории, содержащихся в документах по планировке территории, предусмотренных пунктом 1 части 3 и частью 5 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации; номера книг и регистрационные номера; ссылки на подраздел, содержащий актуализированные документы, раздела "Геодезические и картографические материалы".
Согласно пункту 13 Положения предоставление сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется на основании запроса органа государственной власти, органа местного самоуправления, физического или юридического лица, заинтересованного в получении сведений информационной системы (далее - заинтересованные лица).
Заинтересованное лицо подает в орган местного самоуправления городского округа или муниципального района письменный запрос с указанием своего наименования (имени) и места нахождения (места жительства). В запросе указывается раздел информационной системы, запрашиваемые сведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства, форма предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, и способ их доставки.
Оплата предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется заинтересованным лицом через банк или иную кредитную организацию путем наличного или безналичного расчета и зачисляется в доход бюджета соответствующего муниципального образования. Внесение платы в безналичной форме подтверждается копией платежного поручения с отметкой банка или иной кредитной организации о его исполнении. Внесение платы наличными средствами подтверждается квитанцией установленной формы (пункт 15 Положения).
Согласно пункту 16 Положения сведения, содержащиеся в информационной системе, выдаются (направляются) заинтересованному лицу в срок, не превышающий 14 дней с даты представления документа, подтверждающего внесение платы за предоставление указанных сведений. Дата выдачи (направления) сведений, содержащихся в информационной системе, и их содержание фиксируются в порядке, установленном органом местного самоуправления. Сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графической формах.
На момент обращения предпринимателя с соответствующим заявлением (14.10.2011) не установлен размер платы, взимаемой за предоставление сведений, содержащиеся в Информационной системе, в связи с чем для их получения на территории муниципального образования "Город Саратов" необходимо лишь обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с запросом, оформленным в соответствии с пунктом 13 Положения.
Однако при принятии решения судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно статье 22 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 169-ФЗ) определена компетенция органов архитектуры и градостроительства в области архитектуры.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 169-ФЗ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по координации деятельности в области архитектуры и градостроительства и соответствующие органы субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в области архитектуры. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют свою деятельность на основании градостроительного законодательства, настоящего Федерального закона и соответствующих положений об органах архитектуры и градостроительства.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по координации деятельности в области архитектуры и градостроительства с участием соответствующих органов субъектов Российской Федерации осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области архитектуры, координирует работу органов архитектуры и градостроительства, обеспечивает разработку нормативных правовых актов.
Под единой системой исполнительной власти следует понимать осуществление Министерством регионального развития Российской Федерации и соответствующими органами исполнительной власти в области архитектуры субъектов Российской Федерации совместной деятельности, согласованных действий, направленных на защиту прав и интересов субъектов, осуществляющих архитектурную деятельность, создание необходимых условий для ее осуществления, реализацию установленных законодательством гарантий архитектурной деятельности и предоставление дополнительных гарантий, обеспечение организационных, ресурсных и иных условий для осуществления архитектурной деятельности, обеспечение соблюдения законодательных правил, норм об осуществлении архитектурной деятельности в соответствии с их компетенцией. Все эти действия, а также иные полномочия указанные органы власти осуществляют на основании градостроительного законодательства, комментируемого закона и положений об этих органах.
Согласно пункту 2 статьи 22 ГК РФ следует, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере архитектуры при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архитектуры и градостроительства реализует государственную политику в сфере архитектуры, координирует деятельность в области архитектуры, а также обеспечивает разработку нормативных актов в области архитектуры.
Орган архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводит на территории соответствующего субъекта Российской Федерации государственную политику и осуществляет правовое регулирование в области архитектуры и градостроительства. Кроме того, к функциям указанного органа относится организация в пределах своей компетенции реализации основных направлений государственной политики, научных исследований в области архитектуры и градостроительства, осуществление единой политики в сфере инженерно-строительных изысканий, формирование, использование и распоряжение топографо-геодезическими и геологическими фондами, координирование работы по топографо-геодезическому обеспечению территорий.
Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40, определяет порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Такие порядки будут распространяться и на органы архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части касающейся ведения информационных систем в сфере ресурсной деятельности. В свою очередь, Примерное положение об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвержденное постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 05.11.1997 N 18-65, предусматривает, что такой орган: участвует в разработке, рассмотрении и реализации государственных федеральных и территориальных целевых программ социально-экономического развития, содержащих вопросы архитектуры; участвует в разработке проектов соглашений между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в сфере архитектуры и градостроительства и осуществляет контроль за их реализацией; организует и осуществляет в установленном порядке ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности на территории субъекта Российской Федерации; вносит предложения в органы государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам установления и изменения границ объектов градостроительной деятельности с особым режимом регулирования на подведомственной территории; обеспечивает разработку, утверждает и представляет на утверждение в установленном порядке градостроительную и проектную документацию на архитектурные объекты и научные исследовательские работы; осуществляет контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации по планированию развития территории субъекта Российской Федерации; осуществляет рассмотрение и согласование проектов охранных зон памятников природы, истории, культуры и ландшафтной архитектуры, городского дизайна, проектов реставрации памятников архитектуры, истории и культуры, имеющих федеральное (общероссийское) и региональное значение, и контролирует их реализацию; осуществляет координацию работ в сфере инженерно-строительных изысканий; осуществляет координацию деятельности органов архитектуры и градостроительства местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации, а также руководство и контроль в части выполнения ими функций государственного регулирования в области архитектуры и градостроительства и т.п.
В сфере разработки нормативных актов в области архитектуры полномочия Министерства регионального развития Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере архитектуры) согласно Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40, следующие:
1) министерство вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы в области архитектуры;
2) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: - федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в области градостроительства;
- форма градостроительного плана земельного участка;
- форма разрешения на строительство;
- форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- порядок разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил;
- порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации;
- порядок внесения изменений в проектную документацию;
3) министерство осуществляет государственный контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе контроль:
- за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности;
- за соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Орган архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании Положения об органе архитектуры в своей работе взаимодействует с законодательными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации. Также в соответствии с Примерным положением об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 05.11.1997 N 18-65, орган архитектуры и градостроительства осуществляет контроль за исполнением Федеральных законов, в том числе комментируемого закона, других законов и нормативных правовых актов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к их компетенции, регулирует архитектурную и градостроительную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, координирует работу участников правоотношений в области архитектурной и градостроительной деятельности, взаимодействует с органами архитектуры и градостроительства местного самоуправления и руководит их работой в части выполнения ими государственных полномочий.
Непосредственно к полномочиям органа архитектуры и градостроительства субъекта Российской Федерации в сфере разработки нормативных актов в области архитектуры исходя из указанного положения можно отнести следующие:
- внесение в органы государственной власти субъекта Российской Федерации проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам архитектуры и градостроительства;
- организация разработки и утверждения в установленном порядке градостроительного устава субъекта Российской Федерации и примерных правил землепользования и застройки городов и других поселений;
- разработка порядка проведения предпроектных исследований и конкурсов на архитектурные проекты и градостроительную документацию, а также организация проведения этих конкурсов по объектам, финансируемым за счет бюджета субъекта Российской Федерации и внебюджетных фондов.
Как предусматривает пункт 2 комментируемой статьи, федеральный орган исполнительной власти осуществляет государственную политику, координирует деятельность и принимает нормативные акты в сфере архитектуры при участии органа исполнительной власти в области архитектуры.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации участвует в координации работы органов власти в сфере архитектуры путем определения задач, целей, основных направлений деятельности подконтрольных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Относительно участия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архитектуры в разработке нормативных правовых актов, такая деятельность заключается не только в том, что орган архитектуры и градостроительства субъекта Российской Федерации вносит в органы государственной власти субъекта Российской Федерации проекты законов и иных нормативных правовых актов в сфере архитектурной деятельности, но также и в том, что он осуществляет нормотворческую деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Саратовской городской Думой принято Решение "О реорганизации комитета по архитектуре и градостроительству и управления капитального строительства администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.09.2011 N 7-70, которым утвердила Положение о комитете по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации. Разделом 3 Положения определены полномочия комитета, в том числе и в сфере градостроительства.
Согласно пункту 3.3.10 комитет представляет сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в установленном порядке.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии у комитета обязанности по принятию и рассмотрению в установленный срок заявления ИП Александрова В.О. по предоставлению сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Саратов" являются несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 201 АПК РФ решение по делу об оспаривании бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.
В силу части 2 указанной статьи арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из этого, положения пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в части обязания соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части применяются в случаях указания на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
Если заявитель не указал конкретного способа защиты, а суд обязан указать на это в решении в силу императивного предписания закона, то суд сам определяет надлежащий, по его мнению, способ защиты нарушенного права. Если же заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), то суд, установив, что данный способ ненадлежащий, должен применить надлежащий способ защиты. Формулировки пункта 3 части 4 и пункта 3 части5 статьи 201 АПК РФ в их взаимосвязи с пунктами 3, 5 части 1 статьи 199 АПК РФ указывают на применение судом надлежащего способа защиты, даже если истец и вовсе не указывал этого в своем заявлении либо указывал неверно.
В данном случае суд кассационной инстанции полагает, что указанный заявителем способ защиты определен предпринимателем верно.
Заявление предпринимателя Александрова В.О. не было рассмотрено администрацией муниципального образования по существу.
Следовательно принятие решения в части обязания администрации рассмотреть заявление ИП Александрова В.О. от 14.10.2011, со сроком рассмотрения до 23.04.2012 является правомерным.
Принимая во внимание изложенное, выводы апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения постановления апелляционной инстанции кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Поволжского округа Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 по делу N А57-21677/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" и администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 указанной статьи арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из этого, положения пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в части обязания соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части применяются в случаях указания на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными.
...
Если заявитель не указал конкретного способа защиты, а суд обязан указать на это в решении в силу императивного предписания закона, то суд сам определяет надлежащий, по его мнению, способ защиты нарушенного права. Если же заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), то суд, установив, что данный способ ненадлежащий, должен применить надлежащий способ защиты. Формулировки пункта 3 части 4 и пункта 3 части5 статьи 201 АПК РФ в их взаимосвязи с пунктами 3, 5 части 1 статьи 199 АПК РФ указывают на применение судом надлежащего способа защиты, даже если истец и вовсе не указывал этого в своем заявлении либо указывал неверно."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2012 г. N Ф06-4871/12 по делу N А57-21677/2011