г. Казань |
|
30 июля 2012 г. |
Дело N А65-27590/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Петрова А.Л.,
при участии:
заявителя - Гиниятуллина А.Р. (доверенность от 29.04.2011),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2012 (судья Мотрохин Е.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А65-27590/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М" (ИНН 1659041762, ОГРН 1031628218643) к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии решения о предоставлении субсидий, при участии заинтересованных лиц: Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, Министерства финансов Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось закрытое акционерное общество "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М" (далее - ЗАО "КМПЭМ", общество) к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - министерство) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ЗАО "КМПЭМ" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, обязании принять решение о предоставлении ЗАО "КМПЭМ" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в размере 23 650 992 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2011 решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда по данному делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Министерство в отзыве возразило против доводов жалобы и просило оставить ее без удовлетворения.
Также министерством заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иные лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Между обществом и открытым акционерным обществом "Альфа Банк" заключено кредитное соглашение о предоставлении кредита для закупки отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки на сумму 350 000 000 руб.
Заявитель, являясь организацией агропромышленного комплекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 998 "О предоставлении в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в 2007-2009 годах на срок до 1 года", и утвержденных вышеназванным постановлением "Правилам предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в 2007-2009 годах на срок до 1 года" 07.10.2010 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидий в размере 26 668 146 руб.
Не получив в течение установленного срока отзыва на вышеуказанное заявление, общество 11.11.2010 повторно направило в адрес ответчика письмо с просьбой исполнить возложенные на министерство государственные функции и предоставить обществу обоснованный письменный ответ на обращение.
Платежными поручениями от 30.12.2010, 03.02.2011 ответчик возместил расходы общества в части затрат на уплату процентов по кредитам и займам в 2007-2010 на сумму 5 229 603 руб. В 2011 ответчиком дополнительно перечислено заявителю субсидий в размере 10 907 099 руб.
Заявитель, полагая, что бездействие ответчика лишает его права на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в размере 12 743 893 руб., нарушает права и экономические интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратился с настоящими требованиями.
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 (далее - Правила), Порядком предоставления в 2010 году субсидий на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2008-2010 годах на срок до 1 года, утвержденным постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 08.02.2010 N 59 (далее - постановление КМ РТ от 08.02.2010 N 59), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1209 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90" до 17.01.2011, а также принимая во внимание возмещение ответчиком части затрат на уплату процентов, посчитали, что бездействие со стороны министерства отсутствовало.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов соответствующими обстоятельствам дела, а также законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает получение производителем товаров субсидий в целях возмещения затрат на безвозмездной основе.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что субсидии предоставляются: из федерального бюджета - в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления таких субсидий определен Правилами, а также постановлением КМ РТ от 08.02.2010 N 59.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, а также, принимая во внимание положения подпункта 17, 20 Правил, пункт 3 постановления КБ РТ от 08.02.2010 N 59, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ответчик, при решении вопроса о выделении денежных средств ограничен в финансовых возможностях, поскольку распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации только в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству сельскою хозяйства Российской Федерации на указанные цели.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на своей позиции, полагая, что судами необоснованно не признано бездействие ответчика, поскольку письменное обращение не рассмотрено в течение предусмотренного законом или нормативным актам срока.
Между тем суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходили из предмета заявленных требований по настоящему делу о признании бездействия министерства, выразившееся в непринятии решения о предоставлении субсидии и обязать министерство принять решение о предоставлении субсидии.
Требование о признании незаконным бездействия министерства, выразившееся в непредставлении ответа на письма и заявления общества обществом в суде не заявлялось и, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, суд не имел права выйти за пределы заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе о пересмотре судебных актов доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судом норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 по делу N А65-27590/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 (далее - Правила), Порядком предоставления в 2010 году субсидий на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2008-2010 годах на срок до 1 года, утвержденным постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 08.02.2010 N 59 (далее - постановление КМ РТ от 08.02.2010 N 59), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1209 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90" до 17.01.2011, а также принимая во внимание возмещение ответчиком части затрат на уплату процентов, посчитали, что бездействие со стороны министерства отсутствовало.
...
Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает получение производителем товаров субсидий в целях возмещения затрат на безвозмездной основе."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 июля 2012 г. N Ф06-5736/12 по делу N А65-27590/2010
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5736/12
19.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3321/12
08.02.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27590/10
21.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8943/11
08.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6642/11