г. Казань |
|
25 июня 2012 г. |
Дело N А65-22085/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Королёвой Н.Н., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - Харисова А.И. (доверенность от 11.10.2010),
ответчика - Сидакова Р.В. (доверенность от 30.12.2011),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2011, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2012
по делу N А65-22085/2011
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Сабирова Васила Шакирзяновича, г. Казань (ОГРНИП 304165915400070, ИНН 165900913807) к Республике Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан, г. Казань (ИНН 1654019570, ОГРН 1021602837574) о взыскании 1 901 604 руб. 13 коп. за счет казны, с привлечением третьих лиц: Сафин Рустам Габдулхаевич, г. Казань, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, г. Казань, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сабиров Васил Шакирзянович (далее - ИП Сабиров В.Ш., истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Республике Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан о взыскании 1 901 604 руб. 13 коп. за счет казны.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.09.2011 и от 25.10.2011 к участию в деле третьими лицами без самостоятельных требований привлечены Сафин Рустам Габдулхаевич, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Решением от 14.12.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2012, исковые требования удовлетворены. С Республики Татарстан в лице Министерства Финансов Республики Татарстан за счет казны в пользу ИП Сабирова В.Ш. взыскано 1 901 604 руб. 13 коп.
Министерство финансов Республики Татарстан, обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Кассационная жалоба мотивирована неполнотой выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, неправильным применением норм материального права пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 2 статьи 120 ГК РФ, поскольку ИП Сабиров В.Ш. в регистрирующий орган о признании исключения государственного учреждения "Мензелинскагропромснаб" (далее - ГУ "Мензелинскагропромснаб") из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) незаконным не обращался, требований к основному должнику не заявлял, процессуального правопреемства по исполнительным листам не произвел, Министерство финансов Республики Татарстан является ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании 23.05.2012 в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 15 часов 40 минут 21.06.2012, после отложения судебное заседание продолжено в том же составе судей.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 29.03.2000 открытым акционерным обществом "Татарстанагропромснаб" (далее - ОАО "Татарстанагропромснаб") (Лизингодатель) и ГУ "Мензелинскагропромснаб" (Лизингополучатель) были заключены договоры сублизинга N 41-40ДФЛ/0-1б-72 БЕЛ 66 и N 41-40ДФЛ/0-1-71 БЕЛ-8, на основании которых последнему была передана спецтехника в лизинг.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.08.2005 по делу N А65-7895/2005 установлено, что ГУ "Мензелинскагропромснаб" не оплатило лизинговые платежи, согласно договора сублизинга N 41-40ДФЛ/0-1б-72 БЕЛ 66 за период времени с 07.07.2000 по 07.01.2005, на основании чего в пользу ОАО "Татарстанагропромснаб" взыскан долг в размере 251 088 руб. 20 коп. и выдан исполнительный лист от 29.09.2005 N 157193.
Исполнительный лист N 157193 03.11.2005 направлен в службу судебных приставов. Тем же днем возбуждено исполнительное производство N 993-06. Однако 09.06.2006 исполнительный лист был возвращен взыскателю в связи с невозможностью взыскания по причине отсутствия денежных средств учреждения.
Повторно 15.04.2009 в службу судебных приставов представлен исполнительный лист N 157193 на исполнение, на основании чего 17.04.2009 было возбуждено исполнительное производство N 92/240/4411/4/2009.
Службой судебных приставов 05.11.2009 было вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания и возвращении исполнительного документа взыскателю.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.08.2005 по делу N А65-7900/2005 установлено, что ГУ "Мензелинскагропромснаб" не оплатило лизинговые платежи, согласно договора сублизинга N41-40ДФЛ/0-1-71 БЕЛ-8, за период времени с 08.08.2000 по 08.02.2005, на основании чего в пользу ОАО "Татарстанагропромснаб" взыскан долг в размере 1 514 208 руб. и выдан исполнительный лист от 29.09.2005 N 157190.
Исполнительный лист N 157190 03.11.2005 направлен в службу судебных приставов. Тем же днем возбуждено исполнительное производство N 1001-06. Однако 09.06.2006 исполнительный лист был возвращен взыскателю в связи с невозможностью взыскания по причине отсутствия денежных средств учреждения.
Повторно 15.04.2009 в службу судебных приставов представлен исполнительный лист N 157190 на исполнение, на основании чего 17.04.2009 было возбуждено исполнительное производство N 92/240/4411/4/2009.
По данному исполнительному листу 05.11.2009 было вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания и возвращении исполнительного документа взыскателю.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.07.2009 по делу N А65-9049/2009 установлено, что ГУ "Мензелинскагропромснаб" не оплатило лизинговые платежи, согласно договора сублизинга N 41-40ДФЛ/0-1б-72 БЕЛ 66, за период времени с 08.01.2005 по 07.04.2006, на основании чего в пользу ОАО "Татарстанагропромснаб" взыскан долг в размере 60 707 руб. 93 коп. и выдан исполнительный лист серии АС N 000691158.
Исполнительный лист N 000691158 представлен на исполнение 01.10.2009 в службу судебных приставов, на основании чего 02.10.2009 возбуждено исполнительное производство N 92/240/7069/4/2009.
В связи с невозможностью взыскания 21.12.2009 было вынесено постановление об окончании исполнительного производства и исполнительный лист возвращен взыскателю.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.07.2009 по делу N А65-9047/2009 установлено, что ГУ "Мензелинскагропромснаб" не оплатило лизинговые платежи, согласно договора сублизинга N 41-40ДФЛ/0-1-71 БЕЛ-8, за период времени с 09.02.2005 по 08.05.2005 на основании чего в пользу ОАО "Татарстанагропромснаб" взыскан долг в размере 75 600 руб. и выдан исполнительный лист серии АС N 000691153.
Исполнительный лист N 000691153 представлен 01.10.2009 в службу судебных приставов на исполнение, на основании чего 02.10.2009 возбуждено исполнительное производство N 92/240/7070/4/2009.
В связи с невозможностью взыскания 21.12.2009 было вынесено постановление об окончании исполнительного производства и исполнительный лист возвращен взыскателю.
Кроме того, по вышеуказанным исполнительным производствам, возбужденным и оконченным в 2009 году, были вынесены акты о том, что должник является государственным учреждением, бюджетополучателем, коммерческой деятельностью не занимается, что согласно статье 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, являлось основанием для возврата исполнительных документов взыскателю.
В связи с этим ОАО "Татарстанагропромснаб" направило исполнительные листы на исполнение в Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан.
Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан письмом от 5.02.2010 N 11-17-12/327 исполнительные листы вернуло взыскателю без исполнения в связи с тем, что ГУ "Мензелинскагропромснаб" не имеет лицевых счетов в Управлении Федерального казначейства по Республике Татарстан и отделениях Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан.
Согласно ответу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Татарстан от 30.09.2010 N 2.4-0-19/15204 банковские счета в базе данных ЕГРН, ЕГРЮЛ у ГУ "Мензелинскагропромснаб" отсутствуют.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2006 по делу N А65-25039/2005 ОАО "Татарстанагропромснаб" - взыскатель по исполнительным листам был признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Дебиторская задолженность по исполнительным листам в размере 1 901 604 руб. 13 коп. в составе конкурсной массы была реализована на аукционе Сафину Рустаму Габдулхаевичу, с которым заключен договор купли-продажи (переуступки) прав требований (цессии) от 23.12.2010.
После этого ОАО "Татарстанагропромснаб" было ликвидировано, о чем 31.03.2011 сделана соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2011 по делу N А65-7895/2005, от 22.04.2011 по делу N А65-9047/2009, 28.04.2011 по делу N А65-7900/2005 и от 22.04.2011 по делу N А65-9049/2009 было произведено процессуальное правопреемство ОАО "Татарстанагропромснаб" на Сафина Р.Г.
На основании договора переуступки прав требований от 13.09.2011, Сафин Р.Г. уступил право требования суммы долга в размере 1 901 604 руб. 13 коп. с ГУ "Мензелинскагропромснаб" и других лиц, несущих наравне с должником солидарную либо дополнительную (субсидиарную) ответственность. За переуступленное право Сабиров В.Ш. уплатил Сафину Р.Г. определенную договором цену, что подтверждается расходным кассовым ордером от 13.09.2011 N 49.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Собственником имущества ГУ "Мензелинскагропромснаб" при его учреждении являлась Республика Татарстан, учредителем - Министерство сельского хозяйства.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредиторами государственных учреждений в порядке субсидиарной ответственности, надлежит исходить из того, что учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
При этом в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В Положении о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 316, не предусматривается, что Министерство является главным распорядителем бюджетных средств. Данное министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, реализующим государственную политику и осуществляющим управление агропромышленным комплексом и продовольственным обеспечением. Из представленного ответчиком приказа от 27.05.2011 N 21-92-37 усматривается, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан является главным распорядителем и получателем средств бюджета республики Татарстан, предусмотренных только на содержание Министерства и реализацию возложенных на него задач.
Согласно пункту 1 статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счёт средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
В соответствии с подпунктом 1.1 Положения о Министерстве финансов Республики Татарстан, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 323 "Вопросы Министерства финансов Республики Татарстан", Министерство финансов Республики Татарстан является органом исполнительной власти Республики Татарстан, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Республике Татарстан.
В соответствии со статьей 74 Бюджетного кодекса Республики Татарстан организация исполнения бюджета Республики Татарстан возлагается на Министерство финансов Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 23) при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судебными инстанциями правомерно установлено, что надлежащим ответчиком по настоящему делу, несущим при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам ГУ "Мензелинскагропромснаб", в порядке статьи 120 ГК РФ, является Республика Татарстан в лице Министерства Финансов Республики Татарстан.
Доводы кассационной жалобы о неправильном определении судебными инстанциями ответчика по делу, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку они не опровергают правильность применения судами норм материального права и соответствующих разъяснений Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу, а направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, что согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применение судебными инстанциями норм материального права пункта 6 статьи 63 ГК РФ и пункта 2 статьи 120 ГК РФ, поскольку предприниматель Сабиров Васил Шакирзянович в регистрирующий орган о признании исключения ГУ "Мензелинскагропромснаб" из ЕГРЮЛ незаконным не обращался, требований к основному должнику не заявлял, процессуального правопреемства по исполнительным листам не произвел, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонены.
Так, судом первой инстанции договор переуступки прав требований от 13.09.2011 признан соответствующим требованиям, установленным главой 24 ГК РФ и не противоречащим закону.
Таким образом, установлено право ИП Сабирова В.Ш. на взыскание задолженности ГУ "Мензелинскагропромснаб", в порядке статьи 120 ГК РФ с лица, несущего субсидиарную ответственность по приобретённым им долгам.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, ГУ "Мензелинскагропромснаб" 14.04.2011 было по решению регистрирующего органа исключено из ЕГРЮЛ как юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность, то есть в порядке статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", без процедуры его ликвидации. При указанных обстоятельствах, оснований для применения судами пункта 6 статьи 63 ГК РФ не имелось, что не противоречит также соответствующим разъяснениям, данным в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 23).
Законодательством обязанности обжалования действий регистрирующего органа по исключению из ЕГРЮЛ юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность в порядке статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", до обращения с иском к лицу, отвечающему по обязательству в субсидиарном порядке, не предусмотрено.
Судебными инстанциями учтено также, что предыдущими кредиторами были предприняты все возможные меры для получения задолженности с основного должника - ГУ "Мензелинскагропромснаб".
Поскольку требования в рамках настоящего дела не связаны с процессуальным правопреемством по делам N А65-7895/2005, А65-9047/2009, А65-7900/2005 и NА65-9049/2009 и заявлены к лицу, несущую субсидиарную ответственность по иным основаниям, то доводы заявителя кассационной жалобы в данной части не основаны на фактических обстоятельствах дела и положениях статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При указанных обстоятельствах, судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права и соответствии выводов фактическим обстоятельствам дела. Оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2012 по делу N А65-22085/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно выписки из ЕГРЮЛ, ГУ "Мензелинскагропромснаб" 14.04.2011 было по решению регистрирующего органа исключено из ЕГРЮЛ как юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность, то есть в порядке статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", без процедуры его ликвидации. При указанных обстоятельствах, оснований для применения судами пункта 6 статьи 63 ГК РФ не имелось, что не противоречит также соответствующим разъяснениям, данным в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 23).
Законодательством обязанности обжалования действий регистрирующего органа по исключению из ЕГРЮЛ юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность в порядке статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", до обращения с иском к лицу, отвечающему по обязательству в субсидиарном порядке, не предусмотрено."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 июня 2012 г. N Ф06-3362/12 по делу N А65-22085/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10253/12
26.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10253/12
25.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3362/12
13.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-970/12
14.12.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-22085/11