г. Саратов |
|
16 апреля 2012 г. |
Дело N А57-21677/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.
судей Акимовой М.А., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Царук М.А.
при участии в заседании представителей предпринимателя: Рыбакова А.Ю., действующего на оснвоании доверенности от 26 мая 2011 года N 64 АА 0353082; Администрации: Абушаевой Г.А., действующей на основании доверенности от 06 июня 2011 года N 01-4/46; Комитета: Животиковой Ю.О., действующей на основании доверенности от 10 января 2012 года N 02/16-01-12,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Александрова Вячеслава Олеговича ОГРН 306645421200051, ИНН 645404048464 (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 21 февраля 2012 года по делу N А57-21677/2011 (судья Топоров А.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Александрова Вячеслава Олеговича ОГРН 306645421200051, ИНН 645404048464 (г. Саратов)
к администрации муниципального образования "Город Саратов" ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003 (г. Саратов),
заинтересованное лицо: комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов)
о признании незаконным бездействия и об обязании рассмотреть запрос
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Александров Вячеслав Олегович обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным, противоречащим пункту 16 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363, бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов", выражающегося в не рассмотрении в установленный срок запроса Александрова В.О. о предоставлении сведений из раздела V "Документация по планировке территорий" и подраздела V раздела IX "Геодезические и картографические материалы" информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Саратов" в виде копий следующих документов: Плана красных линий центрального планировочного района города Саратова; Проекта детальной планировки центральной части города Саратова и обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть запрос о предоставлении сведений из раздела V "Документация по планировке территорий" и подраздела V раздела IX "Геодезические и картографические материалы" информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Саратов" в виде копий следующих документов: Плана красных линий центрального планировочного района города Саратова; Проекта детальной планировки центральной части города Саратова.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 21 февраля 2012 года в удовлетворении заявленного требования предпринимателю Александрову В.О. было отказано.
Индивидуальный предприниматель Александров В.О., не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, заявленные требования удовлетворить, по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 14 октября 2011 года Александров В.О. обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с письменным заявлением о предоставлении сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Саратов, в виде копий документов: Плана красных линий центрального планировочного района города Саратова, 2000 г., а также Проекта детальной планировки центральной части города Саратова, 1982 г. от 14 октября 2011 г. Заявление поступило в Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
В установленный срок заявление предпринимателя не было рассмотрено.
Полагая, что бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в не рассмотрении заявления, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов".
Дело арбитражным судом рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом наличие указанных условий должны существовать одновременно.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного предпринимателем требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не обращался в уполномоченный орган с заявлением о получении сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Саратов". По мнению суда, таким органом является администрация муниципального образования "Город Саратов". Суд указал на то, что Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" не является уполномоченным органом местного самоуправления по рассмотрению заявлений о выдаче сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Саратов".
С заявлением 14 октября 2011 г. предприниматель обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", а не в администрацию муниципального образования "Город Саратов".
При том, суд не принял во внимание довод Комитета по архитектуре и градостроительству о том, что полномочия по ведению информационной системы градостроительной деятельности возложены на комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", поскольку решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 N 53-634, внесены изменения в Положение о комитете, согласно которым в нем не содержится указаний на полномочия Комитета по архитектуре и градостроительству по ведению информационной системы градостроительной деятельности.
Не принят судом и довод заявителя о том, что подача заявления в Комитет по архитектуре и градостроительству о выдаче сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности является фактически обращением к администрации муниципального образования "Город Саратов", поскольку Комитет по архитектуре и градостроительству является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имении администрации муниципального образования решение вопросов местного значения в сфере архитектуры (пункт 1.1. Положения о комитете, утвержденным решением от 10.07.2009 N 42-491 Саратовского городской Думы (в редакции решения от 07.07.2010 N 53-634 Саратовской городской Думы), действующего на 14.10.2011 и на момент рассмотрения спора).
Решение вопросов местного значения в сфере архитектуры, по мнению суда, не охватывает собой деятельность по ведению Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и выдаче из неё сведений, поскольку в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.11.1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" под архитектурной деятельностью понимается профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов.
Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный суд пришел к выводу, что со стороны администрации муниципального образования "Город Саратов" отсутствовало бездействие, выражающееся в не рассмотрении в установленный срок заявления Александрова В.О. от 14 октября 2011 г. о предоставлении сведений из раздела V "Документация по планировке территорий" и подраздела V раздела IX "Геодезические и картографические материалы" Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Саратов" в виде копий документов: Плана красных линий центрального планировочного района города Саратова; Проекта детальной планировки центральной части города Саратова.
Рассматривая вопрос о полномочном органе местного самоуправления на территории муниципального образования "Город Саратов", арбитражный суд правильно исходил из того, что ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа в силу положений пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 17 Закона по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
В силу положений статьи 34 Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положением статьи 22 Устава муниципального образования "Город Саратов" структуру органов местного самоуправления города составляют: Саратовская городская Дума, именуемая по тексту настоящего Устава "городская Дума" - представительный орган; глава муниципального образования "Город Саратов", исполняющий полномочия председателя городской Думы, именуемый по тексту настоящего Устава "глава муниципального образования"; администрация муниципального образования "Город Саратов", именуемая по тексту настоящего Устава "администрация города" - исполнительно-распорядительный орган; контрольно-счетная палата - контрольный орган. Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий. В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования "Город Саратов" ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города относится к вопросам местного значения. При этом администрация города, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделена в соответствии с положениями пункта 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Город Саратов" полномочиями по решению вопросов местного. Таким образом, на территории муниципального образования "Город Саратов" ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и выдача из неё сведений осуществляется администрацией муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с положениями статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности -организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Согласно частям 1, 6, 7 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации ведение информационных систем ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно или за плату. Максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 57 Закона бесплатное предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам физических и юридических лиц осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 10 статьи 57 Закона).
В соответствии с пунктом 3 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 09.06.2006 N 363, информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.
В настоящем Положении под актуализированными документами, материалами, картами, схемами и чертежами понимаются документы, материалы, карты, схемы и чертежи, размещенные в информационной системе, со всеми внесенными в них изменениями, состоявшимися на каждый определенный момент (пункт 4 Положения).
Раздел V "Документация по планировке территорий" должен содержать сведения, предусмотренные подпунктом "д" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии документов и материалов по планировке территорий.
Общая часть раздела V содержит наименования и реквизиты актуализированных документов по планировке территории, предусмотренных пунктом 2 части 3 и частью 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и номера книг.
Специальная часть раздела V содержит: наименования и реквизиты актуализированных схем и чертежей планировки территории, содержащихся в документах по планировке территории, предусмотренных пунктом 1 части 3 и частью 5 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации; номера книг и регистрационные номера; ссылки на подраздел, содержащий актуализированные документы, раздела "Геодезические и картографические материалы".
Согласно пункту 13 Положения предоставление сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется на основании запроса органа государственной власти, органа местного самоуправления, физического или юридического лица, заинтересованного в получении сведений информационной системы (далее -заинтересованные лица).
Заинтересованное лицо подает в орган местного самоуправления городского округа или муниципального района письменный запрос с указанием своего наименования (имени) и места нахождения (места жительства). В запросе указывается раздел информационной системы, запрашиваемые сведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства, форма предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, и способ их доставки
Оплата предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется заинтересованным лицом через банк или иную кредитную организацию путем наличного или безналичного расчета и зачисляется в доход бюджета соответствующего муниципального образования. Внесение платы в безналичной форме подтверждается копией платежного поручения с отметкой банка или иной кредитной организации о его исполнении. Внесение платы наличными средствами подтверждается квитанцией установленной формы (пункт 15 Положения).
Согласно пункту 16 Положения сведения, содержащиеся в информационной системе, выдаются (направляются) заинтересованному лицу в срок, не превышающий 14 дней с даты представления документа, подтверждающего внесение платы за предоставление указанных сведений. Дата выдачи (направления) сведений, содержащихся в информационной системе, и их содержание фиксируются в порядке, установленном органом местного самоуправления. Сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графической формах.
На момент обращения предпринимателя с соответствующим заявлением (на 14.10.2011 г.) не установлен размер платы, взимаемой за предоставление сведений, содержащиеся в Информационной системе, в связи с чем для их получения на территории муниципального образования "Город Саратов" необходимо лишь обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с запросом, оформленным в соответствии с пунктом 13 Положения.
Вместе с тем судом первой инстанции при принятии решения не учтено следующее.
В соответствии со ст. 22 ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ определена компетенция органов архитектуры и градостроительства в области архитектуры.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона N 169-ФЗ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по координации деятельности в области архитектуры и градостроительства и соответствующие органы субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в области архитектуры. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют свою деятельность на основании градостроительного законодательства, настоящего Федерального закона и соответствующих положений об органах архитектуры и градостроительства.
В соответствии с п. 2 указанной статьи уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по координации деятельности в области архитектуры и градостроительства с участием соответствующих органов субъектов Российской Федерации осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области архитектуры, координирует работу органов архитектуры и градостроительства, обеспечивает разработку нормативных правовых актов.
Федеральным органом исполнительной власти в сфере архитектуры является Министерство регионального развития Российской Федерации, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность согласно положениям о соответствующих органах в области архитектуры в субъектах Российской Федерации.
Под единой системой исполнительной власти следует понимать осуществление Министерством регионального развития Российской Федерации и соответствующими органами исполнительной власти в области архитектуры субъектов Российской Федерации совместной деятельности, согласованных действий, направленных на защиту прав и интересов субъектов, осуществляющих архитектурную деятельность, создание необходимых условий для ее осуществления, реализацию установленных законодательством гарантий архитектурной деятельности и предоставление дополнительных гарантий, обеспечение организационных, ресурсных и иных условий для осуществления архитектурной деятельности, обеспечение соблюдения законодательных правил, норм об осуществлении архитектурной деятельности в соответствии с их компетенцией. Все эти действия, а также иные полномочия указанные органы власти осуществляют на основании градостроительного законодательства, комментируемого закона и положений об этих органах.
Из содержания п. 2 ст.22 ГрК РФ следует, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере архитектуры при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архитектуры и градостроительства реализует государственную политику в сфере архитектуры, координирует деятельность в области архитектуры, а также обеспечивает разработку нормативных актов в области архитектуры.
Орган архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводит на территории соответствующего субъекта Российской Федерации государственную политику и осуществляет правовое регулирование в области архитектуры и градостроительства. Кроме того, к функциям указанного органа относится организация в пределах своей компетенции реализации основных направлений государственной политики, научных исследований в области архитектуры и градостроительства, осуществление единой политики в сфере инженерно-строительных изысканий, формирование, использование и распоряжение топографо-геодезическими и геологическими фондами, координирование работы по топографо-геодезическому обеспечению территорий.
Что касается полномочий Министерства регионального развития Российской Федерации в сфере координации работы органов архитектуры и градостроительства, то согласно Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40, оно определяет порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Иными словами, такие порядки будут распространяться и на органы архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части касающейся ведения информационных систем в сфере ресурсной деятельности. В свою очередь, Примерное положение об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвержденное постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 5 ноября 1997 года N 18-65, предусматривает, что такой орган: участвует в разработке, рассмотрении и реализации государственных федеральных и территориальных целевых программ социально-экономического развития, содержащих вопросы архитектуры; участвует в разработке проектов соглашений между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в сфере архитектуры и градостроительства и осуществляет контроль за их реализацией; организует и осуществляет в установленном порядке ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности на территории субъекта Российской Федерации; вносит предложения в органы государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам установления и изменения границ объектов градостроительной деятельности с особым режимом регулирования на подведомственной территории; обеспечивает разработку, утверждает и представляет на утверждение в установленном порядке градостроительную и проектную документацию на архитектурные объекты и научные исследовательские работы; осуществляет контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации по планированию развития территории субъекта Российской Федерации; осуществляет рассмотрение и согласование проектов охранных зон памятников природы, истории, культуры и ландшафтной архитектуры, городского дизайна, проектов реставрации памятников архитектуры, истории и культуры, имеющих федеральное (общероссийское) и региональное значение, и контролирует их реализацию; осуществляет координацию работ в сфере инженерно-строительных изысканий; осуществляет координацию деятельности органов архитектуры и градостроительства местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации, а также руководство и контроль в части выполнения ими функций государственного регулирования в области архитектуры и градостроительства и т.п.
В сфере разработки нормативных актов в области архитектуры полномочия Министерства регионального развития Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере архитектуры) согласно Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40, следующие:
1) министерство вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы в области архитектуры;
2) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
- федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в области градостроительства;
- форма градостроительного плана земельного участка;
- форма разрешения на строительство;
- форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- порядок разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил;
- порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации;
- порядок внесения изменений в проектную документацию;
3) министерство осуществляет государственный контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе контроль:
- за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности;
- за соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Орган архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании Положения об органе архитектуры в своей работе взаимодействует с законодательными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации. Также в соответствии с Примерным положением об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 5 ноября 1997 года N 18-65, орган архитектуры и градостроительства осуществляет контроль за исполнением Федеральных законов, в том числе комментируемого закона, других законов и нормативных правовых актов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к их компетенции, регулирует архитектурную и градостроительную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, координирует работу участников правоотношений в области архитектурной и градостроительной деятельности, взаимодействует с органами архитектуры и градостроительства местного самоуправления и руководит их работой в части выполнения ими государственных полномочий.
Непосредственно к полномочиям органа архитектуры и градостроительства субъекта Российской Федерации в сфере разработки нормативных актов в области архитектуры исходя из указанного положения можно отнести следующие:
- внесение в органы государственной власти субъекта Российской Федерации проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам архитектуры и градостроительства;
- организация разработки и утверждения в установленном порядке градостроительного устава субъекта Российской Федерации и примерных правил землепользования и застройки городов и других поселений;
- разработка порядка проведения предпроектных исследований и конкурсов на архитектурные проекты и градостроительную документацию, а также организация проведения этих конкурсов по объектам, финансируемым за счет бюджета субъекта Российской Федерации и внебюджетных фондов.
Как предусматривает пункт 2 комментируемой статьи, федеральный орган исполнительной власти осуществляет государственную политику, координирует деятельность и принимает нормативные акты в сфере архитектуры при участии органа исполнительной власти в области архитектуры.
Анализ норм законодательства, регулирующих вопросы компетенции органов, в сфере градостроительной деятельности проводит на территории соответствующего субъекта Российской Федерации политику в области архитектуры, а также в своей работе взаимодействует с законодательными, и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации участвует в координации работы органов власти в сфере архитектуры путем определения задач, целей, основных направлений деятельности подконтрольных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Что касается участия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архитектуры в разработке нормативных правовых актов, то такая деятельность заключается не только в том, что орган архитектуры и градостроительства субъекта Российской Федерации вносит в органы государственной власти субъекта Российской Федерации проекты законов и иных нормативных правовых актов в сфере архитектурной деятельности, но также и в том, что он осуществляет нормотворческую деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ.
Саратовской городской Думой принято Решение "О реорганизации комитета по архитектуре и градостроительству и управления капитального строительства администрации муниципального образования "Город Саратов"от 29 сентября 2011 г. N 7-70, которым утвердила Положение о комитете по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов". Разделом 3 Положения определены полномочия комитета, в том числе и в сфере градостроительства.
Согласно п. 3.3.10 комитет представляет сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в установленном порядке.
Решение Саратовской городской Думы согласуется и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции об отсутствии у комитета по архитектуре и градостроительству обязанности по принятиюи рассмотрению в установленный срок заявления предпринимателя Александрова В.О. по предоставлению сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Саратов" являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 201 АПК РФ решение по делу об оспаривании бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.
Согласно ч. 2 указанной статьи арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Соответственно, положения п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в части обязания соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части применяются в случаях указания на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
В числе требований к заявлению, подаваемому по делам, указанным в гл. 24 АПК, не указана необходимость для заявителя формулировать требование о способе защиты его права, нарушенного оспариваемым актом, решением, действием, бездействием. Согласно п. п. 3, 5 ч. 1 ст. 199 АПК заявитель должен указать на права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием, бездействием, и предъявить требование о признании акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными. Согласно ст. 13 ГК в случае признания акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК.
Если заявитель не указал конкретного способа защиты, а суд обязан указать на это в решении в силу императивного предписания закона, то суд сам определяет надлежащий, по его мнению, способ защиты нарушенного права. Если же заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), то суд, установив, что данный способ ненадлежащий, должен применить надлежащий способ защиты. Формулировки п. 3 ч. 4 и п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК в их взаимосвязи с п. п. 3 и 5 ч. 1 ст. 199 АПК указывают на применение судом надлежащего способа защиты, даже если истец и вовсе не указывал этого в своем заявлении либо указывал неверно.
Придя к выводу о неправомерном бездействии органа местного самоуправления, и исходя из обязанности арбитражного суда определить способ защиты нарушенного права, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что указанный заявителем способ защиты определен предпринимателем верно.
Заявление предпринимателя Александрова В.О. не было рассмотрено администрацией муниципального образования по существу.
Обязание администрации муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление по существу соответствует положениям п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
По результатам рассмотрения заявления предпринимателя администрация муниципального образования может принять два решения: об удовлетворении заявления либо об отказе в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев вопрос о способе восстановления нарушенного права, считает правомерным принятие решения в части обязания администрации муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление предпринимателя Александрова Вячеслава Олеговича от 14 октября 2011 года, установив срок для рассмотрения заявления - до 23 апреля 2012 года.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция находит апелляционную жалобу предпринимателя Александрова В.О. обоснованной и подлежащей удовлетворению. Обжалуемое решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене.
Решая вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, суд относит их на администрацию муниципального образования "Город Саратов" в сумме 300 руб., в том числе по первой инстанции в сумме 200 руб., по апелляционной жалобе - в сумме 100 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил
Решение арбитражного суда Саратовской области от 21 февраля 2012 года по делу N А57-21677/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявление Александрова Вячеслава Олеговича удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в не рассмотрении в установленный срок заявления Александрова Вячеслава Олеговича о предоставлении сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Саратов" в документов в виде копий Плана красных линий центрального планировочного района города Саратова, Проекта детальной планировки центральной части города Саратова.
В порядке устранения нарушения прав и законных интересов предпринимателя Александрова Вячеслава Олеговича обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление предпринимателя Александрова Вячеслава Олеговича от 14 октября 2011 года в срок до 23 апреля 2012 года.
Взыскать с администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов) в пользу предпринимателя Александрова Вячеслава Олеговича (г. Саратов) расходы по государственной пошлине в сумме 300 (триста) руб.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В числе требований к заявлению, подаваемому по делам, указанным в гл. 24 АПК, не указана необходимость для заявителя формулировать требование о способе защиты его права, нарушенного оспариваемым актом, решением, действием, бездействием. Согласно п. п. 3, 5 ч. 1 ст. 199 АПК заявитель должен указать на права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием, бездействием, и предъявить требование о признании акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными. Согласно ст. 13 ГК в случае признания акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК.
Если заявитель не указал конкретного способа защиты, а суд обязан указать на это в решении в силу императивного предписания закона, то суд сам определяет надлежащий, по его мнению, способ защиты нарушенного права. Если же заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), то суд, установив, что данный способ ненадлежащий, должен применить надлежащий способ защиты. Формулировки п. 3 ч. 4 и п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК в их взаимосвязи с п. п. 3 и 5 ч. 1 ст. 199 АПК указывают на применение судом надлежащего способа защиты, даже если истец и вовсе не указывал этого в своем заявлении либо указывал неверно.
...
Обязание администрации муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление по существу соответствует положениям п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А57-21677/2011
Истец: ИП Александров В. О.
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Саратов", Рыбаков А. Ю.