г. Казань |
|
04 июля 2012 г. |
Дело N А72-7895/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
ответчика (Министерство экономики Ульяновской области) - Артемьевой Е.В. (доверенность от 10.01.2012 N 1),
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика (Департамент по регулированию цен и тарифов) - извещен, не явился,
заинтересованных лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инзенские районные электрические сети"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.02.2012 (председательствующий судья Лубянова О.А., судьи Семенова М.А., Каданцев Ю.А.)
по делу N А72-7895/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инзенские районные электрические сети" (ИНН 7326034008, ОГРН 1097326000485) к Министерству экономики Ульяновской области (ОГРН 1047301019776), Департаменту по регулированию цен и тарифов о признании недействующим приказа Министерства экономики Ульяновской области от 14.06.2011 N 06-280, с участием заинтересованных лиц: Федеральной службы по тарифам Российской Федерации, г. Москва, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", г. Ульяновск, открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ИНН 7327012462, ОГРН 1027301482526),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инзенские районные электрические сети" (далее - ООО "Инзенские районные электрические сети", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству экономики Ульяновской области (далее - ответчик, Министерство) о признании недействующим приказа Министерства от 14.06.2011 N 06-280 о внесении изменений в приказ Министерства от 18.04.2011 N 06-109 в части установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области для ООО "Инзенские районные электрические сети" и об обязании Министерства изменении пункта 54 приложения N 2 к приказу Министерства от 14.06.2011 N 06-280 о внесении изменений в приказ Министерства от 18.04.2011 N 06-109.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить.
Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.
Как установлено судом, что 23.03.2011 ООО "Инзенские районные электрические сети" (ранее действующее как общество с ограниченной ответственностью "Импульс") обратилось к Департаменту по регулированию цен и тарифов по Ульяновской области с заявлением об установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2011 год.
По представленным материалам Министерством было открыто дело об установлении тарифов на передачу электрической энергии по сетям ООО "Инзенские районные электрические сети". Ранее тариф на передачу электрической энергии по сетям ООО "Инзенские районные электрические сети" не устанавливался.
09 июня 2011 года экспертной группой, сформированной из сотрудников Департамента по регулированию цен и тарифов по Ульяновской области, проведена экспертиза предложений об установлении тарифа.
Приказом Министерства от 18.04.2011 N 06-109 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011 год" на период действия с 01.05.2011 по 31.12.2011 были установлены следующие тарифы на услуги по передаче электрической энергии:
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области (приложение N 1);
- индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (приложение N 2).
Общество направило в регулирующий орган материалы для установления размера платы за услуги по передаче электрической энергии на 2011 год.
По результатам рассмотрения представленных на экспертизу документов экспертной группой принято экспертное заключение по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО "Инзенские районные электрические сети" для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями. Экспертная группа не приняла расходы по расчету общества.
Приказом Министерства от 14.06.2011 N 06-280 "О внесении изменений в приказ Министерства экономики Ульяновской области от 18.04.2011 N 06-109" с 01.07.2011 приложение N 2 приказа Министерства от 18.04.2011 N 06-109 было, в том числе дополнено пунктом 54, которым были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" и ООО "Инзенские районные электрические сети". Приказ опубликован в газете "Ульяновская правда" от 22.07.2011 N 80.
При установлении оспариваемого тарифа Министерством:
1. Уменьшены затраты по статье "Вспомогательные материалы" с 6492,88 тыс. руб. до 1727,27 тыс. руб. Экспертами исключены расходы: 2401,70 руб. затраты по установке АСКУЭ относятся к расходам на капитальные вложения, инвестиционная программа отсутствует; 195,02 тыс. руб. расходы на спецодежду; 41,14 тыс. руб. материалы для ремонта арендуемых помещений, который договорами аренды не предусмотрен; 2127,75 тыс. руб. - материалы для текущего ремонта сетевого хозяйства (трансформатор, полоса, катанка и т.д.) не указанные в сметах на выполнение работ;
2. Из статьи "Работы и услуги производственного характера" исключены расходы в размере 276,67 тыс. руб. на выполнение работ по расчистке от порослей (в затратах на инструменты учтены расходы на покупку бензопилы в размере 8,76 руб.); на ремонт кровли арендованного здания в размере 150 тыс. руб. Из представленные обществом документов эксперты сделали вывод, что арендуемое оборудование находится в исправном состоянии и не требует капитального ремонта, как планируется ООО "Инзенские районные электрические сети". Экспертами было принято решение учесть в расходах среднеарифметический показатель фактически произведенных затрат за 2009 - 2010 год в РЭС Инзенского района открытого акционерного общества "Ульяновская сетевая компания", который составил 470,36 тыс. руб.;
3. Из статьи "Затраты на оплату труда" исключены расходы в сумме 2152, 62 тыс. руб. Экспертами принята среднемесячная тарифная ставка рабочего 1 разряда основной специальности при работе в нормальных условиях труда в размере 9220,01 руб. Вознаграждение за выслугу лет от 01 до 1 года принята 0 %, процент премирования снижен до 20 %, выплаты, связанные с режимом работы приняты в размере 4,2 %. Численность промышленного персонала принята в количестве 46 человек, непромышленного персонала - 2 человека. Экспертами исключены 4 ставки водителей, т.к. запланированная численность превышает фактическое наличие транспортных средств. Среднемесячная оплата труда 1 работника ППП составит 11 451,36 руб., непромышленного персонала - 6212 руб. Средства на оплату труда ППП составят 6321,15 тыс. руб., а непромышленного персонала 149,01 тыс. руб. Всего средств на потребление 6470,25 тыс. руб.
4. Расходы по статье "Отчисления на социальные нужды" уменьшена с 2966,26 тыс. руб. до 2199,89 тыс. руб. (6 470,25 руб. * 34 %= 2 199,89 тыс. руб.). В связи с тем, что обществом не было предоставлено подтверждающих документов об оплате страховых взносов от несчастных случаев, эксперты не учитывали данные расходы;
5. Исключены из статьи "Прочие затраты" расходы в размере 2859,13 тыс. руб., а именно: расходы в размере 195,12 тыс. руб. на коммунальные услуги (стоимость услуг по договорам составила 164,07 тыс. руб., включена в смету общества 359,82 тыс. руб.); расходы на ГСМ (покупка газа, газа пропан - бутана) в размере 298,81 тыс. руб.; расходы на покупку хозяйственных товаров (тачка садовая, цветочная рассада, горшки для мусора) в размере 51 тыс. руб.; расходы услуги связи предоставляемые открытым акционерным обществом "Мегафон" 109,2 тыс. руб. Расходы на услуги открытого акционерного общества "Мегафон" были рассчитаны исходя из максимальной оплаты за март в сумме 3,4 тыс. руб. и 12 месяцев в году (3,04 тыс. руб. * 12 = 40,08 тыс. руб.). По открытому акционерному обществу "РЖД" приняты затраты в полном объеме; расходы на консультационные услуги в размере 15 тыс. руб. (данные услуги являются услугами на обучение); расходы по аренде транспорта в размере 2190 тыс. руб. (по договору от 01.02.2011 N 1 арендная плата за год составляет 450 тыс. руб. по смете 2640 тыс. руб.);
6. Из суммы прибыли исключены суммы используемые на погашение штрафных санкций в размере 200 тыс. руб., прибыль на поощрение в размере 1041,61 тыс. руб. (т.к. коллективный договор не согласован с Департаментом труда Министерства труда и социального развития Ульяновской области), налог на имущество в размере 69,77 тыс. руб., т.к. основные средства арендованные.
Разногласия по величине оспариваемого тарифа были рассмотрены Федеральной службой по тарифам Российской Федерации и по итогам рассмотрения принят приказ от 12.10.2011 N 246-э/2, которым было отказано в удовлетворении требований ООО "Инзенские районные электрические сети".
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, руководствуясь Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней и назначает экспертов из числа своих сотрудников.
Пунктом 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации установлено, что при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Оспариваемые тарифы являются экономическим обоснованными, что подтверждается:
- материалами тарифного дела, в том числе экспертным заключением Министерства обоснованности тарифов на передачу электрической энергии;
- заключением Федеральной службы по тарифам от 19.07.2011 N ФСТ-17037-31 по результатам рассмотрения разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике Российской Федерации между ООО "Инзенские районные электрические сети" и Министерством;
- экспертным заключением общества с ограниченной ответственностью "Самара ЭСКО" по итогам проведения судебной экспертизы по настоящему делу.
На момент подачи материалов в Федеральную службу по тарифам для установления предельных уровней тарифов по Ульяновской области на 2011 год (май 2010 года) имущественный электросетевой комплекс, используемый для передачи электрической энергии, взятый в аренду ООО "Инзенские районные электрические сети", находился в пользовании сетевой организацией открытого акционерного общества "Ульяновская сетевая компания". Таким образом, затраты при утверждении предельных уровней тарифов на 2011 год учитывались в полном объеме, которые были предложены открытому акционерному обществу "Ульяновская сетевая компания".
В связи с тем, что дело об установлении тарифов на 2011 год было предложено уже в регулируемом периоде, материалы рассматривались экспертной группой с учетом предложений ООО "Инзенские районные электрические сети" и предложений, поданных ранее открытым акционерным обществом "Ульяновская сетевая компания" по РЭС Инзенского района (г. Инза) в составе своих общих затрат.
Довод ООО "Инзенские районные электрические сети", содержащийся в кассационной жалобе о том, что судом не дана оценка выводам судебной экспертизы о том, что "экономически обоснованна на период регулирования 2011 года величина необходимой выручки ООО "Инзенские районные электрические сети" в размере 20 382,29 тыс. руб.", является необоснованным, так как в оспариваемом решение суда первой инстанции содержится подробный анализ выводов эксперта.
По статьям затрат, по которым эксперт принимает затраты в размере большем чем учтено Министерством, в самой экспертизе указывается, что в последующем периоде регулирования соответствующие затраты могут быть учтены как излишне полученные доходы или неполученные доходы и уменьшить (увеличить) на данную величину необходимую величину выручки по регулируемому виду деятельности. Однако, данное допущение не может иметь место при тарифном регулировании на 2011 год с учетом установленного Правительством Российской Федерации ограничения роста тарифов, так как влечет необоснованное включение сумм затрат в тариф.
Также, сам эксперт в резолютивной части экспертного заключения указывает, что на основании представленных материалов определить бесспорную величину экономически обоснованной себестоимости, прибыли и необходимой валовой выручки ООО "Инзенские районные электрические сети" по регулируемому виду деятельности не представляется возможным.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд дал надлежащую оценку всем имеющимся в деле доказательствам.
Разрешая спор суд первой инстанции провел подробный анализ статей затрат, по которым имеются разногласия между доводами эксперта и доводами регулирующего органа и сделал обоснованный вывод.
Кроме того, защита интересов ООО "Инзенские районные электрические сети" обеспечивается пунктом 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации согласно которому если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования.
По существу доводы заявителя направлены на переоценку обстоятельств дела и доказательственной базы, что в силу положений статьей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции не допустимо.
Поскольку при вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального права применены правильно, не нарушены нормы процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.02.2012 по делу N А72-7895/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, руководствуясь Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2012 г. N Ф06-3407/12 по делу N А72-7895/2011