г. Казань |
|
16 августа 2012 г. |
Дело N А72-9726/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А. А.,
судей Хайруллиной Ф. В., Альмашевой Г.Д.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Ремстройуниверсал" - Сашкова В. М., директор, паспорт, Павлова К. А., доверенность от 01.11.2011,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - Матвеева А. К., доверенность от 11.01.2012 N 20,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области - Кнышевой Ю. В., доверенность от 01.03.2012 N 24,
Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области - Алексеенко Н. А., доверенность от 10.01.2012 N 2, Матвейкиной Е. В., доверенность от 28.01.2012 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2012 (председательствующий Кузнецов В. В., судьи Засыпкина Т. С., Холодная С. Т.)
по делу N А72-9726/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремстройуниверсал", г. Ульяновск (ИНН 7325058736, ОГРН 1067325000346) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным и отмене отказа, обязании совершить определенные действия, с участием третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск, Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремстройуниверсал" (далее - заявитель, общество, ООО "Ремстройуниверсал") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - ответчик, Управление) от 22.08.2011 в государственной регистрации договора аренды лесного участка площадью 0,75 га, расположенного по адресу: Ульяновская область, МО "Старомайнский район", Старомайнское лесничество, Старомайнское участковое лесничество, квартал 33, выдел 2 и о возложении на ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию договора от 27.07.2011 N 490 аренды лесного участка площадью 0,75 га, расположенного по адресу: Ульяновская область, МО "Старомайнский район", Старомайнское лесничество, Старомайнское участковое лесничество, квартал 33, выдел 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск, Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г. Ульяновск (далее Министерство).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2012, решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 02.08.2012 до 09.08.2012. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению, постановление апелляционного суда отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции исходя из следующих обстоятельств.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27.12.2010 Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области был проведен аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
По результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности ООО "Ремстройуниверсал" признан победителем по лоту N 1, выиграл право аренды лесного участка площадью 0,75 га., условный номер регистрации в государственном лесном реестре 810-2010-10, расположенного: Ульяновская область, МО "Старомайнский район", Старомайнское лесничество, Старомайнское участковое лесничество, квартал 33, выдел 2.
На основании протокола от 26.01.2011 N 1 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, ООО "Ремстройуниверсал" и Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области заключили договор от 27.12.2010 N 490 аренды участка лесного фонда общей площадью 0,75 га., являющегося частью участка лесного фонда площадью 44 406 га., право государственной собственности на который зарегистрировано 09.01.2004 (свидетельство о государственной регистрации серии 73-АТ N 096664), для использования в целях осуществления рекреационной деятельности сроком до 27.01.2060.
23 марта 2011 года ООО "Ремстройуниверсал" обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о государственной регистрации вышеуказанного договора аренды в установленном законом порядке.
Уведомлением от 08.04.2011 N 07/018/2011-226 Управление приостановило государственную регистрацию договора аренды, указав на отсутствие записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный лесной участок. В уведомлении о приостановлении государственной регистрации заявителю было рекомендовано зарегистрировать право собственности на лесной участок, переданный по договору аренды за Российской Федерацией.
Уведомлением от 22.08.2011 N 07/018/2011-226 Управление сообщило об отказе в государственной регистрации договора аренды со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) и непредставление Обществом документов, необходимых в соответствии с названным законом для государственной регистрации права.
В тексте отказа указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) по состоянию на 22.08.2011 отсутствует запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на арендуемый лесной участок.
Общество, считая, что представленный на государственную регистрацию договор аренды от 27.07.2011 N 490 соответствует требованиям лесного и гражданского законодательства, в связи с чем отказ Управления является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал в решении, что результаты аукциона в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными или незаконными. Предмет договора и арендуемый участок полностью соответствуют предмету аукциона. В приложениях к договору имеются схема расположения и границы лесного участка, план лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цели использования, то есть лесной участок, как предмет договора полностью индивидуализирован.
Суд сослался в обоснование своих выводов на статью 72 Лесного кодекса Российской Федерации согласно которой по договору аренды лесного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, а также на статью 4.1 (в ред. от 29.12.2010 и от 12.12.2011) Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ) согласно которой до 01 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд на основании выписки из кадастрового плана, кадастрового плана, свидетельства о государственной регистрации права собственности установил, что предоставленный обществу участок лесного фонда для целей рекреационной деятельности, площадью 0,75 га. является частью земельного участка площадью 44 406 га. государственный кадастровый учет которого был произведен, этому участку был присвоен условный кадастровый номер 73:01:00:334/2003:383 и кадастровый номер 73:16:0:36, право собственности на этот земельный участок лесного фонда было зарегистрировано за Российской Федерацией.
Апелляционный суд указал, что норма статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ не применима в данном деле, поскольку государственный кадастровый учет лесного участка был проведен, собственность была разграничена, право собственности на этот земельный участок зарегистрировано, а участок лесного фонда предоставляется заявителю для рекреационных целей.
Суд, ссылаясь на абзац 11 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ указал на наличие противоречий между заявленным на регистрацию правом и уже зарегистрированным правом собственности Российской Федерации, полагая, что участок лесного фонда площадью 0,75 га., не был в установленном порядке выделен из состоящего на государственном кадастровом учете земельного участка лесного фонда площадью 44 406 га. с кадастровым номером 73:16:0:36, не сформирован в качестве самостоятельного объекта права, изменения в кадастровый учет земельного участка лесного фонда площадью 44 406 га. с кадастровым номером 73:16:0:36 не были внесены.
Исходя из вышеуказанного, апелляционный суд пришел к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований и возложения на регистрирующий орган обязанности провести государственную регистрацию.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Согласно абзацу 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В ходе государственной регистрации прав на недвижимое имущество регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных документов и проверяет законность сделки.
Согласно статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии со статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Понятие лесного участка дано в статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Как предусмотрено статьей 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, зарегистрированное до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, признается правом собственности Российской Федерации на лесной участок в составе земель лесного фонда. Внесение в ЕГРП записей о праве собственности Российской Федерации на лесные участки осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц и документов, ранее представленных для государственной регистрации этого права и помещенных в дела правоустанавливающих документов. Государственная регистрация договоров аренды лесных участков, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года, осуществляется без предоставления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
В соответствии с информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.
Проанализировав условия договора аренды от 27.07.2011 N 490, в совокупности с документами, представленными на государственную регистрацию договора аренды, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявителем представлены все необходимые документы, требующиеся для регистрации договора аренды, указанный договор по содержанию соответствует требованиям лесного и гражданского законодательства с учетом положений Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, регулирующих порядок оформления арендных отношений по поводу лесных участков в переходный период.
Суд указал, лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 27.07.2011 N 490, определен в указанном договоре. К договору приложена схема расположения и границы лесного участка, план лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования, то есть лесной участок, как предмет договора полностью индивидуализирован.
Предмет договора и арендуемый участок полностью соответствуют предмету аукциона. Результаты аукциона в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными или незаконными. Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, часть которого предоставлялась в аренду по договору от 27.07.2011 N 490, зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается, кроме вышеуказанных документов, письмами Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области от 28.04.2011 N 2912, от 14.12.2011 N 8755 (т.1 л.д.65-66, 127-129).
Частью 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Судами установлено, что на момент заключения договора от 27.07.2011 N 490 осуществлен кадастровый учет земельного участка лесного фонда площадью 44 406 га. с кадастровым номером 73:16:0:36, в состав которого входит и арендуемый лесной участок.
Выводы апелляционного суда о том, что не подлежала передаче в аренду часть земельного участка лесного фонда без его выделения из состоящего на государственном кадастровом учете земельного участка лесного фонда площадью 44 406 га. с кадастровым номером 73:16:0:36, не сформированного в качестве самостоятельного объекта права, суд кассационной инстанции признает несостоятельными как не основанные на нормах материального права.
Судебная коллегия считает, что судом необоснованно не принят во внимание пункт 3 части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, согласно которым объектами земельных отношений являются, в том числе, и части земельных участков, которые могут быть сданы в аренду. При этом к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Кроме того, согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Вывод апелляционного суда о наличии противоречий между заявленным на регистрацию правом и уже зарегистрированным правом собственности Российской Федерации и его ссылку в связи с этим на абзац 11 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ судебная коллегия признает несостоятельным, противоречащим материалам дела, поскольку на нарушение указанной правовой нормы как на основание отказа в государственной регистрации регистрирующий орган не ссылался.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал оспариваемый отказ Управления незаконным, не соответствующим положениям гражданского и лесного законодательства, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, и удовлетворил заявленные требования.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция приходит к выводу о наличии установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого постановления, с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 27.12.2011.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2012 по делу N А72-9726/2011 отменить, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2011 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А. А. Хайбулов |
Судьи |
Ф. В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная коллегия считает, что судом необоснованно не принят во внимание пункт 3 части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, согласно которым объектами земельных отношений являются, в том числе, и части земельных участков, которые могут быть сданы в аренду. При этом к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Кроме того, согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Вывод апелляционного суда о наличии противоречий между заявленным на регистрацию правом и уже зарегистрированным правом собственности Российской Федерации и его ссылку в связи с этим на абзац 11 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ судебная коллегия признает несостоятельным, противоречащим материалам дела, поскольку на нарушение указанной правовой нормы как на основание отказа в государственной регистрации регистрирующий орган не ссылался.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал оспариваемый отказ Управления незаконным, не соответствующим положениям гражданского и лесного законодательства, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, и удовлетворил заявленные требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 августа 2012 г. N Ф06-6069/12 по делу N А72-9726/2011