г. Самара |
|
27 апреля 2012 г. |
Дело N А55-19380/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 апреля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя Администрации Промышленного района городского округа Самара Волчковой А.С. (доверенность от 30.12.2011 N 15-5330),
представителей ООО "Леминг" Абакарова Ш.М. (доверенность от 10.04.2012) и Буяновской В.С. (доверенность от 07.11.2011),
представителя Администрации городского округа Самара Уваровой А.С. (доверенность от 27.12.2011 N 01/04-1494),
представители Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самара, ЗАО "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района", государственного казенного предприятия Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области", Министерства имущественных отношений Самарской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.04.2012 - 23.04.2012 в помещении суда апелляционные жалобы Администрации Промышленного района городского округа Самара и Администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2012 по делу N А55-19380/2011 (судья Щетинина М.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Леминг" (ИНН 6319078813, ОГРН 1036300898083), г.Самара, к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самара, г.Самара, закрытому акционерному обществу "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района", г.Самара, государственному казенному предприятию Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" (ИНН 6315800650, ОГРН 1036300468710), г.Самары, Администрации городского округа Самара, г.Самара, Администрации Промышленного района городского округа Самара, г.Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений Самарской области, г.Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Леминг" (далее - ООО "Леминг", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом изменения заявленных требований) к Администрации городского округа Самара, Администрации Промышленного района городского округа Самара, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самара, ЗАО "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района", государственному казенному предприятию Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" (далее - ГКП "АСАДО") о признании незаконными действий Администрации городского округа Самара и Администрации Промышленного района городского округа Самара, связанных с демонтажем (вывозом) 08.09.2011 торгового павильона, расположенного на земельном участке по адресу: г. Самара, Самарская область, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 137.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области).
Решением от 30.01.2012 по делу N А55-19380/2011 Арбитражный суд Самарской области признал незаконными действия Администрации Промышленного района городского округа Самара, выразившиеся в незаконном вывозе торгового павильона общей площадью 100 кв.м, состоящего из 5-ти отдельных торговых модулей, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, в районе дома N 137, и принадлежащих ООО "Леминг" на праве собственности на основании договора купли- продажи от 23.07.2011. Арбитражный суд Самарской области также обязал Администрацию Промышленного района городского округа Самара после вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав ООО "Леминг" путем возврата указанного павильона.
В удовлетворении требований общества к Администрации городского округа Самара Арбитражный суд Самарской области отказал. В части требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самара, ЗАО "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района", ГКП "АСАДО" производство по делу было прекращено.
В апелляционных жалобах Администрация городского округа Самара и Администрация Промышленного района городского округа Самара просили отменить указанное судебное решение и отказать ООО "Леминг" в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей жалоб, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самара, ЗАО "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района", ГКП "АСАДО", Министерства имущественных отношений Самарской области и Управления Росреестра по Самарской области, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании 16.04.2012 был объявлен перерыв до 23.04.2012; после перерыва судебное заседание продолжено.
ООО "Леминг" представило отзыв, в котором просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Администрации городского округа Самара и Администрации Промышленного района городского округа Самара поддержали апелляционные жалобы по указанным в них основаниям.
Представители общества апелляционные жалобы отклонили по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, отзыве, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения.
Как видно из материалов дела, между Министерством имущественных отношений Самарской области и ООО "Леминг" на срок с 14.02.2011 по 13.02.2015 заключен договор от 12.07.2011 N 1885а-2011/2015 об аренде земельного участка общей площадью 101 кв.м, отнесенного к категории земель населенных пунктов, имеющего кадастровый номер 63:01:07 14 003:983, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 137, для размещения временного павильона без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Договор аренды 11.08.2011 зарегистрирован в Управлении Росреестра по Самарской области.
Схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории утверждена распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 01.04.2010 N РД-266.
По договору купли-продажи от 23.07.2011 ООО "Леминг" приобрело у ООО "Элегант" торговый павильон общей площадью 100 кв.м, состоящий из 5-ти отдельных торговых модулей, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, в районе дома 137.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 10.01.2012, принятым по жалобе руководителя ООО "Леминг" Пузина А.Ю. на постановление Управления Росреестра по Самарской области от 03.11.2011 по делу N 1300/2011 о его привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было установлено, что указанный торговый павильон смещен влево на 2,8 м относительно стены дома N 137 по ул. Стара-Загора и, таким образом, фактически имеет местонахождение, отличное от установленного договором аренды и кадастровым планом.
Тот факт, что павильон занимает территорию, несколько отличную от той, которая определена договором аренды и кадастровым планом, ООО "Леминг" при рассмотрении настоящего дела не опровергло.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии со стороны общества нарушений при размещении указанного торгового павильона не соответствует материалам дела.
08.09.2011 Администрация Промышленного района городского округа Самара направила в ГКП "АСАДО" заявку на оказание услуги по вывозу бесхозных и несанкционированных объектов потребительского рынка с территории Промышленного района городского округа Самара, расположенных на земельном участке рядом с домом по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, д.137.
В обоснование правомерности этой заявки Администрация Промышленного района городского округа Самара сослалась на справку Управления Росреестра по Самарской области от 02.09.2011 N 2, из которой следует, что занятый указанным торговым павильоном земельный участок фактически имеет местоположение, отличное от установленного в договоре аренды.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что на основании этой заявки ГКП "АСАДО" 08.09.2011 вывезло указанные торговые модули именно в количестве 5-ти штук (то есть весь торговый павильон) и доставило их на место хранения, указанное в заявке: г. Самара, ул. 22 Партсъезда,8.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения этих действий, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий публичные полномочия.
В обоснование своих действий Администрация Промышленного района городского округа Самара сослалась на Целевую программу городского округа Самара "Профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности городского округа Самара" на 2010 - 2012 годы", утвержденную Постановлением Главы городского округа Самара от 26.06.2009 N 603, в соответствии с которой администрации городского округа Самара в целях профилактики административных правонарушений в области потребительского рынка и услуг вправе проводить обследования объектов потребительского рынка на предмет наличия незаконно установленных объектов, выявлять, вывозить и хранить самовольно установленные нестационарные объекты.
Однако данной Целевой программой не определен порядок осуществления указанных действий.
Ссылка Администрации городского округа Самара и Администрации Промышленного района городского округа Самара на Регламент действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара, утвержденный Постановлением Администрации городского округа Самара от 19.10.2011 N 1282, не может быть принята во внимание, поскольку этот Регламент был принят уже после совершения оспариваемых по настоящему делу действий.
Кроме того, данным Регламентом предусмотрено составление акта о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка (пункт 2.4), направление владельцу объекта предложения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.6), публикация в средствах массовой информации (при невозможности установить лицо, самовольно установившее объект) обращения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.7) и т.д.
Между тем в рассматриваемом случае Администрация Промышленного района городского округа Самара подобные действия не осуществляла.
Как следует из материалов дела, Администрация городского округа Самара и Администрация Промышленного района городского округа Самара не направляли обществу предписания об устранении выявленных нарушений и не уведомляли его о предстоящем демонтаже указанных торговых модулей. Причем Администрацией Промышленного района городского округа Самара не опровергнут довод общества о том, что выявленные нарушения оно могло устранить самостоятельно.
В порядке, предусмотренном статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанные торговые модули уполномоченными должностными лицами не изымались.
В материалах рассматриваемого дела также не имеется протокола изъятия (вывоза) указанных торговых модулей, составленного с участием представителя общества или понятых.
Таким образом, Администрация Промышленного района городского округа Самара не доказала соответствие своих действий законам или иным нормативным правовым актам.
По этим основаниям суд первой инстанции в соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно признал действия Администрации Промышленного района городского округа Самара, выразившиеся в вывозе торгового павильона, состоящего из 5-ти отдельных торговых модулей, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, в районе дома N 137, незаконными и нарушающими права собственника (ООО "Леминг") в сфере экономической деятельности. Арбитражный суд Самарской области, руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также правомерно обязал Администрацию Промышленного района городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав ООО "Леминг" путем возврата указанного павильона.
В удовлетворении требований к Администрации городского округа Самара Арбитражный суд Самарской области суд первой инстанции обоснованно отказал, поскольку материалами дела не подтверждается совершение ею каких-либо действий, связанных с демонтажем (вывозом) принадлежащего обществу торгового павильона.
В отношении исковых требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самара, ЗАО "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района", государственному казенному предприятию Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно прекратил производство по делу в связи с отказом общества от требований к этим лицам.
Таким образом, обжалуемое судебное решение не подлежит отмене.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 января 2012 года по делу N А55-19380/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
...
В порядке, предусмотренном статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанные торговые модули уполномоченными должностными лицами не изымались.
В материалах рассматриваемого дела также не имеется протокола изъятия (вывоза) указанных торговых модулей, составленного с участием представителя общества или понятых.
Таким образом, Администрация Промышленного района городского округа Самара не доказала соответствие своих действий законам или иным нормативным правовым актам.
По этим основаниям суд первой инстанции в соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно признал действия Администрации Промышленного района городского округа Самара, выразившиеся в вывозе торгового павильона, состоящего из 5-ти отдельных торговых модулей, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, в районе дома N 137, незаконными и нарушающими права собственника (ООО "Леминг") в сфере экономической деятельности. Арбитражный суд Самарской области, руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также правомерно обязал Администрацию Промышленного района городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав ООО "Леминг" путем возврата указанного павильона."
Номер дела в первой инстанции: А55-19380/2011
Истец: ООО "Леминг"
Ответчик: -, Администрация городского округа Самары, Администрация Промышленного района г. Самары, ГКП "АСАДО", ЗАО ПЖРТ Промышленного района, Управление Внутренних Дел по г. о. Самара
Третье лицо: Администрация Промышленного района городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области