г. Казань |
|
01 августа 2012 г. |
Дело N А57-5738/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Тагировой Д.С.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:
заявителя - Захарова Д.В., доверенность от 03.08.2011;
Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Борисовой Л.Н., доверенность от 01.03.2012,
присутствующих в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа представителей:
заявителя - Андреева Д.А., доверенность от 18.07.2012,
третьего лица - открытого акционерного общества "МегаФон" - Крылова П.В., доверенность от 14.06.2012,
в отсутствие:
третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.01.2012 (судья Пермякова И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи: Комнатная Ю.А., Пригарова Н.Н.)
по делу N А57-5738/2011
по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", г. Санкт-Петербург (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа,
при участии третьих лиц: открытое акционерное общество "МегаФон" в лице Поволжского филиала, г. Саратов, Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - антимонопольный орган, Управление) о признании недействительными решения от 24.02.2011 и предписания от 11.03.2011 по делу N 9-70/тр.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.01.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012, заявленные требования удовлетворены.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов к ней, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления поступила жалоба открытого акционерного общества "МегаФон" (далее - ОАО "МегаФон") на неправомерные действия открытого акционерного общества "ВолгаТелеком" (далее - ОАО "ВолгаТелеком"), правопреемником которого является ОАО "Ростелеком". На основании жалобы возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 9-70/тр по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела N 9-70/тр было установлено, что между ОАО "МегаФон" (правопреемник открытого акционерного общества "МСС-Поволжье") в лице Поволжского филиала и ОАО "ВолгаТелеком" в лице Саратовского филиала заключен договор присоединения сетей электросвязи от 12.10.2007 N 258/07 о присоединении сетей местной телефонной связи на местном уровне и пропуске трафика.
В соответствии с пунктами 4.1.5. и 4.1.6. указанного договора ОАО "МегаФон" (Оператор связи) обязуется:
- обеспечить пропуск трафика, поступающего от абонентов сети связи Оператора связи, в адрес абонентов сети ОАО "ВолгаТелеком" и абонентов других сетей, присоединенных к сети ОАО "ВолгаТелеком";
- обеспечить пропуск трафика, исходящего от сети ОАО "ВолгаТелеком".
В соответствии с пунктами 4.2.8 и 4.2.9 договора ОАО "ВолгаТелеком" обязуется:
- обеспечить пропуск трафика, поступающего от абонентов сети связи ОАО "ВолгаТелеком" и абонентов других сетей, присоединенных к сети ОАО "ВолгаТелеком", в адрес абонентов сети Оператора связи;
- обеспечить пропуск трафика, исходящего от сети Оператора связи.
Согласно Приложению N 2 к договору пропуск трафика, направляемого от сети местной телефонной связи ОАО "МегаФон" на сеть местной телефонной связи ОАО "ВолгаТелеком" и его маршрутизация должны осуществлять в соответствии с ресурсом нумерации абонентских номеров в коде АВС (фиксированная телефонная связь) = 845.
ОАО "МегаФон" 26.05.2010 направило в адрес ОАО "ВолгаТелеком" дополнительное соглашение от 20.05.2010 N 8 к договору о присоединении сетей электросвязи от 12.10.2007 N 258/07, в котором предлагалось:
- изложить пункт 4.1.5 договора от 12.10.2007 N 258/07 в следующей редакции: "Обеспечивать пропуск трафика поступающего от сети ВОЛГАТЕЛЕКОМ, а также от сетей других операторов связи, присоединенных к ТЗУС и/или ОПТС ОПЕРАТОРА СВЯЗИ, при этом формат номера А может быть следующим: 8-АВС, 8-DEF",
- изложить пункт 4.2.8 договора от 12.10.2007 N 258/07 в следующей редакции: "Обеспечивать пропуск трафика поступающего от сети ОПЕРАТОРА СВЯЗИ, а также от сетей других операторов связи, присоединенных к ТЗУС и/или ОПТС ОПЕРАТОРА СВЯЗИ, при этом формат номера А может быть следующим: 8-АВС, 8-DEF".
ОАО "ВолгаТелеком" письмом от 02.06.2010 (исх. N 32-03/419) сообщило об отказе от подписания указанного дополнительного соглашения, что послужило основанием для обращения ОАО "МегаФон" с жалобой в антимонопольный орган.
С целью установления факта нарушения ОАО "ВолгаТелеком" антимонопольного законодательства Управлением в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 N 220, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке пропуска трафика на местном уровне в административных границах г. Саратова за 2009-2010 года.
Данным анализом установлено, что ОАО "ВолгаТелеком", закрытое акционерное общество "Народный Телефон Саратов" (далее - ЗАО "Народный Телефон Саратов") и закрытое акционерное общество "НСС" (далее - ЗАО "НСС") входят в состав одной группы лиц на основании пункта 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Доля группы лиц в составе ОАО "ВолгаТелеком", ЗАО "Народный Телефон Саратов" и ЗАО "НСС" на исследуемом товарном рынке в 2009 году составляла 46,01 %, а в 2010 году - 47,72 %. На основании сведений, имеющихся в распоряжении антимонопольной органа, Комиссия признала положение группы лиц в составе ОАО "ВолгаТелеком", ЗАО "Народный Телефон Саратов" и ЗАО "НСС" на рынке пропуска трафика на местном уровне в административных границах г. Саратова как в 2009 году, так и в 2010 году доминирующим.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 9-70/тр Управлением было принято решение от 24.02.2011 о признании ОАО "ВолгаТелеком" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании решения антимонопольным органом выдано предписание от 11.03.2011 N 9-70/тр, которым ОАО "ВолгаТелеком" было предписано в срок до 01.05.2011 внести изменения в договор присоединения сетей электросвязи от 12.10.2007 N 258/07, заключенный между ОАО "МегаФон" и ОАО "ВолгаТелеком", в части условий, касающихся пропуска трафика, в соответствии с требованиями ОАО "МегаФон".
ОАО "ВолгаТелеком", не согласившись с решением антимонопольного органа, оспорило вынесенные в отношении него решение и предписание в судебном порядке.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования, суды не согласились с выводом комиссии Управления о том, что ОАО "ВолгаТелеком", занимая на рынке пропуска трафика на местном уровне в административных границах г. Саратова за 2009-2010 года доминирующее положение, установило ограничение на пропуск трафика, направляемого с сети местной телефонной связи ОАО "МегаФон" на сеть местной телефонной связи ОАО "ВолгаТелеком" в соответствии с ресурсом нумерации абонентских номеров в коде ABC (фиксированная телефонная связь) = 845, вследствие чего были ущемлены интересы ОАО "МегаФон" и возникла угроза ограничения конкуренции на рынке пропуска трафика на местном уровне в административных границах г. Саратова.
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования - пункт 3); экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 5).
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги общедоступной электросвязи отнесены к сфере деятельности естественных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам. В названный перечень, в том числе, вошли: предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи; предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов); предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
ОАО "ВолгаТелеком" включено 24.03.2000 в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
Оказание услуг общедоступной электросвязи субъектом естественной монополии неразрывно связано с оказанием услуг присоединения и пропуска трафика, на рынке которых Управлением установлено доминирующее положение ОАО "ВолгаТелеком".
Присоединение сетей электросвязи к сетям электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, осуществляется для их взаимодействия по пропуску трафика, что обеспечивает предоставление телефонного соединения абонентам сети фиксированной телефонной связи.
Следовательно, заявитель, являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг общедоступной электросвязи, в том числе услуг местной и внутризоновой телефонной связи.
Аналогичная позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 2396/11.
Кроме того, как правильно отмечено судами, Управление не доказало, что ОАО "ВолгаТелеком" допущено злоупотребление доминирующим положением.
Согласно положению статьи 18 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) операторы связи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляется на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи. Операторы сети связи общего пользования на основании договоров о присоединении сетей электросвязи обязаны оказывать услуги присоединения иным операторам связи в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации.
К договору о присоединении сетей электросвязи, определяющему условия оказания услуг присоединения, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей электросвязи и пропуску трафика, применяются положения о публичном договоре в отношении операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования (пункт 1 статьи 19 Закона о связи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161 утверждены Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия (далее - Правила присоединения сетей), которые определяют порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия, порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, а также существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.
Пунктами 7, 8 Правил присоединения сетей под присоединением сетей электросвязи понимается установление технико-технологического взаимодействия средств связи двух сетей связи, при котором становится возможным пропуск трафика между этими сетями, минуя другие сети связи. Присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключенных операторами сетей связи договоров о присоединении сетей электросвязи.
Согласно Перечню услуг присоединения сетей электросвязи, утвержденного постановлением Правительства от 28.03.2005 N 161, операторы связи могут оказывать друг другу услуги связи, в том числе услуги присоединения на зоновом уровне присоединения (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на зоновом уровне присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи другого оператора связи) и услуги присоединения на местном уровне присоединения (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на местном или абонентском уровне присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи другого оператора связи).
Из Перечня услуг следует, что вид услуги по пропуску трафика (зонового завершения вызова или местного завершения вызова) зависит от того, на каком уровне установлено присоединение: на зоновом или на местном.
Между ОАО "МегаФон" и ОАО "ВолгаТелеком" заключен договор присоединения сетей электросвязи от 12.10.2007 N 258/07 о присоединении сетей местной телефонной связи на местном уровне и пропуске трафика.
Согласно Приложению N 2 к договору пропуск трафика, направляемого от сети местной телефонной связи ОАО "МегаФон" на сеть местной телефонной связи ОАО "ВолгаТелеком" и его маршрутизация должны осуществлять в соответствии с ресурсом нумерации абонентских номеров в коде АВС (фиксированная телефонная связь) = 845.
Исходя из статьи 10 Закона о защите конкуренции не являются навязыванием невыгодных для контрагента условий договора, случаи, когда такие условия являются экономически или технологически обоснованными и (или) прямо предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу положений абзаца 2 пункта 1 статьи 19 Закона о связи оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что Управлением не представлено доказательств, свидетельствующих о создании ОАО "ВолгаТелеком" неравных условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для ОАО "МегаФон" по сравнению с иными операторами связи.
Следовательно, отказ ОАО "ВолгаТелеком" от снятия ограничения предусмотрен действующим законодательством, а именно статьей 19 Закона о связи, предусматривающей обязанность оператора связи устанавливать равные условия пропуска трафика для всех операторов, в связи с чем заявитель не был вправе снимать такое ограничение для ОАО "МегаФон", что также не противоречит пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции согласно которому не запрещаются сокращение или прекращение производства товара в случае, когда такое сокращение или прекращение являются экономически или технологически обоснованными и (или) прямо предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 08.08.2005 N 97 установлена обязательность присоединения операторов междугородней и международной связи к операторам внутризоновой связи (пункт 12.1, пункт 18). Данная обязанность свидетельствует о том, что ОАО "Ростелеком" неизбежно несет расходы на поддержание зоновой сети связи.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 20 Закона о связи построенная сеть телефонной связи должна быть загружена, загрузка сети должна быть оплачена, а размер оплаты должен покрывать издержки, связанные с модернизацией и обслуживанием сети связи.
Нормы Приказа Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 08.08.2005 N 97, постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 N 627 и Закона о связи обязывают оператора поддерживать зоновые сети связи в состоянии, годном к эксплуатации, а также обязывают обновлять оборудование на зоновом уровне. Данные расходы ведутся независимо от фактического использования зоновой сети.
Цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию и должны возмещать затраты на эксплуатационное обслуживание используемой части электросвязи, используемой в результате дополнительной нагрузки, создаваемой сетью взаимодействующего оператора связи.
Согласно пункту 14 Правил государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 N 627 при определении предельных цен на услуги по пропуску трафика учитываются расходы, связанные с эксплуатацией части сети электросвязи оператора связи, используемой при оказании соответствующих услуг по пропуску трафика.
Как установлено судами, услуга завершения вызова на зоновом узле ОАО "ВолгаТелеком" составляет 0,70 руб. за минуту по сравнению с 0,19 руб. за минуту при завершении вызова на узле местной телефонной сети связи ОАО "ВолгаТелеком".
Таким образом, установленная цена услуг по пропуску местного трафика более чем в 2 раза ниже цены по пропуску зонового трафика.
При названных обстоятельствах нельзя признать, что с учетом технологических и экономических обоснований результатом действий заявителя являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц, в том числе ОАО "МегаФон", и эти действия являются виновными.
Таким образом, действия ОАО "ВолгаТелеком" неправомерно квалифицированы Управлением как злоупотребление доминирующим положением по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2396/11 от 06.09.2011, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 2393/11.
Судами правомерно отклонены доводы антимонопольного органа и ОАО "МегаФон" об отсутствии в Договоре N 258/07 присоединения сетей электросвязи от 12.10.2007 положений, ограничивающих право ОАО "МегаФон" пропускать на местную телефонную сеть заявителя внутризоновый, междугородный и международный трафик, а также трафик подвижной радиотелефонной связи.
Приложением N 2 к договору установлены ограничения в части пропуска трафика между сетями местной телефонной связи сторон, согласно которым пропуск трафика, направляемого от сети местной телефонной связи ОАО "МегаФон" на сеть местной телефонной связи ОАО "ВолгаТелеком" и его маршрутизация должны осуществлять только в соответствии с ресурсом нумерации абонентских номеров в коде АВС (фиксированная телефонная связь) = 845. Кроме того, сам антимонопольный орган в оспариваемом предписании обязывает заявителя внести изменения в договор с ОАО "МегаФон", исключив из него положения, которые ограничивают право ОАО "МегаФон" пропускать на местную сеть заявителя трафик от сетей подвижной радиотелефонной связи и междугородной/международной связи, подтверждая, тем самым, что договор от 12.10.2007 N 258/07 содержит положения о маршрутизации пропуска трафика в соответствии с ресурсом нумерации абонентских номеров в коде АВС=845.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1 и 2 приказа Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 N 142 "Об утверждении и введении в действие Российской системы и плана нумерации" (далее - Приказ Мининформсвязи о плане нумерации) российская система нумерации устанавливает требования к структуре цифровых, буквенных, символьных обозначений или комбинациям таких обозначений, в том числе к кодам, предназначенным для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых или оконечных элементов, а также требования к использованию таких обозначений в сочетании с индикаторами, позволяющими осуществить выбор различных форматов номера, операторов связи или услуг связи. Российский план нумерации устанавливает назначение кодов и ресурса нумерации за зонами нумерации, сетями связи и услугами электросвязи.
Код 845, использованный при перечислении нумерации сети ОАО "МегаФон" в Договоре N 258/07, представляет собой именно такой код ABC, то есть код географически определенной зоны нумерации, соответствующий сетям местной телефонной связи ОАО "МегаФон" в Саратовской области. Таким образом, сеть связи ОАО "МегаФон" в Договоре N 258/07 через закрепленный ресурс нумерации определена как сеть местной телефонной связи.
Из данных положений следует, что сетью ОАО "МегаФон", от которой заявитель в силу пунктов 2.2 и 4.2.9 Договора N 258/07 обязан пропускать трафик, являются именно фиксированные сети местной телефонной связи, а никак не сети подвижной радиотелефонной связи.
Как следует из абзаца 5 Преамбулы к Договору присоединения и пункта 1.2 Технических условий присоединения, при заключении и исполнении Договора присоединения ОАО "МегаФон" действует в рамках лицензии на предоставление услуг местной телефонной связи.
В соответствии с Перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, в обязанности лица, имеющего лицензию на предоставление услуг местной телефонной связи, входит обеспечение предоставления абоненту местных телефонных соединений.
Согласно пункту 2 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310, "местное телефонное соединение" - телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же муниципального района, городского поселения, сельского поселения, города федерального значения".
Следовательно, в результате установления местного телефонного соединения взаимодействуют лишь две сети местной телефонной связи в пределах одного города. Телефонные соединения, которые устанавливаются с использованием сетей подвижной радиотелефонной связи, междугородных сетей и т.д., не могут признаваться местными телефонными соединениями. Такие телефонные соединения относятся к внутризоновым, междугородным и т.д. Для оказания услуг по установлению таких соединений требуется получить соответствующую лицензию: лицензию на предоставление услуг внутризоновой телефонной связи/междугородной и международной телефонной связи и т.д.
Поскольку при заключении Договора присоединения ОАО "МегаФон" действовало в рамках лицензии на предоставление услуг местной телефонной связи, то при оказании ОАО "МегаФон" услуг по пропуску трафика ОАО "МегаФон" мог направлять на сеть заявителя лишь трафик, возникающей в результате установления местных телефонных соединений.
Пропуск иных видов трафика должен был осуществляться в рамках Договора N 257/07 о присоединении сетей электросвязи от 12.10.2007 и Договора N У-268/06 о присоединении сетей электросвязи от 26.10.2006.
Также правомерно не принят довод Управления и ОАО "МегаФон" относительно фактического пропуска ОАО "ВолгаТелеком" спорного трафика по договору до 15.06.2010, поскольку пропуск трафика без каких-либо ограничений до 15.06.2010 в силу требований статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 11.2 вышеназванного договора не свидетельствует об изменении условий указанного договора, заключенного сторонами.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды установив, что оспариваемые акты антимонопольного органа нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку без законных на то оснований налагают на последнего обязанности по совершению действий, экономически для него не обоснованных, направленных на изменение сложившейся практики присоединения сетей на местном уровне, что в существующих условиях нарушит баланс интересов заинтересованных лиц и приведет к созданию дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке, правомерно удовлетворили требования заявителя.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустили при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.01.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 по делу N А57-5738/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310, "местное телефонное соединение" - телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же муниципального района, городского поселения, сельского поселения, города федерального значения".
...
Пропуск иных видов трафика должен был осуществляться в рамках Договора N 257/07 о присоединении сетей электросвязи от 12.10.2007 и Договора N У-268/06 о присоединении сетей электросвязи от 26.10.2006.
Также правомерно не принят довод Управления и ОАО "МегаФон" относительно фактического пропуска ОАО "ВолгаТелеком" спорного трафика по договору до 15.06.2010, поскольку пропуск трафика без каких-либо ограничений до 15.06.2010 в силу требований статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 11.2 вышеназванного договора не свидетельствует об изменении условий указанного договора, заключенного сторонами.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 августа 2012 г. N Ф06-5835/12 по делу N А57-5738/2011
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15571/12
12.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15571/12
01.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5835/12
16.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1816/12
11.01.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-5738/11