г. Казань |
|
31 июля 2012 г. |
Дело N А12-20565/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - государственного учреждения Волгоградской области Волгоградский центр энергоэффективности" - Кусакина А.А., доверенность от 10.01.2012 N 1,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.02.2012 (судья Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи: Комнатная Ю.А., Пригарова Н.Н.)
по делу N А12-20565/2011
по заявлению государственного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности", г. Волгоград (ОГРН 1063444061230, ИНН 3444137429), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области об оспаривании решения и предписания,
с участием заинтересованных лиц: главы администрации Волгоградской области, открытого акционерного общества "Мясокомбинат Волжский",
УСТАНОВИЛ:
глава администрации Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконными пунктов 2,4 решения от 08.09.2011 N 11-01-15-03/458 и предписания от 08.09.2011, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление, антимонопольный орган). Данному делу присвоен номер А12-21320/2011.
В связи с оспариванием государственным учреждением Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" (далее - ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности") пунктов 3,5 решения от 08.09.2011 N 11-01-15-03/458 и предписания от 08.09.2011 N 11-01-15-03/458-2 антимонопольного органа судом первой инстанции возбуждено дело N А12-20565/2011.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.02.2011 по основаниям, предусмотренным статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанные дела объединены в одно производство с присвоением ему статистического номера N А12-20565/2011.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.02.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012, удовлетворены уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования главы администрации Волгоградской области и ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности".
Предметом рассмотрения дела N 11-01-15-03/458 о нарушении антимонопольного законодательства явилось соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" главой администрации Волгоградской области и ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" при использовании целевых средств на финансирование приобретения энергосберегающего оборудования для коммерческой организации открытого акционерного общества Мясокомбинат "Волжский" (далее - ОАО Мясокомбинат "Волжский") в 2010 году посредством их перечисления со специального счета ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности".
Поддерживая позицию суда первой инстанции, которым заявление удовлетворено, апелляционный суд пришел к выводу, что решение антимонопольного органа не содержит сведений об оценке указанных обстоятельств и доказательств, с достоверностью подтверждающих факт предоставления организации более выгодных условий деятельности на товарном рынке, то есть факта предоставления преимущества по сравнению с другими участниками рынка.
При этом судом апелляционной инстанции учтено, что в рамках дела N А12-2133/2011 судами обеих инстанций не было опровергнуто то обстоятельство, что средства, находящиеся на специальном счете ГУ ВО "Волгоградской центр энергоэффективности", являются внебюджетными средствами, в связи с чем апелляционный суд пришел к выводу, что целевые средства, предоставленные ОАО "Мясокомбинат "Волжский", не являлись предоставлением государственной преференцией, на предоставление которой необходимо получение согласия антимонопольного органа.
Антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, и, не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления.
По мнению Управления в судебных актах имеется несоответствие выводов обстоятельствам дела. При этом антимонопольный орган отмечает, что существование Совета администрации Волгоградской области в статусе органа власти лица не определяет его как самостоятельного субъекта гражданских правоотношений, соответственно ответственность за деятельность таких образований полностью возложена на лиц, определивших их создание и деятельность.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя ГУ ВО "Волгоградской центр энергоэффективности", проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной на основании представленных Управлением по борьбе с экономическими преступлениями Главного Управления внутренних дел по Волгоградской области материалов, антимонопольным органом вынесены решение от 08.09.2011 N 11-01-15-03/458 и предписания от 08.09.2011 N 11-01-15-03/458-1, от 08.09.2011 N 11-01-15-03/458-2.
Пунктами 2, 3 решения N 11-01-15-03/458 действия главы администрации Волгоградской и ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности", выразившиеся в предоставлении государственной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), путем предоставления денежных средств на финансирование энергосберегающих мероприятий ОАО "Мясокомбинат Волжский" по заключенному ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" и ОАО "Мясокомбинат Волжский" договору от 20.08.2010 N 103 о перечислении целевых средств со специального счета ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности", признаны нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в соответствии с пунктами 4, 5 решения главе администрации Волгоградской и ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" выданы предписания N 11-01-15-03/458-1, N 11-01-15-03/458-2, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которыми последние в срок до 17.11.2011 обязаны прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в предоставлении государственной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, путем предоставления денежных средств на финансирование энергосберегающих мероприятий ОАО "Мясокомбинат Волжский" по заключенному ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" и ОАО "Мясокомбинат Волжский" договору от 20.08.2010 N 103 о перечислении целевых средств со специального счета ГУ Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности".
Посчитав, что указанные решение и предписания антимонопольного органа не соответствуют законодательству и нарушают их права и законные интересы глава администрации Волгоградской области и ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности", обратились в арбитражный суд.
Суды предыдущих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что антимонопольный орган не доказал наличие правовых и фактических оснований для принятия оспариваемых решения и предписаний, поскольку финансирование проводилось в целях и во исполнение полномочий, предусмотренных положениями Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что в силу положений пункта 4 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции не является государственной или муниципальной преференцией.
Кроме того, антимонопольный орган не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих об отказе какому-либо хозяйствующему субъекту в предоставлении целевых денежных средств для финансирования мероприятий по энергоснабжению либо о предоставлении таких средств не каждому лицу, соответствующему установленным требованиям, а также доказательств того, что после получения целевых денежных средств ОАО "Мясокомбинат "Волжский" оказалось в более выгодных условиях деятельности на соответствующем товарном рынке по отношению к другим его участникам.
Суд кассационной инстанции находит правомерными выводы судов на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным органам или организациям, осуществляющим функции указанных органов, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 названного Федерального закона.
В силу пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, является государственной или муниципальной преференцией.
Муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа на цели, определенные частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, где установлен исчерпывающий список целей, на которые может предоставляться государственная и муниципальная помощь.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" создано постановлением главы администрации Волгоградской области от 19.07.2006 N 878 "О создании государственного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности".
Пунктами 4, 5 указанного постановления на ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" возложены функции по открытию счета для аккумулирования средств для финансовой поддержки энергосберегающей политики в регионе и управлению средствами специального счета Региональной службы по тарифам Волгоградской области, созданного на основании постановления главы администрации Волгоградской области от 20.05.1999 N 357 "О специальном счете Региональной службы по тарифам Волгоградской области".
В соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" осуществляет сбор отчислений с энергоснабжающих организаций и вправе обращаться в суд с требованием о взыскании отчислений с энергоснабжающих организаций.
Согласно пунктам 3.2 и 3.3 указанного Положения, размер отчислений на формирование целевых средств, составляет один процент от стоимости отпущенной электрической и (или) тепловой энергии и стоимости услуг, оказываемых энергоснабжающими организациями.
Указанные отчисления не являются денежными средствами энергоснабжающих организаций и должны перечисляться на специальный счет ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
Специальный счет энергосбережения в соответствии с пунктом 2.1 Положения был открыт в целях проведения организациями мероприятий по энергосбережению на территории Волгоградской области за счет внебюджетных источников.
Порядок использования целевых средств определен постановлением главы администрации Волгоградской области от 15.09.2006 N 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области".
Как следует из указанного постановления, оно принято во исполнение положений, установленных Федеральным законом от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях упорядочения механизма формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в регионе, комплексного решения вопросов рационального использования топливно-энергетических ресурсов и осуществления контроля за выполнением мероприятий по повышению энергоэффективности на территории Волгоградской области, реализации утвержденных программ энергосбережения Волгоградской области, увеличения объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 29.12.2010 N 1990 в постановление главы администрации Волгоградской области от 15.09.2006 N 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области" внесены изменения, а именно Положение о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, Состав совета по энергосбережению Волгоградской области, Положение о Совете по энергосбережению Волгоградской области изложены в новой редакции согласно приложениям 1, 2, 3.
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что Совет по энергосбережению Волгоградской области, действующий на основании Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области, согласовывает мероприятия по энергосбережению, определяет размеры целевых средств, направляемых на финансирование этих мероприятий, и возмездность (безвозмездность) их предоставления, утверждает отчет государственного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" по управлению целевыми средствами.
Из материалов дела следует, что в соответствии с условиями договора от 20.08.2010 N 103, заключенного между ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" (сторона 1) и ОАО "Мясокомбинат "Волжский" (сторона 2), ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" были предоставлены денежные средства, являющиеся внебюджетными целевыми средствами, на проведение мероприятий по энергосбережению.
В соответствии с условиями договора сторона 1 обязалась финансировать на возвратной основе для стороны 2 энергосберегающее мероприятие: приобретение энергосберегающего оборудования, во исполнение чего последнему перечислены денежные средства.
Таким образом, из содержания настоящего договора следует, что финансирование производилось в целях и во исполнение полномочий, предусмотренных положениями Федерального закона от 03.04.2996 N 28-ФЗ "Об энергоснабжении", Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что в силу положений пункта 4 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции не является государственной или муниципальной преференцией.
Обстоятельство того, что средства, находящиеся на специальном счете ГУ ВО "Волгоградской центр энергоэффективности", являются внебюджетными не опровергнуто в рамках дела N А12-2133/2011.
При этом в рамках указанного дела пункты 2.1-2.3, 3.1, абзацы 1,3-10 пункта 3.2, пункты 3.3, 4.1-4.4 раздела 5 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергоснабжающей политики в Волгоградской области, абзац 8 пункта 2.2 Положения о Совете по энергоснабжению Волгоградской области признаны недействующими.
Однако, как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, на момент заключения и исполнения договора с ОАО "Мясокомбинат "Волжский" названные пункты Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области являлись действующими, и признание в последующем их недействующими не может служить основанием для признания позиции антимонопольного органа правомерной.
Также правомерен вывод судов относительно того, что ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" и Совет по энергосбережению не обладают полномочиями по организации и проведению иных мероприятий по энергосбережению, сопряженных с финансовыми обязательствами, кроме предусмотренных Федеральным законом от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно Уставу Волгоградской области и Закону Волгоградской области от 10.11.2008 N 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти" Совет по энергоснабжению не входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области и органом исполнительной власти не является, что антимонопольным органом в оспариваемом решении по делу N 11-01-15-03/458 не опровергнуто.
Следовательно, Совет не наделен властно-распорядительными полномочиями, субъектом публичных отношений не является, в связи с чем не может предоставлять хозяйствующим субъектам преимуществ (государственных преференций).
Судами исследован довод подателя жалобы о том, что ответственность за деятельность Совета по энергоснабжению Волгоградской области возложена на главу администрации Волгоградской области, как лица, определившего его создание и деятельность, и ему дана надлежащая оценка.
В оспариваемом решении по делу N 11-01-15-03/458 Управление сделало вывод, что предоставление целевых средств на безвозмездной основе обеспечивает ОАО "Мясокомбинат "Волжский" более выгодные условия предпринимательской деятельности по сравнению с другими субъектами хозяйственной деятельности.
Однако для признания главы администрации Волгоградской области и ГУ Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" нарушившими антимонопольное законодательство в форме предоставления преференции путем передачи денежных средств, антимонопольному органу необходимо установить наличие следующих обстоятельств: предоставление предприятию более выгодных условий деятельности на товарном рынке (то есть предоставление преимущества по сравнению с другими участниками рынка) и нарушение прав иных участников товарного рынка (потенциальных участников рынка).
В рассматриваемом случае решение не содержит сведений об оценке указанных обстоятельств и доказательств, с достоверностью подтверждающих факт предоставления организации более выгодных условий деятельности на товарном рынке, то есть факта предоставления преимущества по сравнению с другими участниками рынка.
При этом судом учтено, что Положение о порядке формирования и использования целевых средств, и в частности, п. 4.1, предусматривает заявительный характер обращения и рассмотрения заявок на получение средств.
При таких обстоятельствах, а также учитывая то, что антимонопольный орган не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих об отказе какому-либо хозяйствующему субъекту в предоставлении целевых денежных средств для финансирования мероприятий по энергоснабжению либо о предоставлении таких средств не каждому лицу, соответствующему установленным требованиям, а также предоставление предприятию более выгодных условий деятельности на товарном рынке, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 по делу N А12-20565/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обстоятельство того, что средства, находящиеся на специальном счете ГУ ВО "Волгоградской центр энергоэффективности", являются внебюджетными не опровергнуто в рамках дела N А12-2133/2011.
При этом в рамках указанного дела пункты 2.1-2.3, 3.1, абзацы 1,3-10 пункта 3.2, пункты 3.3, 4.1-4.4 раздела 5 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергоснабжающей политики в Волгоградской области, абзац 8 пункта 2.2 Положения о Совете по энергоснабжению Волгоградской области признаны недействующими.
Однако, как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, на момент заключения и исполнения договора с ОАО "Мясокомбинат "Волжский" названные пункты Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области являлись действующими, и признание в последующем их недействующими не может служить основанием для признания позиции антимонопольного органа правомерной.
Также правомерен вывод судов относительно того, что ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" и Совет по энергосбережению не обладают полномочиями по организации и проведению иных мероприятий по энергосбережению, сопряженных с финансовыми обязательствами, кроме предусмотренных Федеральным законом от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 июля 2012 г. N Ф06-5890/12 по делу N А12-20565/2011