г. Казань |
|
26 июля 2012 г. |
Дело N А65-10374/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф. В.,
судей Ананьева Р. В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Лариной А. Т., доверенность от 11.01.2012 N 5/01,
третьего лица (Кабинет Министров Республики Татарстан) - Епишиной О. В., доверенность от 30.01.2012 N 21-53/736,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2011 (судья Якупова Л. М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 (председательствующий судья Холодная С. Т., судьи Засыпкина Т. С., Кузнецов В. В.)
по делу N А65-10374/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "САНДЫЙ", г. Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, о внесении изменений о кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица: Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань, открытое акционерное общество РКЦ "Земля", г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "САНДЫЙ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик) федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Татарстан (далее - второй ответчик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан по организации и проведению государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:23, результатов государственной кадастровой оценки названного земельного участка, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 недостоверными, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан определить кадастровую стоимость земельного участка как равную его рыночной стоимость, то есть 21 162 890 руб. и предоставить указанные изменения на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан, обязании федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан внести в государственный земельный кадастр изменений сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:23, площадью 14 143 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, земли КЭЧ, с учетом рыночной стоимости, оцененной оценщиком в размере 21 162 890 руб.
В судебном заседании суда первой инстанции заявитель отказался от требования, предъявленного к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2011 исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан внести в государственный кадастр недвижимости изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 14 143 кв. м, с кадастровым номером 16:24:150305:23, расположенного по адресу: г. Казань, земли КЭЧ, с учетом рыночной стоимости, оцененной в размере 21 987 171 руб.
Производство по делу в части требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, судом прекращено.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Кабинет Министров Республики Татарстан обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до введения в действия Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в прежней редакции также допускали не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения его кадастровой стоимости исходя из рыночной стоимости.
Приведенные правовые нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не содержат запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом, предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
Как усматривается из материалов дела между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) и открытым акционерным обществом "Республиканский кадастровый центр "Земля" (исполнителем) был заключен государственный контракт от 26.07.2010 N 3К/2010, по условиям которого исполнитель обязался выполнить и сдать, а заказчик принять и оплатить работы по теме: "Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан".
Результатом выполненных работ явился отчет от 19.11.2010 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, переданный исполнителем заказчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Указанный отчет был проверен Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, составившей акт от 26.11.2010, из которого следует, что отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
После проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:23 площадью 14 143 кв. м, составила 87 436 551 руб. 76 коп., о чем свидетельствует выписка из государственного кадастра недвижимости.
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:24:150305:23, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 16-АЕ N 043965.
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость участка определена в размере 87 436 551 руб. 76 коп.
Согласно отчету от 28.04.2011 N 020, составленному Межрегиональным центром оценки "Тимерлан", рыночная стоимость указанного земельного участка составила 21 162 890 руб.
Арбитражным судом из-за существенного расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка была назначена судебная экспертиза.
Согласно экспертному заключению N 10/10/10/1/Ф рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:23, площадью 14 143 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, земли КЭЧ, составила 21 987 171 руб.
В связи с чем, арбитражные суды правомерно пришли к выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, составляющей 21 987 171 руб., которая определена экспертом в заключении N 10/10/10/1/Ф.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Данные обстоятельства документально подтверждены, проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по делу N А65-10374/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф. В. Хайруллина |
Судьи |
Р. В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до введения в действия Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в прежней редакции также допускали не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения его кадастровой стоимости исходя из рыночной стоимости.
...
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом, предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 июля 2012 г. N Ф06-4618/12 по делу N А65-10374/2011