г. Самара |
|
23 марта 2012 г. |
Дело N А65-8153/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова А.И.,
судей Каплина С.Ю., Липкинд Е.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабушкиной Е.С.,
с участием:
Лица, участвующие в деле не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1, апелляционную жалобу ООО "Производство реабилитационных изделий", Республика Татарстан, г. Казань на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2011 г. по делу N А65-8153/2011 (судья Прокофьева В.В.) по иску ООО "Производство реабилитационных изделий", Республика Татарстан, г. Казань к 1. Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, 2. Публично-правовому образованию Российская Федерация в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, 3. Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, 4. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва, с участием в деле третьих лиц: 1. Фонд социального страхования Российской Федерации, г. Москва, 2. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о взыскании 3 491 650 руб. убытков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производство реабилитационных изделий", г. Казань (далее по тексту - истец, ООО "ПРИЗ") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань; Публично-правовому образованию Российская Федерация в лице Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан, г. Казань, о взыскании 3 491 650 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ПРИЗ", обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
От представителя Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань по почте поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
От представителя Фонд социального страхования Российской Федерации по почте поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
От представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по почте поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
От представителя Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан по почте поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены (направлением почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ) в связи с чем суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд усматривает основания для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2011 г. по делу N А65-8153/2011 исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела в 2010 году между ООО "ПРИЗ" и Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань заключены 8 государственных контрактов (N 066, N 107, N 109, N 034, N 035, N 041, N 033, N 036) на изготовление 2 703 протезов, протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации (далее по тексту - ПОИ).
Объем работ по вышеуказанным государственным контрактам выполнен истцом полностью, изготовлено 2 703 изделий.
Материалами дела подтверждается, что основании направлений заказчика истец изготовил и передал инвалидам сверх объема, предусмотренного государственными контрактами изделия на общую сумму 3 491 650 руб., В том числе истцом изготовлены изделия на сумму 404 070 руб., по направлениям, выданным на ФГУП "Казанское протезно-ортопедическое предприятие" (96 направлений).
Заключение вышеуказанных государственных контрактов происходило во исполнение положений ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ст. 14 - 19 Федерального закона "О ветеранах" в порядке, установленном Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.04.2088 N 240, которым были утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту - Правила).
Исходя из п.п. 3, 5, 6 данных Правил, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется различными путями, в том числе путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В этом случае уполномоченный орган выдает инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Техническое средство (изделие) передается инвалиду (ветерану) бесплатно в безвозмездное пользование.
Из п. 16 Правил следует, что финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам - изделий.
По смыслу вышеуказанных норм, а также Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2011 года N 57 н, отдельные категории граждан, перечисленные в п. 1 Правил, имеют право на предоставление им бесплатного технического средства (изделия), оказания бесплатных услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия), оплаты проезда и проживания инвалида к месту нахождения организации изготовителя технического средства (изделия) или выплаты компенсации за самостоятельное приобретенное техническое средство (изделие).
Соответственно, с учетом вышеизложенного уполномоченный орган не вправе отказать определенным категориям граждан в бесплатном предоставлении технического средства (изделия) и подобное предоставление должно производиться вне зависимости от объема бюджетного финансирования конкретного территориального подразделения уполномоченного органа.
Выдавая инвалидам (ветеранам) направления в ООО "ПРИЗ" на получение протезов, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань должно было вести учет направлений и могло определить общую стоимость изделий, которые истец изготовил на основании этих направлений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд ограничился количеством изделий, который истец обязался изготовить по государственным контрактам.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при вынесении судебного акта не учтено, что изготовленные истцом сверх контрактов протезы выданы инвалидам (ветеранам) на основании направлений Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань в рамках обязательств государства, установленных Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах".
Изготовление протезов было вызвано соответствующей необходимостью для обеспечения ими специальных льготных категорий граждан и отказ в обеспечении этих граждан протезами был невозможен.
Следовательно, уполномоченный орган в силу возложенных на него обязанностей в любом случае должен произвести оплату изготовленных и переданных инвалидам (ветеранам) протезов.
Тем более, что изготовление протезов было поручено истцу в соответствии с выданными Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан инвалидам (ветеранам) направлениями, то есть специально отобранной организацией, как предусмотрено абз. 2 п. 5 Правил.
Изготавливая и предоставляя инвалидам (ветеранам) протезы в соответствии с направлениями, истец вправе был рассчитывать на их оплату уполномоченным органом за счет бюджетных средств.
Поскольку инвалиды (ветераны) не являются лицами, обязанными оплачивать выданные им в законодательно установленном порядке протезы, отказ в удовлетворении иска влечет невозможность компенсации стоимости фактически изготовленных и выданных изделий при наличии соответствующих расходных бюджетных обязательств, что не допустимо.
В соответствии с абзацем 5 пункта 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", разрешая дела по искам о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленные к учреждениям поставщиками (исполнителями), суды должны исходить из того, что положения п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которых заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов, пока соответствующая сделка не оспорена и не признана судом недействительной.
На основании вышеизложенного ссылка Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на уменьшение бюджетного финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Выдавая инвалидам (ветеранам) направления для получения протезов в ООО "ПРИЗ", Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань фактически соглашалось на увеличение количества изделий, которые истец должен изготовить в рамках государственных контрактов.
Расходование в 2010 г., выделенных региональному отделению денежных средств на соответствующие мероприятия, само по себе не может служить основанием для отказа в оплате фактически изготовленных и выданных протезов.
Также арбитражным судом апелляционной инстанции принимается во внимание, что в подобном случае подлежали бы взысканию средства компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом (ветераном) техническое средство (изделие) даже при полном расходовании соответствующих бюджетных средств, выделенных на определенный год, так как право инвалида (ветерана), гарантируемое федеральным законом, не может быть ограничено объемом бюджетного финансирования.
Из содержания государственных контрактов не усматривается наличие прямого запрета на изготовление исполнителем протезов сверх установленного объема на основании направлений уполномоченного органа. Поэтому ссылки на необходимость отказа в иске в связи отсутствием предварительного согласования оплаты изготовленных и переданных льготным категориям населения протезов сверх количества, указанного в контракте не состоятельны.
Факт отсутствия предварительного согласования оплаты изготовленных сверх договорного объема протезов не может служить основанием для отказа в возмещении истцу расходов, понесенных на изготовление протезов, переданных населению на основании направлений уполномоченного государством органа.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также доказательства имеющиеся в материалах дела судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований сделаны при неправильном применении норм материального права, что в соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Так как, до передачи части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов Правительству Республики Татарстан на основании соглашения между Минздравсоцразвития России и Правительством Республики Татарстан, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2417-р полномочия по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации осуществлялось Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан именно данное учреждение является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции считает возможным взыскать стоимость изготовленных ООО "ПРИЗ", протезов на основании направлений, выданных в адрес истца в сумме 3 087 580 руб. 00 коп., в соответствии с пунктами 1.1, 3.2.1, 3.2.6, 4.1, 4.5 вышеуказанных государственных контрактов и положений ст.ст. 309-310 ГК РФ.
Наличие соглашений о сотрудничестве между ООО "ПРИЗ" и другими организациями, осуществляющими изготовление протезов, не влечет возможность взыскания стоимости изготовленных протезов по направлениям, адресованным иным организациям.
Положениями государственных контрактов не предусмотрена обязанность истца изготовить изделия по направлениям, адресованным другим организациям, поэтому обстоятельства возможной оплаты ответчиком подобным образом изготовленных изделий не имеют существенного правового значения.
Требования о солидарном взыскании задолженности с Российской Федерации и Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан не основаны на нормах права и удовлетворению не подлежат.
Положениями действующего законодательства и условиями государственных контрактов не предусмотрена возможность возложения солидарной ответственности на публично-правовое образование и уполномоченный по расходным обязательствам орган.
Уточнения исковых требований, изложенные в апелляционной жалобе, касающиеся взыскания средств только с Российской Федерации не принимаются, так как в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, замене ненадлежащего ответчика и иные правила исходя из положений ч. 3 ст. 266 АПК РФ.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2011 года подлежит отмене, а исковые требования ООО "ПРИЗ" частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2011 г. по делу N А65-8153/2011 отменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань в пользу ООО "Производство реабилитационных изделий", Республика Татарстан, г. Казань задолженность в сумме 3 087 580 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ООО "Производство реабилитационных изделий", Республика Татарстан, г. Казань, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 682 руб. 02 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И. Александров |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт отсутствия предварительного согласования оплаты изготовленных сверх договорного объема протезов не может служить основанием для отказа в возмещении истцу расходов, понесенных на изготовление протезов, переданных населению на основании направлений уполномоченного государством органа.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также доказательства имеющиеся в материалах дела судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований сделаны при неправильном применении норм материального права, что в соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Так как, до передачи части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов Правительству Республики Татарстан на основании соглашения между Минздравсоцразвития России и Правительством Республики Татарстан, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2417-р полномочия по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации осуществлялось Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан именно данное учреждение является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции считает возможным взыскать стоимость изготовленных ООО "ПРИЗ", протезов на основании направлений, выданных в адрес истца в сумме 3 087 580 руб. 00 коп., в соответствии с пунктами 1.1, 3.2.1, 3.2.6, 4.1, 4.5 вышеуказанных государственных контрактов и положений ст.ст. 309-310 ГК РФ.
...
Уточнения исковых требований, изложенные в апелляционной жалобе, касающиеся взыскания средств только с Российской Федерации не принимаются, так как в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, замене ненадлежащего ответчика и иные правила исходя из положений ч. 3 ст. 266 АПК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А65-8153/2011
Истец: ООО "Производство реабилитационных изделий", г. Казань
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство финансов РФ, г. Москва, Публично-правовое образование Российская Федерация в лице Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство труда, занятости и социального обеспечения РТ, Министерство финансов РФ, г. Москва, Фонд социального страхования Российской Федерации, г. Москва
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16123/12
19.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16123/12
07.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4631/12
23.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1289/12