г. Казань |
|
14 августа 2012 г. |
Дело N А55-19380/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Абакарова Ш.М. (доверенность от 22.05.2012 (б/н),
ответчика (администрация городского округа Самара) - Ереминой Е.А. (доверенность от 27.12.2011 N 01/04-1507),
ответчика (администрация Промышленного района городского округа Самара) - Зольниковой Т.А. (доверенность от 03.08.2012 N 40)
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Промышленного района городского округа Самара и администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2012 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2012 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-19380/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Леминг" (ИНН 6319078813, ОГРН 1036300898083) к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самара, г. Самара, закрытому акционерному обществу "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района", г. Самара, государственному казенному предприятию Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" (ИНН 6315800650, ОГРН 1036300468710), администрации городского округа Самара, г. Самара, администрации Промышленного района городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными действий, с участием в деле в качестве заинтересованных лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Леминг" (далее - ООО "Леминг", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом изменения заявленных требований) к администрации городского округа Самара, администрации Промышленного района городского округа Самара, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самара, закрытому акционерному обществу "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" (далее - ЗАО "ПЖРТ Промышленного района", государственному казенному предприятию Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" (далее - ГКП "АСАДО") о признании незаконными действий администрации городского округа Самара и администрации Промышленного района городского округа Самара, связанных с демонтажем (вывозом) 08.09.2011 торгового павильона, расположенного на земельном участке по адресу: г. Самара, Самарская область, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 137.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2012 признаны незаконными действия администрации Промышленного района городского округа Самара, выразившиеся в незаконном вывозе торгового павильона общей площадью 100 кв. м, состоящего из 5-ти отдельных торговых модулей, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, в районе дома N 137, и принадлежащих ООО "Леминг" на праве собственности на основании договора купли-продажи от 23.07.2011. Арбитражный суд Самарской области также обязал администрацию Промышленного района городского округа Самара после вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав ООО "Леминг" путем возврата указанного павильона.
В удовлетворении требований общества к администрации городского округа Самара Арбитражный суд Самарской области отказал. В части требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самара, ЗАО "ПЖРТ Промышленного района", ГКП "АСАДО" производство по делу было прекращено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрации Промышленного района городского округа Самара и администрации городского округа Самара обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами.
Администрация городского округа Самара в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Администрация Промышленного района городского округа Самара, в своей кассационной жалобе, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Леминг" отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, между Министерством имущественных отношений Самарской области и ООО "Леминг" на срок с 14.02.2011 по 13.02.2015 заключен договор от 12.07.2011 N 1885а-2011/2015 об аренде земельного участка общей площадью 101 кв. м, отнесенного к категории земель населенных пунктов, имеющего кадастровый номер 63:01:07 14 003:983, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 137, для размещения временного павильона без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Договор аренды 11.08.2011 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории утверждена распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 01.04.2010 N РД-266.
По договору купли-продажи от 23.07.2011 ООО "Леминг" приобрело у общества с ограниченной ответственностью "Элегант" торговый павильон общей площадью 100 кв. м, состоящий из 5-ти отдельных торговых модулей, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, в районе дома N 137.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 10.01.2012, принятым по жалобе руководителя ООО "Леминг" Пузина А.Ю. на постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 03.11.2011 по делу N 1300/2011 о его привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было установлено, что указанный торговый павильон смещен влево на 2,8 м относительно стены дома N 137 по ул. Стара-Загора и, таким образом, фактически имеет местонахождение, отличное от установленного договором аренды и кадастровым планом.
Тот факт, что павильон занимает территорию, несколько отличную от той, которая определена договором аренды и кадастровым планом, ООО "Леминг" при рассмотрении настоящего дела не опровергло.
На основании справки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.09.2011 N 2, из которой следует, что занятый указанным торговым павильоном земельный участок фактически имеет местоположение, отличное от установленного в договоре аренды, администрация Промышленного района городского округа Самара 08.09.2011 направила в ГКП "АСАДО" заявку на оказание услуги по вывозу бесхозных и несанкционированных объектов потребительского рынка с территории Промышленного района городского округа Самара, расположенных на земельном участке рядом с домом N 137 по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора.
На основании указанной заявки ГКП "АСАДО" 08.09.2011 вывезло указанные торговые модули именно в количестве 5-ти штук (то есть весь торговый павильон) и доставило их на место хранения, указанное в заявке: г. Самара, ул. 22 Партсъезда, д. 8.
Выше изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом недействительными при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение этим действием (бездействием) прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившегося в арбитражный суд за судебной защитой.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом в силу характера спора бремя доказывания некоторых имеющих значение для дела обстоятельств возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Данные обстоятельства перечислены в части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судами обеих инстанций правомерно не принята во внимание ссылка администрации городского округа Самара и администрации Промышленного района городского округа Самара на Регламент действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара, утвержденный постановлением администрации городского округа Самара от 19.10.2011 N 1282, поскольку данный ненормативный правовой акт в период совершения оспариваемых действий не был принят.
Также судами обеих инстанций установлено, что Целевой программой городского округа Самара "Профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности городского округа Самара" на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением главы городского округа Самара от 26.06.2009 N 603, на которую ссылается администрация Промышленного района городского округа Самара в обоснование своих действий, не определен порядок осуществления оспариваемых действий.
Кроме того, администрация городского округа Самара и администрация Промышленного района городского округа Самара не направляли обществу предписания об устранении выявленных нарушений и не уведомляли его о предстоящем демонтаже торговых модулей.
В материалы дела администрацией Промышленного района городского округа Самара не представлено доказательств, что выявленные нарушения общество не могло устранить самостоятельно.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, отнесено к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
При этом меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются административными органами в пределах их полномочий в определенных целях: пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (часть 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Процедура изъятия вещей и документов регулируется статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается, что изъятие, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченными органами не проводилось (в материалах дела отсутствует протокол изъятия (вывоза) указанных торговых модулей, составленного с участием представителя общества или понятых).
Судебная коллегия считает, что в удовлетворении требований общества к администрации городского округа Самара судами обеих инстанций отказано обоснованно, поскольку как установлено судами обеих инстанций, какие-либо действия администрации городского округа Самара связанных с демонтажем (вывозом) принадлежащего обществу торгового павильона материалами дела не подтверждено. Поскольку общество отказалось в части требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самара, ЗАО "ПЖРТ Промышленного района", ГКП "АСАДО" производство по делу правомерно прекращено.
При указанных обстоятельствах суды предыдущих инстанций, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, пришли к правомерному выводу о том, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы кассационных жалоб, повторяют аргументы, изложенные в апелляционных жалобах, и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами обеих инстанций, что в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными и не подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2012 по делу N А55-19380/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
...
Согласно пункту 4 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, отнесено к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
При этом меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются административными органами в пределах их полномочий в определенных целях: пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (часть 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Процедура изъятия вещей и документов регулируется статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается, что изъятие, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченными органами не проводилось (в материалах дела отсутствует протокол изъятия (вывоза) указанных торговых модулей, составленного с участием представителя общества или понятых)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 августа 2012 г. N Ф06-5497/12 по делу N А55-19380/2011