г. Казань |
|
07 августа 2012 г. |
Дело N А65-8153/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
1-го ответчика - Борисова С.Н. (доверенность от 16.12.2011 N 168),
третьего лица - Маслаковой О.Ю. (доверенность от 06.09.2011 N 14-03-25/05-10161),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 (председательствующий судья Александров А.И., судьи Каплин С.Ю., Липкинд Е.Я.)
по делу N А65-8153/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производство реабилитационных изделий" к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, Публично-правовому образованию Российская Федерация в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о взыскании 3 491 650 руб. убытков, при участии третьих лиц: Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Производство реабилитационных изделий" (далее - истец, ООО "ПРИЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - региональное отделение фонда социального страхования), публично-правовому образованию Российская Федерация в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, о взыскании 3 491 650 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.12.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 решение суда первой инстанции отменено. Исковые требования удовлетворены частично. С Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в пользу ООО "ПРИЗ" взыскана задолженность в сумме 3 087 580 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе региональное отделение Фонда социального страхования просит отменить постановление суда апелляционной инстанции с оставлением в силе решения суда первой инстанции, а также произвести поворот исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в 2010 году между истцом и региональным отделением Фонда социального страхования были заключены 8 государственных контрактов на изготовление 2703 протезов, протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации.
По условиям контрактов отделение фонда (заказчик) выдает гражданам-инвалидам и ветеранам, имеющим право на обеспечение их техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями, направления согласованной сторонами формы. Исполнитель, получив такое направление, обязуется изготовить указанное в нем изделие и передать его гражданину, представившему направление по акту сдачи-приемки работ. Стоимость выполненных работ оплачивается заказчиком по представлению документов, подтверждающих факт выполнения работ и иных документов, необходимых для производства расчетов. По результатам исполнения предусмотренных контрактом работ стороны составляют акт сверки расчетов.
На основании направлений заказчика общество изготовило и передало инвалидам изделия сверх объема, предусмотренного вышеуказанными контрактами на сумму 3 491 650 руб., в том числе изделия на сумму 404 070 руб. по направлениям, выданным на федеральное государственное унитарное предприятие "Казанское протезно-ортопедическое предприятие", стоимость выполненных истцом работ по изготовлению таких изделий не была оплачена региональным отделением фонда социального страхования, что и послужило поводом для обращения в арбитражный суд с иском.
По мнению суда первой инстанции, поскольку общество, работы на сумму 3 491 650 руб. изготовлены исполнителем самостоятельно вне рамок государственных контрактов, убытки о которых заявляет истец, причинены его самостоятельными действиями в результате ведения предпринимательской деятельности, под которой в соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В связи с этим у ответчиков отсутствуют обязательства по оплате стоимости изделий, изготовленных сверх количества, согласованного контрактами, следовательно отсутствуют основания для взыскания убытков.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда обоснованно исходила из конкретных обстоятельств дела, а также действующего законодательства, регулирующее спорные правоотношения.
Как указал суд, региональное отделение фонда социального страхования, осуществляя выдачу инвалидам направлений на изготовление истцом протезно-ортопедических изделий, и, не имея правовых оснований для отказа в выдаче таких направлений, должно было вести учет таких направлений на соответствие их количества и стоимости условиям заключенных контрактов.
Изготовленные обществом изделия переданы гражданам-инвалидам, представившим истцу выданные ответчиком направления. При этом инвалиды не обязаны оплачивать стоимость полученных изделий, поскольку оплата стоимости таких изделий является расходным обязательством Российской Федерации и производится за счет средств фонда социального страхования.
Недостаточность денежных средств, выделенных целевым образом на такие цели, не является основанием для освобождения ответчика от оплаты стоимости выполненных истцом работ.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе протезно-ортопедическими изделиями, является обязательством Российской Федерации в рамках реабилитации инвалидов (глава III Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется, в соответствии со статьей 11.1 указанного Закона, за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Тот факт, что заключенными региональным отделением фонда социального страхования с истцом государственными контрактами было ограничено количество и стоимость подлежащих изготовлению истцом технических средств реабилитации инвалидов, не освобождает Российскую Федерацию в лице его уполномоченного органа от обязанности оплатить изготовление протезно-ортопедических изделий для инвалидов в количестве, фактически необходимом для реабилитации, а не только в количестве, предусмотренном государственными контрактами.
В данном случае обязательство по оплате протезно-ортопедических изделий для нужд инвалидов возникает не из договора, а из закона.
Выданное фондом гражданам, нуждающимся в оказании протезно-ортопедической помощи, направление на изготовлении средств технической реабилитации, переданное получателями истцу, является как подтверждением расходных обязательств фонда социального страхования по оплате стоимости подлежащих изготовлению изделий, так и офертой на заключение договора (статья 435 ГК РФ), которая акцептована истцом путем принятия заказа к исполнению (пункт 3 статья 438 ГК РФ).
Несоблюдение в данном случае порядка заключения государственного контракта, установленного Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", не прекращает возникшего из федерального закона обязательства по оплате за счет средств фонда социального страхования фактически выполненных истцом работ. Недостаточность выделенных на эти цели бюджетных средств также не прекращает обязательства по оплате работ, как правомерно указал суд апелляционной инстанции.
Довод заявителя жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права, выразившееся в принятии решения в отношении ненадлежащего ответчика и выхода за пределы исковых требований, так как Фонд социального страхования считает, что истец, уточняя исковые требования отказался от требований к региональному отделению фонда отклоняется судом кассационной инстанции.
В данном заявлении истец действительно просит взыскать денежные средства с Российской Федерации, как публично-правового образования, в лице Министерства финансов. Однако данный ответчик - Российская Федерация в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан уже был указан истцом в исковом заявлении. Уточнение государственного органа, которые представляет в суде интересы публично-правового образования, не является заменой ответчика.
В заявлении истец, уточняя основания своих требований к Российской Федерации, не заявляет о замене ответчика, как того требует статья 47 АПК РФ. Не содержит заявление и отказа от иска (статья 49 АПК РФ) к региональному отделению фонда социального страхования, что могло бы повлечь прекращение производства по делу в отношении данного ответчика.
В отсутствие заявления истца об отказе от иска к региональному отделению и о замене ненадлежащего ответчика суд правомерно рассмотрел заявленные требования к двум ответчикам, нарушения норм процессуального права не допущено.
При изложенных выше обстоятельствах судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованного судебного акта не установлены. Судебный акт соответствует нормам права и материалам дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 по делу N А65-8153/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выданное фондом гражданам, нуждающимся в оказании протезно-ортопедической помощи, направление на изготовлении средств технической реабилитации, переданное получателями истцу, является как подтверждением расходных обязательств фонда социального страхования по оплате стоимости подлежащих изготовлению изделий, так и офертой на заключение договора (статья 435 ГК РФ), которая акцептована истцом путем принятия заказа к исполнению (пункт 3 статья 438 ГК РФ).
Несоблюдение в данном случае порядка заключения государственного контракта, установленного Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", не прекращает возникшего из федерального закона обязательства по оплате за счет средств фонда социального страхования фактически выполненных истцом работ. Недостаточность выделенных на эти цели бюджетных средств также не прекращает обязательства по оплате работ, как правомерно указал суд апелляционной инстанции.
...
В заявлении истец, уточняя основания своих требований к Российской Федерации, не заявляет о замене ответчика, как того требует статья 47 АПК РФ. Не содержит заявление и отказа от иска (статья 49 АПК РФ) к региональному отделению фонда социального страхования, что могло бы повлечь прекращение производства по делу в отношении данного ответчика."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2012 г. N Ф06-4631/12 по делу N А65-8153/2011
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16123/12
19.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16123/12
07.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4631/12
23.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1289/12