г. Казань |
|
06 июля 2012 г. |
Дело N А55-14504/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А. А.,
судей Хайруллиной Ф. В., Ананьева Р. В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2011 (судья Стенина А. В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т. С., судьи Рогалева Е. М., Кузнецов В. В.)
по делу N А55-14504/2011
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, с участием третьих лиц: муниципального медицинского учреждения "Станция скорой медицинской помощи", г. Самара, муниципального предприятия городского округа Самара "Ремжилуниверсал",
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган) от 25.04.2011 N 01/476/2010-210 об отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - летний дом, площадью 18,9 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Самарский район, пос. Проран, о. Поджабный, литера внутренняя Б, б, и обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, 03.12.2010 заявитель обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - летний дом, площадью 18,9 кв. м, (кадастровый номер 63:01:0000000:0:24336) расположенный по адресу: г. Самара, Самарский район, пос. Проран, о. Поджабный, литера внутренняя Б, б.
Сообщением от 25.04.2011 N 01/476/2010-210 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности.
Основанием для отказа явились такие обстоятельства как: правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд кассационной инстанции считает, что удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о госрегистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом пунктом 2 статьи 17 Закона о госрегистрации установлен запрет на истребование дополнительных документов-оснований, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи.
Во исполнение требований Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" Верховным Советом Российской Федерации было принято постановление от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1).
На основании Закона РСФСР от 21.11.1990 N 343-1 "О дополнительных полномочиях Местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" Советы народных депутатов в области формирования муниципальной собственности составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность.
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципального имущества от 25.10.2010 N 15-07-16/56867, кадастровый паспорт от 30.09.2010, технический паспорт от 26.05.2010.
17.09.1992 спорное нежилое здание включено в реестр муниципального имущества за номером 013704 на основании решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов от 17.09.1992 N 222 "Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г. Самары".
Указанным Решением Малого Совета в соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и распоряжением Госкомимущества Российской Федерации от 05.02.1993 N 217-р "Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения" утвержден перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность города Самара.
В Приложении к данному Решению указано здравоохранение (пункт 213 - Станция скорой и неотложной медицинской помощи) по адресу: г. Самара, ул. Больничная, 2.
В материалы дела представлено решение Комитета по управлению имуществом г. Самары от 07.02.1994 N 128 "О закреплении муниципального имущества за муниципальным медицинским учреждением "Станция скорой медицинской помощи", на основании которого заключен договор по использованию муниципального имущества на праве оперативного управления муниципальным учреждением - станцией скорой медицинской помощи.
Приказом отдела здравоохранения администрации города Самары от 18.04.1994 N 82 Станция скорой медицинской помощи переименована в муниципальное медицинское учреждение станция скорой медицинской помощи.
Приказами Департамента управления имуществом городского округа Самара от 07.11.2007 N 1489 и Управления здравоохранения администрации городского округа Самара от 03.10.2007 N 240 муниципальное медицинское учреждение станция скорой медицинской помощи города Самары переименовано в муниципальное медицинское учреждение станция скорой медицинской помощи городского округа Самара.
Договором от 25.09.2000 N 0003310 о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, и Приложением N 1 к нему определен порядок использования движимого и недвижимого муниципального имущества, закрепленного за учреждением - муниципальное медицинское учреждение Городская медицинская станция скорой медицинской помощи г. Самары на праве оперативного управления согласно решениям Комитета по управлению имуществом от 03.02.1994 N 100, от 07.02.1994 N 128, от 15.03.2000 N 104 в соответствии с приложениями N 1-4 к договору. Из перечня имущества по приложению N 1 к указанному договору следует, что передана турбаза, расположенная в поселке Проран (5 домиков).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Согласно пункту 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" указал, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В данном случае спорный объект недвижимости является объектом, относящимся к муниципальной собственности в соответствии с приложением N 3 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, как объекты соцкультбыта, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Из материалов дела следует, что здание площадью 18,9 кв. м (летний дом) по указанному адресу 1989 года постройки.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что право муниципальной собственности на спорный объект возникло до вступления в силу Закона о госрегистрации.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона о госрегистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
На основании пункт 2 статьи 6 Закона о госрегистрации государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, требуется в случае необходимости совершения какой-либо сделки.
Право муниципальной собственности на нежилое здание являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, в связи с чем правовая экспертиза представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам, при этом совокупность данных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
Как правильно указали суды предыдущих инстанций, регистрирующий орган должен был принять во внимание, что спорный объект состоит на кадастровом учете в ЕГРОКС, указано его местоположение, из технического паспорта на указанный объект также следует, что испрашиваемый объект находится в Самарской области, г. Самара, пос. Проран, о. Поджабный, инвентарные номера объекта, площадь объекта, его назначение в кадастровом паспорте и техническом паспорте идентичны.
Таким образом, суды обоснованно исходили из того, что на государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости представлены необходимые и достаточные документы, являющиеся в силу пункта 1 статьи 17 Закона о госрегистрации основанием для регистрации права, и соответствующие требованиям статьи 18 названного закона.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судами не допущено.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судами и получивших соответствующую оценку, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 по делу N А55-14504/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А. А. Хайбулов |
Судьи |
Ф. В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" указал, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В данном случае спорный объект недвижимости является объектом, относящимся к муниципальной собственности в соответствии с приложением N 3 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, как объекты соцкультбыта, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 июля 2012 г. N Ф06-4895/12 по делу N А55-14504/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4895/12
11.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1510/12
13.01.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15969/11
23.11.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-14504/11