г. Казань |
|
19 июля 2012 г. |
Дело N А65-25536/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Мухаметшина Р.Р., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
заявителя - Атаманчук О.М., доверенность от 03.04.2012 б/н,
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2012 (судья Бредихина Н.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е, Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-25536/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Елабужское предприятие тепловых сетей" (ИНН 1646020589, ОГРН 1061674038491) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене постановления от 28.09.2011 N 05-873/2011,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Елабужское предприятие тепловых сетей" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) от 28.09.2011 по делу N А05-873/2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 300 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Решением антимонопольного органа от 13.05.2010 по делу N 05-10/2010, действия общества в части ущемления интересов других лиц, путем прекращения горячего водоснабжения потребителей, в том числе населения г. Елабуга и Елабужского муниципального района (в том числе своевременно оплачивающих коммунальные услуги) при наличии спроса на данную услугу, признаны нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании данного решения обществу выдано предписание с требованием, не допускать действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, к ущемлению интересов других лиц, в том числе не допускать приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (пункт 1). О выполнении пункта 1 настоящего предписания сообщить до 01.12.2010, представив в антимонопольный орган заверенные надлежащим образом информацию и документы, подтверждающие наличие либо отсутствие фактов приостановления коммунальных услуг потребителям, в том числе населению г. Елабуга и Елабужского муниципального района, с приложением подтверждающих документов, со ссылкой на нормативные правовые акты при наличии вышеуказанных фактов (пункт 2).
Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательству N 05-10/2010 обжаловано заявителем в судебном порядке в рамках дела N А65-18609/2010, вступило в законную силу 13.01.2011.
В связи с неисполнением в указанный срок вышеназванного предписания, управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 24.08.2011 и вынесено постановление от 28.09.2011 N А05-873/2011 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции.
На основании частей 1, 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При этом в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. В силу статьи 1.5 КоАП РФ действует презумпция невиновности: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, за которые установлена его вина.
Признавая незаконным и отменяя постановление управления от 28.09.2011 по делу N А05-873/2011, суды на основании имеющихся в деле доказательств, давая им правильную оценку, пришли к обоснованному выводу, что антимонопольный орган не доказал направление в адрес общества предписания от 13.05.2010 по делу N 05-10/2010.
Следовательно, событие административного правонарушения не было установлено.
Доводы антимонопольного органа, содержащиеся в кассационной жалобе, о том, что предписание было отправлено в одном конверте с решением, о наличии предписания обществу было известно при оглашении резолютивной части решения, а также в ходе судебных разбирательств в рамках дела N А65-18609/2010, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 по делу N А65-25536/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При этом в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. В силу статьи 1.5 КоАП РФ действует презумпция невиновности: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, за которые установлена его вина."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2012 г. N Ф06-5541/12 по делу N А65-25536/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15637/12
13.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15637/12
19.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5541/12
28.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3330/12
22.02.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2131/12
19.01.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-25536/11