г. Казань |
|
19 июля 2012 г. |
Дело N А65-5901/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
истца - Ямаевой Ф.А., доверенность от 20.02.2012 N 57/1,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.11.2011 (судья Мотрохин Е.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А65-5901/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Казанский завод медицинской аппаратуры", г. Казань (ИНН 1656000729, ОГРН 1021603060270) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань об обязании совершить определенные действия, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, открытого акционерного общества "Республиканский кадастровый центр "Земля", г. Казань, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Казанский завод медицинской аппаратуры" (далее - заявитель, ОАО "КЗМА") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом изменения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, о возложении на федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан (далее - ответчик, ФБУ "Кадастровая палата") обязанности внести в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011 изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:280101:0016, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Набережная, д. 11, указав её равной рыночной стоимости в размере 241 432 305 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012, требование общества удовлетворено частично: на ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:280101:0016, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Набережная, д. 11, указав её равной рыночной стоимости в размере 241 432 305 руб. 10 коп. В остальной части отказано.
В кассационной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан просит названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебном заседании и в отзыве на кассационную жалобу просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
ФБУ "Кадастровая палата" в отзыве на кассационную жалобу просило кассационную жалобу удовлетворить, судебные акты отменить, рассмотреть дело без участия своего представителя.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявителю согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31.01.2003 16-АА 262154 (т.1 л.д.95) принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 16:50:280101:0016, общей площадью 83 810 кв. м, находящийся по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Набережная, д. 11.
Согласно кадастровому плану земельного участка от 15.12.2006, участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: производственные здания и сооружения завода (т.1 л.д.9).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:280101:0016 определена в размере 740 061 576 руб. 30 коп.
Как указывает заявитель, кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка, в связи с утверждением результатов государственной кадастровой оценки земельных участков постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, значительно превысила его рыночную стоимость, что повлекло соответствующее увеличение подлежащих уплате сумм земельного налога.
В то же время заявителем по своей инициативе проведена рыночная оценка стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Согласно отчету от 07.11.2011 N 57/15и независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч" (далее - ООО "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч") по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельного участка составила 241 432 305 руб. 10 коп.
Поскольку налоговая база по земельному налогу, плательщиком которого является заявитель, определяется как кадастровая стоимость земельного участка, последний, руководствуясь статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, обратился в суд с требованием о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Арбитражный суд, рассмотрев спор по общим правилам искового производства с применением положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ), пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 3 названной статьи в редакции, действующей на момент утверждения постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, в том числе и земельного участка заявителя, установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, которая была введена Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ, также предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 16:50:280101:0016, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели требования общества по общим правилам искового производства, дали оценку отчетам независимого оценщика ООО "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч" на предмет его соответствия нормам Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, требованиям обязательных стандартов и правил оценки, суды признали его надлежащим доказательством по делу.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает данные о рыночной стоимости земельного участка заявителя, содержащиеся в отчете ООО "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч". Однако данные возражения в суде первой инстанции не заявлялись, поэтому суд обоснованно указал, что в силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается другая сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ и, руководствуясь вышеназванными нормами, пришли к правильному выводу о необходимости внесения в государственный кадастр недвижимости изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:280101:0016, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Набережная, д. 11, указав её равной рыночной стоимости в размере 241 432 305 руб. 10 коп.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с 01.01.2011, поскольку в силу норм действующего законодательства новые учетные записи вносятся в государственный кадастр объектов недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, не предусмотрено. В данной части судебный акт не обжалуется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить принятые судебные акты без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012 по делу N А65-5901/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
...
Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели требования общества по общим правилам искового производства, дали оценку отчетам независимого оценщика ООО "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч" на предмет его соответствия нормам Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, требованиям обязательных стандартов и правил оценки, суды признали его надлежащим доказательством по делу.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает данные о рыночной стоимости земельного участка заявителя, содержащиеся в отчете ООО "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч". Однако данные возражения в суде первой инстанции не заявлялись, поэтому суд обоснованно указал, что в силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается другая сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2012 г. N Ф06-5370/12 по делу N А65-5901/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5370/12
05.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2381/12
18.01.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-218/12
18.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5901/11