г. Казань |
|
16 августа 2012 г. |
Дело N А57-17938/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Филимонова С.А.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчиков - извещены, не явились,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2012 (судья Павлова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Никитин А.Ю., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-17938/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Резант-Сервис" (ИНН 6451400210, ОГРН 1026402494502) к администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 10364050000280), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в размере 450 735,19 руб.,
третьи лица: муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Заводскому району города Саратова" (ИНН 6451121665, ОГРН 1026402496340), администрация Заводского района города Саратова (ИНН 6451707770, ОГРН 1046405419301),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Резант-Сервис" (далее - ООО "Резант-Сервис", истец) с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в размере 450 735,19 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2012 исковые требования удовлетворены. С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) в пользу ООО "Резант-Сервис" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" взыскана задолженность в порядке субсидиарной ответственности в размере 450 735,19 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 решение суда первой инстанции от 20.02.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Комитет по финансам обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявления истцу отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
По мнению подателя жалобы, главным распорядителем денежных средств для муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Заводскому району города Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Заводскому району г.Саратова") является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" и администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2008 по делу N А57-18909/2008 с МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" в пользу ООО "Резант-Сервис" взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 04.01.2008 по 01.09.2008 в размере 450 735,19 руб. Решение вступило в законную силу 29.12.2008.
На основании указанного судебного акта выдан исполнительный лист от 15.01.2009 N С 180001.
Возбужденное службой судебных приставов-исполнителей исполнительное производство по исполнительному листу от 15.01.2009 N С 180001 окончено 27.03.2009 в связи с невозможностью взыскания, исполнительный лист возвращен взыскателю без исполнения. В связи с утратой исполнительного листа от 15.01.2009 N С 180001, определением Арбитражного суда Саратовской области от 04.04.2011 по делу N А57-18909/2008 был выдан дубликат исполнительного листа.
Заявлением от 08.06.2011 N 11-44 истец предъявил исполнительный лист от 27.05.2011 серии АС N 001915904 (дубликат) для исполнения в Комитет по финансам.
Письмом Комитета по финансам от 20.06.2011 N 03-02/906 исполнительный лист от 27.05.2011 серии АС N 001915904 (дубликат) возвращен взыскателю без исполнения в связи с тем, что МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" не является получателем средств бюджета города, лицевой счет данному учреждению в Комитете по финансам не открыт.
Истец на основании статей 120 и 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратился с требованием о взыскании задолженности с собственника имущества учреждения в порядке субсидиарной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались статьями 120, 399 ГК РФ, пунктами 4, 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21) и исходили из следующего.
МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" - должник по исполнительному листу является специализированной организацией, созданной для выполнения функций заказчика по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием, и его имущество является собственностью города Саратова.
Согласно Положению о Комитете по финансам, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 (в редакции от 29.04.2009) (далее - Положение), Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями Городской Думы. К его функциям относится открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств, получение от главных распорядителей и получателей бюджетных средств отчетов по формам, установленным уполномоченными органами, об использовании средств бюджета города и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием указанных средств, осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей бюджетных средств, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета города, осуществление функций главного администратора доходов бюджета города, представление в суде интересов казны города от имени муниципального образования "Город Саратов".
Согласно пунктам 3.44, 4.1 Положения Комитет по финансам исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов, осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что разрешая такие споры, судам необходимо иметь ввиду, что на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" если государственный (муниципальный) орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Согласно Положению о Комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам осуществляет функции главного распорядителя и выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
При указанных обстоятельствах арбитражные суды правомерно удовлетворили требования истца, признав Комитет по финансам главным распорядителем бюджетных денежных средств.
Кроме того, в обоснование своей позиции суд сослался на решение Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", которое отменено решением Саратовской городской Думы от 23.10.2009 N 44-535.
Между тем ссылка арбитражного суда на вышеназванный муниципальный правовой акт не привела к принятию незаконного решения, и, следовательно, не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Довод Комитета по финансам о том, что главным распорядителем бюджетных средств в отношении расходов, осуществляемых МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова", является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова, правомерно не принят судом апелляционной инстанции, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права в силу следующего.
В соответствии с положением о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202, комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Саратова (пункт 1), осуществляет полномочия распорядителя и получателя бюджетных средств в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 3.20).
Таким образом, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова не является главным распорядителем бюджетных денежных средств, составляющих казну муниципального образования.
Также указанный довод не может быть принят коллегией во внимание, поскольку взыскание произведено за счет казны муниципального образования, состоящей из его бюджета и иного имущества, и данный довод фактически касается механизма выплаты денежных средств.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 по делу N А57-17938/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Согласно Положению о Комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам осуществляет функции главного распорядителя и выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
При указанных обстоятельствах арбитражные суды правомерно удовлетворили требования истца, признав Комитет по финансам главным распорядителем бюджетных денежных средств.
Кроме того, в обоснование своей позиции суд сослался на решение Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", которое отменено решением Саратовской городской Думы от 23.10.2009 N 44-535.
...
В соответствии с положением о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202, комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Саратова (пункт 1), осуществляет полномочия распорядителя и получателя бюджетных средств в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 3.20)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 августа 2012 г. N Ф06-5641/12 по делу N А57-17938/2011
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-240/13
16.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5641/12
19.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2949/12
20.02.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-17938/11