г. Казань |
|
15 августа 2012 г. |
Дело N А12-13992/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Альмашевой Г.Д., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс" - Белой Ю.И., доверенность от 10.01.2012 б/н,
ответчика - администрации Волгограда - Кузнецовой И.В., доверенность от 17.05.2012 N 05-ИД/93,
прокуратуры Волгоградской области - Бабичева И.С., удостоверение от 16.07.2012 N 140236,
в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Заместителя прокурора Волгоградской области и администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2012 (судья Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Акимова М.А., Жевак И.И.)
по делу N А12-13992/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс", г. Волгоград (ОГРН 1053460014816, ИНН 344401001), к администрации Волгограда, г. Волгоград, (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) о признании недействительным ненормативного правового акта, с участием заинтересованных лиц: комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679), комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045) муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 111 Центрального района Волгограда, г. Волгоград, (ОГРН 1043400311118, ИНН 3444112350) департамента муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200), муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Центрального района Волгограда", г. Волгоград (ОГРН 1023403439146, ИНН 3444061339),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс" (далее - ООО "Сказка-Плюс", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Волгограда о признании недействительным постановления главы Волгограда от 06.04.2010 N 743 "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный номер 4-78-5) для строительства объекта общества с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.05.2011 заявление ООО "Сказка-Плюс" было удовлетворено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 решение суда первой инстанции от 12.05.2011 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.11.2011 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.05.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012, требования общества удовлетворены. Суд признал недействительным постановление главы Волгограда от 06.04.2010 N 743 "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный номер 4-78-5) для строительства объекта ООО "Сказка-Плюс" как не соответствующее статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с вынесенными судебными актами, заместитель прокурора Волгоградской области и администрация Волгограда обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят названные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель истца в судебном заседании просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Представители ответчика и прокуратуры поддержали доводы кассационных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв с 10 часов 40 минут 02.08.2012 до 13 часов 50 минут 09.08.2012, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 05.09.2005 постановлением администрации Волгограда N 1554 ООО "Сказка-Плюс" предварительно согласовано место размещения административного здания на земельном участке (учетный номер 4-78-5) площадью 6271 кв. м, расположенном по ул. Краснознаменской в Центральном районе Волгограда.
26.04.2006 постановлением администрации Волгограда N 951 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 05.09.2005 N 1554 "О предварительном согласовании места размещения административного здания ООО "Сказка-Плюс" внесены изменения в части установления площади земельного участка, которая составила 6 149 кв. м.
18.04.2007 постановлением администрации Волгограда N 1042 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 05.09.2005 N 1554 "О предварительном согласовании места размещения здания ООО "Сказка-плюс" слова "административного здания" заменены словами "административно-торгового здания".
Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 34:34:04: 00 34:0041.
17.08.2007 администрацией Волгограда принято постановление N 1946 "Об отмене постановлений администрации Волгограда, главы Волгограда", в соответствии с которым отменены постановления администрации Волгограда от 05.09.2005 N 1554 "О предварительном согласовании места размещения административного здания ООО "Сказка-Плюс", от 26.04.2006 N 951 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 05.09.2005 N 1554 "О предварительном согласовании места размещения административного здания ООО "Сказка-плюс", от 18.04.2007 N 1042 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 05.09.2005 N 1554 "О предварительном согласовании места размещения здания ООО "Сказка-Плюс".
Вступившим в законную силу решением от 20.12.2007, принятым по делу N А12-17428/07, Арбитражный суд Волгоградской области признал недействительным и не соответствующим статьям 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункту 15 статьи 36 Устава города-героя Волгограда постановление администрации Волгограда от 17.08.2007 N 1946 "Об отмене постановлений администрации Волгограда, главы Волгограда".
При этом суд обязал администрацию Волгограда принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 6 149 кв. м, расположенного по адресу: ул. Краснознаменская в Центральном районе Волгограда, кадастровый номер 3434:04 00 34:0041, для строительства административно-торгового здания со сроком строительства три года.
На основании исполнительного листа от 04.02.2008 N 007244, выданного по настоящему делу, межрайонным отделом по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области 03.04.2008 в отношении должника - администрации Волгограда и в интересах взыскателя ООО "Сказка-Плюс" возбуждено исполнительное производство N 451041102/4/2008.
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта глава Волгограда 06.04.2010 принял постановление N 743 "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный номер 4-78-5) для строительства объекта ООО "Сказка-Плюс", которым отказано в предоставлении в аренду на три года земельного участка (учетный номер 4-78-5, кадастровый номер 34:34:04: 00 34:0041) площадью 6 149 кв. м. для строительства капитального объекта - административно-торгового здания по ул. Краснознаменской, д. 10Б в Центральном районе.
Основанием для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого обществом земельного участка послужило его резервирование для муниципальных нужд (постановление главы Волгограда от 02.03.2010 N 447 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд площадью 6 169 кв. м (учетный номер 4-78-9) сроком на семь лет для размещения сквера районного значения по ул. Краснознаменской (территория Сурского сквера) в Центральном районе Волгограда"; постановление главы Волгограда от 02.03.2010 N 448 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд площадью 1 088 кв. м (учетный номер 4-78-8) для размещения игровой и прогулочной площадки муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 111 Центрального района Волгограда" по ул. Краснознаменской (территория Сурского сквера) в Центральном районе Волгограда").
Не согласившись с принятым постановлением главы Волгограда N 743 и, полагая, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Сказка-Плюс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 198 АПК РФ, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришли к выводу о том, что отказ в предоставлении ООО "Сказка-Плюс" земельного участка не соответствует положениям земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков либо резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Принимая решение от 20.12.2007 по делу N А12-17428/07 о признании недействительным и не соответствующим статьям 30, 31, 32 ЗК РФ, пункту 15 статьи 36 Устава города-героя Волгограда постановление администрации Волгограда от 17.08.2007 N 1946 "Об отмене постановлений администрации Волгограда, главы Волгограда" и обязании администрации Волгограда принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 6 149 кв. м, расположенного по адресу: улица Краснознаменская в Центральном районе Волгограда, кадастровый номер 3434:04 00 34:0041, для строительства административно-торгового здания со сроком строительства три года, арбитражный суд Волгоградской области исходил из того, что отмененные постановлением администрации Волгограда от 17.08.2007 N 1946 ранее изданные в отношении спорного земельного участка постановления были приняты в соответствии с нормами действующего законодательства о земле.
В нарушение статьи 32 ЗК РФ администрацией Волгограда не принято в двухнедельный срок решение о предоставлении земельного участка для строительства объекта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для принятия решения о представлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 1 статьи 32 ЗК РФ решение о согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета.
Кроме того, законность предоставления земельного участка заявителю и возможность строительства на нем являлась предметом исследования в рамках вступивших в законную силу судебных актов по делам N А12-17428/07 и N А12-119192/2010, а также выделения обществу земельного участка при проведении процедур, установленных земельным и градостроительным законодательством.
При этом доказательств невозможности предоставления земельного участка и строительства на нем на момент вынесения соответствующих постановлений, а также нарушения при этом требований действующего законодательства, администрация и ведомственные комитеты не представили.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с оформлением юридическими лицами по их желанию прав аренды земельных участков или с приобретением их в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использовании его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд ЗК РФ предусматривает, в том числе следующие ограничения права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков:
1) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 40 и ч. 1 ст. 56.1 ЗК РФ);
2) отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 28 ЗК РФ).
Собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на зарезервированных земельных участках, вправе оформить такие участки на праве аренды на срок, не превышающий срока резервирования, как это предусмотрено пунктом 3.1 статьи 22 ЗК РФ, абзацем 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ) "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В рассматриваемом случае постановления главы Волгограда от 02.03.2010 г. N 447 и N 448 о резервировании земельных участков для муниципальных нужд приняты администрацией без учета вступившего в законную силу решения арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-17428/07-С6, а также того, что обществу в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 16.10.2006 на праве собственности принадлежит незавершенное строительством строение кафе с пристройками, расположенное на предоставленном в аренду земельном участке кадастровый номер 34:34:04:0034:0024.
Принятие главой Волгограда постановления от 02.03.2010 N 447 "О резервировании земельного участка (учетный номер 4-78-9) для муниципальных нужд" и постановления от 02.03.2010 N 448 "О резервировании земельного участка (учетный номер 4-78-8) для муниципальных нужд" после вступления в законную силу решения арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-17428/07-С6 не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка на основании указанного судебного акта, являющегося обязательным для администрации Волгограда в силу статьи 16 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителей жалоб об обратном направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судами обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить принятые судебные акты без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 по делу N А12-13992/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд ЗК РФ предусматривает, в том числе следующие ограничения права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков:
1) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 40 и ч. 1 ст. 56.1 ЗК РФ);
2) отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 28 ЗК РФ).
Собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на зарезервированных земельных участках, вправе оформить такие участки на праве аренды на срок, не превышающий срока резервирования, как это предусмотрено пунктом 3.1 статьи 22 ЗК РФ, абзацем 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ) "О приватизации государственного и муниципального имущества"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 августа 2012 г. N Ф06-6062/12 по делу N А12-13992/2010
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15771/12
19.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15771/12
15.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6062/12
28.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2642/12
07.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9118/11
11.08.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4672/11