г. Казань |
|
24 июля 2012 г. |
Дело N А57-16122/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
ответчика - Петрова М.В., доверенность от 10.01.2012 N 08-03-01/3, Романова А.В., доверенность от 28.09.2011,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2012 (судья Алькова В.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Антонова О.И., Камерилова В.А.),
по делу N А57-16122/2011
по заявлению товарищества собственников жилья "Лидер-2008", г. Саратов (ИНН 6453103333, ОГРН 1086453007167), к Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6450030341, ОГРН 1036405003227), Комитету социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6450612011, ОГРН 1056415029670), Министерству социального развития Саратовской области, г. Саратов (ИНН6452932553, ОГРН 1076450011439) о взыскании убытков, образовавшихся в связи с предоставлением льгот гражданам,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Лидер-2008" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области, Комитету социальной защиты населения города Саратова о взыскании 29 435 руб. 46 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления гражданам коммунальных услуг с учетом установленных Федеральным закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) льгот.
К участию в деле в качестве ответчиков суд первой инстанции привлек Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области и Министерство социального развития Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2012 по делу N А57-16122/2011 с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу товарищества собственников жилья "Лидер-2000" взыскано 29 435 руб. 46 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в период с февраля 2009 года по декабрь 2009 года. В иске к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социального развития Саратовской области, Комитету социальной защиты населения г. Саратова отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства финансов Саратовской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Саратовской области просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что суд не принял во внимание имевшуюся со стороны истца просрочку кредитора, поскольку предусмотренная заключенным истцом с Комитетом социальной защиты населения г. Саратова контрактом от 31.03.2009 N 657/09 обязанность предоставить Комитету отчеты, реестры и счета-фактуры, подтверждающие предоставление мер социальной поддержки, в установленные сроки истцом не была исполнена. Между тем принятыми в 2010 году нормативными актами Саратовской области был установлен предельный срок возмещения расходов, связанных с предоставлением до 01.01.2010 мер социальной поддержки - до 01.07.2010. Суд должен был применить часть 2 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку просрочка кредитора вызвала невозможность исполнения обязательства. Кроме этого, суд не учел, что полученные из бюджета Российской Федерации на реализацию мероприятий предусмотренных Законом о ветеранах и Законом о социальной защите инвалидов субсидии, не использованные по целевому назначению в соответствующем финансовом году, подлежали возврату в федеральный бюджет и не могли быть направлены на возмещение понесенных товариществом затрат, связанных с предоставлением льгот. Считает также, что суд неправомерно привлек к участию в деле в качестве представителя Саратовской области Министерство финансов Саратовской области, а не главного распорядителя соответствующих бюджетных средств, которым является Министерство социального развития области.
В суд поступил отзыв на кассационную жалобу, подписанный руководителем управления Федерального казначейства по Саратовской области Калиниченко О.М., в котором подтверждается факт выделения области в 2009 году субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг, и возможность использования неизрасходованного остатка субвенций в очередном финансовом году на те же цели в соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861. Поскольку выделенных области финансовых средств было достаточно для возмещения понесенных истцом расходов, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Саратовской области поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель казначейства возражает против удовлетворения жалобы по изложенным в отзыве доводам.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва казначейства, пояснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалованных судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Предметом иска является взыскание с публично-правового образования убытков, понесенных истцом - товариществом собственников жилья при оплате коммунальных услуг гражданами, имеющими право на льготы в соответствии с Законом о ветеранах и Законом о социальной защите инвалидов. Согласно указанными федеральными законами, граждане, подпадающие под их действие, имеют право на 50% скидку при оплате коммунальных услуг, а также при оплате услуги по вывозу бытовых отходов (по Закону о ветеранах). Установленные данными законами меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Закона о ветеранах, преамбула Закона о социальной защите инвалидов).
Таким образом, ответчиком по иску о взыскании убытков, причиненных хозяйствующим субъектам при реализации им товаров, выполнении работ и оказании услуг с учетом льгот, установленных данными федеральными законами, является Российская Федерация (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Вместе с тем, поскольку статья 23.2 Закона о ветеранах, статья 28.2 Закона о социальной защите инвалидов полномочия по реализации предусмотренных данными законами мер социальной поддержки переданы субъектам Российской Федерации с обязательством по финансированию таких полномочий за счет целевых субвенций из Федерального фонда компенсаций, Российская Федерация отвечает за причинение убытков лицам, оказавшим услуги с применением льгот, при недостаточности выделенных на эти цели денежных средств из федерального бюджета (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Истец просит взыскать убытки, понесенные им в феврале - декабре 2009 года. В этот период действовал утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 28.04.2005 N 129-П порядок возмещения организациям, товариществам собственников жилья и жилищно-строительным кооперативам, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг населению в соответствии с Законом о ветеранах, Законом о социальной защите инвалидов. Данный порядок предусматривал заключение организацией, оказывающей услуги, контракта с территориальным органом органа исполнительной власти области в сфере социальной защиты населения, и предоставление такому органу документов, подтверждающих фактически произведенные расходы (списки-реестры, счета-фактуры) на бумажных и электронных носителях в формате, утвержденном приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.03.2005 N 243.
В соответствии с заключенным истцом и Комитетом социальной защиты населения г. Саратова контрактом от 31.03.2009 истец для получения компенсации должен был ежемесячно предоставлять Комитету реестры и счета-фактуры, подтверждающие факт оказания услуг с применением установленных законодательством льгот.
С 2010 года законодательством Саратовской области предоставление льгот по оплате коммунальных услуг гражданами заменено на выплату денежной компенсации гражданам, имеющим право на льготы.
Как указывает Министерство финансов Российской Федерации, истец в установленные контрактом сроки сведений, необходимых для компенсации его затрат, Комитету не представил. Суды первой и апелляционной инстанций также не установили дату предоставления истцом в уполномоченный орган Самарской области сведений, подтверждающих факт и размер оказания им услуг лицам, имеющим право на льготы.
Само несоблюдение истцом установленного нормативными актами субъекта Федерации порядка обращения в уполномоченный орган с заявлением о получении компенсации затрат не означает прекращения его права на получение возмещения таких затрат, и о прекращении обязанности соответствующего публично-правового образования возместить понесенные затраты, факт заключения истцом 31.03.2009 контракта с Комитетом социальной защиты г. Саратова также не переносит на Саратовскую области обязанность по возмещению понесенных истцом затрат.
Однако несоблюдение истцом предусмотренных контрактом сроков предоставления уполномоченному органу документов, подтверждающих право на возмещение понесенных затрат (о чем правомерно указывает Министерство финансов Саратовской области, как на просрочку кредитора - статья 406 Гражданского кодекса Российской Федерации), порождает необходимость определения публично-правового образования, являющегося надлежащим ответчиком, для чего необходимо установить достаточность или недостаточность денежных средств, предоставленных Саратовской области на эти цели из федерального бюджета на момент представления истцом уполномоченному органу документов, подтверждающих факт и размер затрат.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, в 2010 году Саратовской области в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" были выделены субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 1 101 939 700 руб., кассовые расходы по состоянию на 01.01.2011 составили 1 018 794 167 руб. 63 коп, остаток субвенций по состоянию на 01.01.2011 составил 83 145 532 руб. 37 коп.
Установив данные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о достаточности выделенных из федерального бюджета Саратовской области целевых средств на реализацию мероприятий, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Законом о ветеранах и Законом о социальной защите инвалидов.
Между тем возражениям Министерства финансов Саратовской области об обязанности возврата неизрасходованных субвенций по окончанию финансового года суды оценки не дали. Данные возражения основаны на статье 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой с 01.01.2011 возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов отнесен к составу доходов соответствующего бюджета. В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 "Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008 - 2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан" межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств (Министерства финансов Российской Федерации).
Следовательно, само наличие неиспользованных целевых средств федерального бюджета на конец финансового года на счетах главных распорядителей данных средств Саратовской области не означает возможность использования их субъектом Федерации по целевому назначению в отсутствие соответствующего решения Министерства финансов Российской Федерации, и не является само по себе доказательством достаточности финансирования Российской Федерацией мероприятий по защите прав ветеранов и инвалидов, предусмотренных федеральными законами.
Вместе с тем наличие кассового остатка неиспользованных средств федерального бюджета может свидетельствовать о наличии финансовой возможности Саратовской области использовать такие средства по целевому назначению до окончания финансового года.
Следовательно, для определения надлежащего ответчика необходимо установить момент обращения истца в уполномоченный орган с приложением документов, подтверждающих право на возмещение понесенных им затрат, и наличие у Саратовской области на этот момент в достаточном размере полученных из федерального бюджета денежных средств, которыми он мог распоряжаться самостоятельно, без соответствующего распоряжения федерального финансового органа. В отсутствие доказательств, позволяющих определенно установить момент представления уполномоченному органу документов, подтверждающих факт и размер понесенных истцом затрат, обстоятельства достаточности или недостаточности федеральных денежных средств определяется на момент обращения с иском. Обязанность доказывания достаточности переданных субъекту Федерации для реализации государственных полномочий, предусмотренных федеральным законом денежных средств в силу статьи 65 АПК РФ лежит на уполномоченном органе, представляющем интересы Российской Федерации.
Данные обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не установлены, что влечет неопределенность в вопросе определения надлежащего ответчика, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены состоявшихся судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для разрешения вопроса о надлежащем ответчике по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 по делу N А57-16122/2011 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив данные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о достаточности выделенных из федерального бюджета Саратовской области целевых средств на реализацию мероприятий, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Законом о ветеранах и Законом о социальной защите инвалидов.
Между тем возражениям Министерства финансов Саратовской области об обязанности возврата неизрасходованных субвенций по окончанию финансового года суды оценки не дали. Данные возражения основаны на статье 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой с 01.01.2011 возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов отнесен к составу доходов соответствующего бюджета. В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 "Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008 - 2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан" межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств (Министерства финансов Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 июля 2012 г. N Ф06-5703/12 по делу N А57-16122/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4690/13
25.02.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-223/13
05.12.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16122/11
24.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5703/12
02.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2944/12
27.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2944/12
15.02.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16122/11