г. Казань |
|
02 августа 2012 г. |
Дело N А55-20043/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Гильмановой Э.Г., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Емельдяжева И.В. (приказ от 09.08.2011 N 818), Тихоновой Ю.В. (доверенность от 10.11.2011 N 106),
ответчика - Сомова А.Б. (доверенность от 24.07.2012 N 11/73),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области
на решение Арбитражного суда самарской области от 19.01.2012 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-20043/2011
по заявлению Негосударственного учреждения здравоохранения "Дорожная стоматологическая поликлиника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 6311071439, ОГРН 1046300011482) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось Негосударственное учреждение здравоохранения "Дорожная стоматологическая поликлиника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - заявитель, учреждение) с заявлением о признании недействительным предписания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - фонд, ответчик) от 14.09.2011 N 5/536 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки за период с 01.10.2009 по 30.06.2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.01.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение возразило против доводов жалобы и просило оставить ее без удовлетворения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
В ходе плановой документальной проверки, на основании приказа фонда от 04.08.2011 N 209, выявлены нарушения целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования.
По результатам рассмотрения материалов проверки, в отношении учреждения 31.08.2011 составлен акт и вынесено предписание от 14.09.2011 N 5-536 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки.
Удовлетворяя требования учреждения, суды, исходя из установленных обстоятельств дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля", Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.12.2010 N 644, Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" пришли к выводу о незаконном возложении на учреждение обязанности по уплате в бюджет фонда денежных средств, указанных в предписании, нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере распоряжения (в соответствии с уставом) имеющимися денежными средствами.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела, а также действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает штраф в размере суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств.
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно подпункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.12.2010 N 644 утверждена "Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год" (далее - Территориальная программа). Составной частью Территориальной программы является "Территориальная программа обязательного медицинского страхования".
Территориальной программой обязательного медицинского страхования установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования компенсируются затраты медицинских организаций в соответствии с целевыми статьями, определяемыми тарифным соглашением.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
31.12.2010 между Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области Ассоциацией медицинских страховых компаний Самарской области, Самарской областной Ассоциацией врачей и Самарской областной организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации было заключено Тарифное соглашение на 2011 год (далее - Тарифное соглашение).
При рассмотрении дела суды, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства, в том числе отчетный документ - форма N 14-А "Сведения о поступлении и расходовании средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями за январь-июнь 2011", установили, что полученные заявителем от страховых медицинских организаций по линии обязательного медицинского страхования были израсходованы в соответствии с Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области.
Кроме того, как отметили суды, ни в предписании, ни в акте проверки от 31.08.2011 не указано, в чем конкретно выразилось нецелевое использование денежных средств обязательного медицинского страхования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Между тем, все необходимые для разрешения дела фактические обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанций.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для проверки расчетов, изложенных в кассационной жалобе, направленных на пересмотр судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда самарской области от 19.01.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 по делу N А55-20043/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает штраф в размере суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств.
...
Согласно подпункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
...
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 августа 2012 г. N Ф06-4364/12 по делу N А55-20043/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15648/12
12.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15648/12
02.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4364/12
19.01.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20043/11