г. Казань |
|
03 июля 2012 г. |
Дело N А06-9383/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
истца - Бедировой Е.А., по доверенности от 09.06.2012 N 02-П-1/26
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития Астраханской области, г. Астрахань,
на определение Арбитражного суда Астраханской области от 01.02.2012 (судья Мирекина Е.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи: Кузьмичев С.А., Луговской Н.В.)
по делу N А06-9383/2011
по заявлению Министерства экономического развития Астраханской области (ИНН 3015068230, ОГРН 1053000013659, г. Астрахань, к обществу с ограниченной ответственностью "Галина" (ИНН 3017048207, ОГРН 1063017044090), г. Астрахань, о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Астраханской области (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Галина" (далее - ООО "Галина", общество) к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 01.02.2012 производство по делу прекращено, протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы суд возвратил Министерству экономического развития Астраханской области.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган просит принятые по делу судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, заявленные требования удовлетворить.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 03.07.2012.
Проверив законность определения Арбитражного суда Астраханской области от 01.02.2012 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 в порядке статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, согласно плану проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий юридическими лицами при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции на 2011 год, утвержденного распоряжением Министерства от 15.12.2010 N 0870-р и распоряжения Министерства от 17.11.2011 N 0938-р "О проведении выездной плановой проверки ООО "Галина" 19.12.2011 административным органом проведена проверка соблюдения обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
Проверкой установлена розничная продажа алкогольной продукции на территории, прилегающей к медицинской организации Амбулаторному отделению N 2 ГУЗ "ОКВД", расстояние от входа в магазин общества до входа на границу землеотвода Амбулаторного отделения N 2 ГУЗ "ОКВД" составляет 20 метров.
По данному факту административным органом в отношении общества составлен акт от 19.12.2011 и протокол N 00020 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения административного органа в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по вышеназванной статье.
Суды первой и апелляционной инстанций производство по делу прекратили в связи тем, что действия общества надлежит квалифицировать по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, а рассмотрение дел по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что лицензии выдаются на осуществление, в том числе розничной продажи алкогольной продукции.
В рассматриваемом случае для осуществления розничной продажи алкогольной продукции общество имеет лицензию А N 083971 от 01.09.2009, срок действия которой истекает 04.09.2014.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции Федерального закона N 218-ФЗ, розничная продажа алкогольной продукции, запрещена: на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям, а также к объектам спорта; на остановочных пунктах движения всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, а также на автозаправочных станциях; оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке установленном Правительством Российской Федерации, а также на прилегающих к таким местам территориях.
В соответствии с пунктом 2 Порядка определения органами местного самоуправления территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции, утвержденному постановлением Правительства Астраханской области от 31.08.2006 N 309-П под местами массового скопления граждан и местами нахождения источников повышенной опасности понимаются: вокзалы аэропорты, станции метрополитена, оптовые продовольственные рынки, объекты военного назначения) и прилегающие к ним территории, а также ларьки, киоски, палатки, контейнеры, лотки, автомашины, других, не приспособленные для продажи данной продукции места.
Прилегающая территория органами местного самоуправления муниципального района, городского округа или городского поселения определяется: при наличии обозначенных границ землеотвода объектов, указанных в пункте 2 Порядка (далее - объекты), - в размере не менее 30 метров и не более 50 метров от входа на землеотвод объектов до входа в предприятие торговли (общественного питания); при отсутствии обозначенных границ землеотвода объектов - в размере не менее 30 метров и не более 50 метров по кратчайшему пути от ближайшей точки границы землеотвода объектов, указанных в пункте 2, до входа в предприятие торговли (общественного питания).
Обозначенной границей землеотвода является линия земельного участка, по которой проходят ограждающие конструкции, ограничивающие пространственный предел землеотвода.
Розничная реализация алкогольной продукции на меньшем расстоянии прилегающей территории к медицинской организации, чем определено органами местного самоуправления, подпадает под ограничения, установленные пунктом 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ и пункта 136 раздела ХIХ (Особенности продажи алкогольной продукции) Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, следовательно, является нарушением требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами к розничной продаже алкогольной продукции и влечет административную ответственность по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Следовательно, обществом нарушены требования, предъявляемые нормативными правовыми актами к розничной продаже алкогольной продукции.
Поскольку законодательство об административных правонарушениях в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ содержит специальную норму - административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), общая норма, содержащаяся в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, применению не подлежит.
При таких обстоятельствах, выводы судов о необходимости квалификации совершенного обществом правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов не отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае установления не подведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Астраханской области от 01.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 по делу N А06-9383/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экономического развития Астраханской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку законодательство об административных правонарушениях в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ содержит специальную норму - административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), общая норма, содержащаяся в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, применению не подлежит.
При таких обстоятельствах, выводы судов о необходимости квалификации совершенного обществом правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов не отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае установления не подведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 июля 2012 г. N Ф06-4915/12 по делу N А06-9383/2011