г. Казань |
|
25 июля 2012 г. |
Дело N А55-14974/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Хайруллиной Ф.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Хамзиной Д.З.,
при участии в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фьючер" - Башарова М.С., доверенность от 11.08.2011,
ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области - Жалнина С.Н., доверенность от 21.12.2011 N 470,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-14974/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фьючер", г. Самара (ИНН 6318148169, ОГРН 1056318061733) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2011 отказано в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Фьючер" (далее - ООО "Фьючер") к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная, около дома N 10, площадью 80 кв. м, занимаемого временным павильоном, выраженного в письме Министерства от 12.05.2011 N 12-1/1067/11-с по заявлению ООО "Фьючер" от 18.04.2011 N 12-1/1067/11-с; об обязании Министерства в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность за выкуп по цене 354 793 руб. ООО "Фьючер" земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная, около дома N 10, площадью 80 кв. м, занимаемого временным павильоном; об обязании Министерства в двухнедельный срок со дня принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка по цене 354 793 руб., направить в адрес ООО "Фьючер" проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная, около дома N 10, площадью 80 кв. м, занимаемого временным павильоном.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 решение суда изменено.
Суд признал незаконным решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная, около дома N 10, площадью 80 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0110006:51, занимаемого временным павильоном, выраженное в письме Министерства N 12-1/1067/11-с от 12.05.2011 по заявлению ООО "Фьючер" от 18.04.2011 N 12-1/1067/11-с.
Суд обязал в двухнедельный срок со дня принятия постановления арбитражного апелляционного суда принять решение о предоставлении в собственность за выкуп ООО "Фьючер" земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная, около дома N 10, площадью 80 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0110006:51, занимаемого временным павильоном, и направить в адрес ООО "Фьючер" проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная, около дома N 10, площадью 80 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0110006:51, занимаемого временным павильоном.
В остальной части решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить постановление арбитражного апелляционного суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованного судебного акта, правовых оснований для его отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, ООО "Фьючер" 18.04.2011 направило в Министерство заявление (вх. N 12-1/1067/11-с) о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная, около дома N 10, площадью 80 кв. м, занимаемого временным торговым павильоном.
Письмом от 12.05.2011 N 12-1/1067/11-с Министерство возвратило документы и сообщило заявителю о принятом решении со ссылкой на пункт 8 статьи 22 и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации об отказе в предоставлении в собственность указанного земельного участка на основании несоответствия представленного пакета документов установленным требованиям.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 указанного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 указанного Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
Согласно пункту 2.3 Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Пунктом 2.7 настоящего Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9-2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9-2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006 Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются и в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Документы, поданные ООО "Фьючер" вместе с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка, соответствуют вышеуказанным нормам, данный земельный участок состоит на государственном кадастровом учете и на нем расположен временный торговый павильон, не являющийся объектом капитального строительства, и имеется распоряжение администрации Железнодорожного района г. Самары от 13.04.2006 N 208 о предоставлении спорного земельного участка для размещения временного объекта, принятое до 01.07.2006.
Данные действия истца свидетельствуют о том, что заявление о предоставлении в собственность земельного участка и приложенный к нему пакет документов полностью соответствуют требованиям, установленным вышеуказанным Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Доказательств изъятия данного земельного участка из оборота, установленного федеральным законом, запрета на приватизацию земельного участка, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд Министерством не представлено, как и не представлено доказательств обращения заявителя в Министерство в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, указанного Министерством в письме о возврате документов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2011 по делу N А55-22150/2010, от 30.09.2011 по делу N А55-27318/2010, от 17.01.2012 по делу N А55-6128/2011, от 22.02.2012 по делу N А55-9946/2011, подтверждена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N ВАС-7624/12.
Министерство, отказав в предоставлении в собственность за выкуп обществу спорного земельного участка, нарушило права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявленные ООО "Фьючер" требования правомерно удовлетворены судом апелляционной инстанции в соответствующей части.
Пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд сделал верный вывод о частичном изменении решения суда первой инстанции, частично удовлетворив заявленные требования.
Доводов, влияющих на законность обжалуемого судебного акта и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для его отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 по делу N А55-14974/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств изъятия данного земельного участка из оборота, установленного федеральным законом, запрета на приватизацию земельного участка, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд Министерством не представлено, как и не представлено доказательств обращения заявителя в Министерство в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, указанного Министерством в письме о возврате документов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2011 по делу N А55-22150/2010, от 30.09.2011 по делу N А55-27318/2010, от 17.01.2012 по делу N А55-6128/2011, от 22.02.2012 по делу N А55-9946/2011, подтверждена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N ВАС-7624/12.
...
Пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2012 г. N Ф06-5212/12 по делу N А55-14974/2011
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11878/12
03.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11878/12
25.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5212/12
26.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-678/12
13.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-14974/11