г. Казань |
|
17 июля 2012 г. |
Дело N А57-14601/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Нефедова И.О. (доверенность от 05.04.2012),
ответчика - Комсюковой Т.В. (доверенность от 12.04.2012 N 11), Гавриш Е.В. (доверенность от 17.05.2012 N 2)
2-го заинтересованного лица - Нефедова И.О. (доверенность от 16.01.2012 N 50-01),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Балашовская центральная районная больница"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.12.2011 (Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Кузьмичев С.А., Луговской Н.В.)
по делу N А57-14601/2011
по заявлению муниципального учреждения здравоохранения "Балашовская центральная районная больница" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Саратовской области о признании недействительным предписания от 30.08.2011 N 02/3529, с участием заинтересованных лиц: Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, администрации Балашовского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное учреждение здравоохранения "Балашовская центральная районная больница" (далее - МУЗ "Балашовская ЦРБ") с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Саратовской области (далее - фонд) о признании недействительным предписания от 30.08.2011 N 02/3529 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МУЗ "Балашовская ЦРБ" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
В ходе плановой проверки расходования финансовых средств обязательного медицинского страхования МУЗ "Балашовская ЦРБ" за период с 01.04.2009 по 30.06.2011 выявлены нарушения в использовании средств обязательного страхования.
По результатам рассмотрения материалов проверки, в отношении МУЗ "Балашовская ЦРБ" 12.08.2011 составлен акт N 55 и вынесено предписание от 30.08.2011 N 03/3529 об устранении нарушений, которым предписано: вернуть в бюджет фонда средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 2 524 163, 06 руб.; в течение 10 рабочих дней вернуть в бюджет фонда нецелевое использование средств, полученных в проверяемом периоде 2011 года в рамках региональной программы модернизации здравоохранения в сумме 26 904, 76 руб.; восстановить на банковский счет МУЗ "Балашовская ЦРБ" по средствам дополнительной диспансеризации работающих граждан путем перечисления денежных средств из других источников, нецелевое использование средств, полученных на исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 860 в сумме 27 240 руб. с последующим перечислением на счет фонда; исполнить решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.03.2011 по делу N А57-12616/2011, а именно восстановить средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 754 761, 02 руб. на счет МУЗ "Балашовская ЦРБ" по средствам обязательного медицинского страхования; принять меры по недопущению выявленных нарушений; направить в адрес фонда в месячный срок информацию о принятых мерах по устранению нарушений.
Считая предписание от 30.08.2011 N 03/3529 незаконным, МУЗ "Балашовская ЦРБ" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, а также, принимая во внимание Инструкцию "О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования", утвержденную приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 N 100, Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Федеральный закон от 28.06.1991 N 1499/1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации, Правила обязательного медицинского страхования населения Саратовской области, утвержденные постановлением Правительства Саратовской области от 09.06.2005 N 201-П (далее - Правила обязательного медицинского страхования), не нашли оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель настаивает на своей позиции, полагая, что на него не распространяется действие статьи 39 Закона N 326-Фз, устанавливающего обязанность для медицинской организации возвратить средства, использованные не по целевому назначению, в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования, поскольку МУЗ "Балашовская ЦРБ" в 2011 не включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования.
Суд кассационной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Заявитель относится к медицинским организациям, осуществляющим деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом N 326-ФЗ.
В спорном периоде МУЗ "Балашовская ЦРБ" осуществляло деятельность в системе обязательного медицинского страхования на основании заключенных со страховыми медицинскими организациями договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
МУЗ "Балашовская ЦРБ" также входит в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Саратовской области гражданам Российской Федерации на 2011 год, являющийся неотъемлемым приложением к Территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Саратовской области гражданам Российской Федерации на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010 N 685-П.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28.06.1991 N 1499/1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статьей 30 Закона N 326-ФЗ границы целевого использования средств обязательного медицинского страхования определяются на основании Генеральных тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования.
Согласно положениям подпункту 5 пункта 2 статьи 20 Федерального закона N 326-Фз, пункту 5.3 Правил обязательного медицинского страхования, медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, используют поступившие средства в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по территориальной программе обязательного медицинского страхования, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, довод МУЗ "Балашовская ЦРБ" о том, что у него отсутствует обязанность расходовать денежные средства, полученные от страховых медицинских организаций, в соответствии с Генеральным тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования в Саратовской области, основан на неправильном толковании норм материального права.
Изложенные заявителем доводы кассационной жалобы были предметом изучения нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что, заявляя требование о признании недействительным предписания административного органа, МУЗ "Балашовская ЦРБ" не оспаривает конкретные его пункты, не приводит доводы относительно нецелевого использования денежных средств. Между тем, в акте проверки, на основании которого вынесено предписание, изложены нарушения, допущенные заявителем, однако он не представил доказательства соблюдения требований тарифного соглашения.
При таких обстоятельствах суды исследовали все доводы заявителя, дали им правильную оценку в соответствии с действующим законодательством, регулирующим спорные отношения и оснований для переоценки выводов судов, кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.12.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 по делу N А57-14601/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, а также, принимая во внимание Инструкцию "О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования", утвержденную приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 N 100, Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Федеральный закон от 28.06.1991 N 1499/1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации, Правила обязательного медицинского страхования населения Саратовской области, утвержденные постановлением Правительства Саратовской области от 09.06.2005 N 201-П (далее - Правила обязательного медицинского страхования), не нашли оснований для удовлетворения заявленных требований.
...
Заявитель относится к медицинским организациям, осуществляющим деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом N 326-ФЗ.
...
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28.06.1991 N 1499/1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статьей 30 Закона N 326-ФЗ границы целевого использования средств обязательного медицинского страхования определяются на основании Генеральных тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 июля 2012 г. N Ф06-5070/12 по делу N А57-14601/2011