г. Самара |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А65-10374/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "САНДЫЙ" - Ларина А.Т., по доверенности от 11.01.2012 года N 5/01 ;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Кабинета Министров Республики Татарстан - не явился, извещен,
от ОАО РКЦ "Земля" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 февраля 2012 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2011 года по делу N А65-10374/2011, судья Якупова Л.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "САНДЫЙ", г. Казань, (ОГРН 1061655066373, ИНН 1655117820),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Кабинет Министров Республики Татарстан,
ОАО РКЦ "Земля",
о внесении Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Республике Татарстан в государственный земельный кадастр изменений сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:23, площадью 14 143 кв.м, расположенного по адресу: г. Казань, земли КЭЧ, с учётом рыночной стоимости, оценённой оценщиком в размере 21 162 890 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "САНДЫЙ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учётом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Татарстан (далее - второй ответчик) о признании незаконными действий Управления Росреестра по Республике Татарстан по организации и проведению государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:23, результатов государственной кадастровой оценки названного земельного участка, утверждённых постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 года N 1102 недостоверными, обязании Управления Росреестра РФ по РТ определить кадастровую стоимость земельного участка как равную его рыночной стоимость, то есть 21 162 890 руб. и предоставить указанные изменения на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан, обязании Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан внести в государственный земельный кадастр изменений сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:23, площадью 14 143 кв.м, расположенного по адресу: г. Казань, земли КЭЧ, с учётом рыночной стоимости, оценённой оценщиком в размере 21 162 890 руб.
В судебном заседании суда первой инстанции заявитель отказался от требования, предъявленного к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2011 года иск удовлетворён частично.
Суд обязал Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан внести в государственный кадастр недвижимости изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 14 143 кв.м., с кадастровым номером 16:24:150305:23, расположенного по адресу: г. Казань, земли КЭЧ, с учётом рыночной стоимости, оценённой в размере 21 987 171 руб.
Производство по делу в части требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, судом прекращёно.
В удовлетворении остальной части иска суд отказал.
Не согласившись с судебным актом, Кабинет Министров Республики Татарстан подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя (вх. от 27.02.2012 г.).
В апелляционной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан не согласен в решением суда первой инстанции, считает его не соответствующим законодательству, необоснованным.
Податель жалобы считает, что результаты рыночной оценки с результатами кадастровой оценки (кадастровой стоимостью земельных участков), совпадать не могут, поскольку в основе лежат принципиально разные методы проведения оценки.
Отмечает, что методические указания, утверждённые приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, по которым производилась государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов в Республике Татарстан до настоящего времени не обжаловались, не изменены и являются действующими.
Считает, что внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:23, площадью 14143 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, земли КЭЧ повлечёт за собой существенное снижение налогооблагаемой базы, что, несомненно, вызовет значительное уменьшение суммы земельного налога; при этом в свою очередь возникнет дефицит местного бюджета в Республике Татарстан.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве на апелляционную жалобу (вх. от 17.02.2012 г.). Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (исх. от 27.02.2012 г.). Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан, считает обоснованными, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан удовлетворить по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве на апелляционную жалобу (исх. от 24.02.2012 г. N 1065-05). Ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя (исх. от 24.02.2012 г. N 1064-05).
ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан просит заменить его правопреемником Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в связи с реорганизацией и присоединением ответчика к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьёй 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заменил выбывшего из спорного правоотношения ответчика ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан его правопреемником Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и ОАО РКЦ "Земля" отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ответчиков и третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лица, участвующего в деле, отзывов на апелляционную жалобу, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей до введения в действия Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ).
Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в прежней редакции также допускали не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения его кадастровой стоимости исходя из рыночной стоимости.
Приведённые правовые нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не содержат запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11 права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом, предъявленное к органу государственного кадастрового учёта требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
Как усматривается из материалов дела между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) и открытым акционерным обществом "Республиканский кадастровый центр "Земля" (исполнителем) был заключен государственный контракт от 26.07.2010 года N 3К/2010 (том 1, л.д.101-103), по условиям которого исполнитель обязался выполнить и сдать, а заказчик принять и оплатить работы по теме: "Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Татарстан".
Результатом выполненных работ явился отчёт от 19.11.2010 года об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Татарстан, переданный исполнителем заказчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Указанный отчёт был проверен Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, составившей акт от 26.11.2010 года, из которого следует, что отчёт по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Татарстан соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 года N 1102.
После проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:23 площадью 14 143 кв.м, составила 87 436 551 руб. 76 коп., о чём свидетельствует выписка из государственного кадастра недвижимости (том 1, л.д.72).
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:24:150305:23, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Серии 16-АЕ N 043965 (том 1, л.д.92).
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость участка определена в размере 87 436 551 руб. 76 коп. (том 1, л.д.76)
Согласно отчёту от 28.04.2011 года N 020, составленному Межрегиональным центром оценки "Тимерлан", рыночная стоимость указанного земельного участка составила 21 162 890 руб. (том 1, л.д.15-70).
Арбитражным судом из-за существенного расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка была назначена судебная экспертиза.
По свидетельству экспертного заключения N 10/10/10/1/Ф рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:23, площадью 14 143 кв.м, расположенного по адресу: г. Казань, земли КЭЧ, составила 21 987 171 руб.
В связи с чем, арбитражный суд правомерно пришёл к выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, составляющей 21 987 171 руб., которая определена экспертом в заключении N 10/10/10/10/1/Ф.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа государственного кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Доводы, приведенные Кабинетом Министров Республики Татарстан в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2011 года по делу N А65-10374/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и ОАО РКЦ "Земля" отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
...
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
...
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей до введения в действия Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ).
Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в прежней редакции также допускали не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения его кадастровой стоимости исходя из рыночной стоимости.
...
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11 права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом, предъявленное к органу государственного кадастрового учёта требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости."
Номер дела в первой инстанции: А65-10374/2011
Истец: ООО "САНДЫЙ", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное бюджетное учреждение "Земельная кадастровая палата" по РТ, г. Казань
Третье лицо: Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань, ОАО "РКЦ "Земля"