г. Казань |
|
23 августа 2012 г. |
Дело N А65-27618/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мухаметшина Р.Р., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Магизова Р.Р., доверенность от 22.03.2012,
ответчика - Нуруллиной Л.А., ведущего специалиста-эксперта, доверенность от 30.03.2012 N 2.4-0-20/009185,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Камская государственная инженерно-экономическая академия"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.02.2012 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Филиппова Е.Г., Попова Е.Г.)
по делу N А65-27618/2011
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Камская государственная инженерно-экономическая академия", г. Набережные Челны Республики Татарстан, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 05.08.2011 N 127 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога в сумме 1 540 853 руб., начисления пени в сумме 212 125 руб. за несвоевременную уплату налога,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Камская государственная инженерно-экономическая академия", г. Набережные Челны (далее - Учреждение, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) от 5.08.2011 N 127 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога в сумме 1 540 853 руб., начисления пени в сумме 212 125 руб. за несвоевременную уплату налога.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан суда от 14.12.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.02.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Учреждение, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Налоговый орган, в представленном в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу и представители в судебном заседании просили решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считают их законными и обоснованными
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки, представленной заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, составлен акт от 04.07.2011 N 1150, и с учетом представленных налогоплательщиком возражений вынесено решение от 05.08.2011 N 127 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации(далее - НК РФ) отказано.
Указанным решением налогоплательщику доначислена недоимка по земельному налогу за 2009 год в размере 1 540 853 руб., и пени в размере 212 125 руб.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Управление решением от 23.09.2011 N 603 апелляционную жалобу оставило без удовлетворения, а решения налогового органа без изменения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных учреждением требований в обжалуемой части.
Судами установлено и следует из материалов дела, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:52:010205:20 общей площадью 82777 +/-100,7 кв.м.
Кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составила 414 949 512,22 руб. Разрешенное использование - под учебно-бытовой комплекс зданий.
Из материалов дела следует, что заявителем представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2009 год.
Согласно указанной декларации в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:010205:20 площадью 62285 кв.м. применена налоговая ставка в размере 1,5 % (прочие земельные участки), в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:010205:20 площадью 20492 кв.м. применена налоговая ставка в размере 0,15 % (земельные участки занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры).
Статьей 387 Кодекса предусмотрено установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований налоговых льгот, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 394 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Налоговые ставки не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 процента.
На основании указанных норм, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу, что одним из принципов земельного законодательства, в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Как судами установлено и следует из материалов дела, что земельный участок 16:52:010205:20, принадлежащий заявителю относится к землям населенных пунктов, с разрешенным видом его использования - под учебно-бытовой комплекс зданий.
Данный вид разрешенного использования соответствует зонированию территории и фактическому ее использованию. Жилые здания занимают лишь незначительную часть земельного участка и не определяют его основной вид использования. Разделение или выделение земельных участков правообладателем не осуществлялось.
Статьей 394 НК РФ предусмотрено, налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются в отношении земельного участка.
В силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Судами правомерно указано, что установленная налоговая ставка может применяться в отношении конкретного участка в целом.
Земельным законодательством не предусмотрено применение различных ставок к частям земельного участка.
Из материалов дела следует, что заявителем на часть площади земельного участка с кадастровым номером 16:52:010205:20 применена налоговая ставка в размере 0,15 % от кадастровой стоимости, на остальную часть того же земельного участка с кадастровым номером 16:52:010205:20 применена налоговая ставка в размере 1,5 %.
Вместе с тем, на территории муниципального образования город Набережные Челны установлены соответствующие налоговые ставки земельного налога решением Городского совета муниципального образования город Набережные Челны от 19.11.2008 N 35/6 "О земельном налоге", согласно которым в отношении прочих земельных участков установлена ставка налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
При указанных обстоятельствах для исчисления налога на данный земельный участок за 2009 год необходимо применить налоговую ставку в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Доводы заявителя о необходимости применении ставки 0,15% (земельные участки занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры), были исследованы судами и правомерно отклонены, что нашло свое отражение в судебных актах.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи, с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены судебных актов в обжалуемой части.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 по делу N А65-27618/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
По мнению налогоплательщика, он обоснованно применил различные ставки земельного налога к двум частям принадлежащего ему земельного участка, поскольку одна из частей этого участка занята жилищным фондом и, соответственно, должна облагаться по пониженной налоговой ставке.
По мнению налогового органа, применение к разным частям одного и того же земельного участка различных ставок земельного налога является неправомерным.
Суд считает, что правомерной является позиция налогового органа.
При рассмотрении дела было установлено, что в отношении земельного участка по площади 62285 кв.м. применена налоговая ставка в размере 1,5 % (прочие земельные участки), в отношении этого же земельного участка по площади 20492 кв.м. применена налоговая ставка в размере 0,15 % (земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры). Участок относится к землям населенных пунктов, с разрешенным видом его использования - под учебно-бытовой комплекс зданий. Данный вид разрешенного использования соответствует зонированию территории и фактическому ее использованию. Жилые здания занимают лишь незначительную часть земельного участка и не определяют его основной вид использования. Разделение или выделение земельных участков правообладателем не осуществлялось.
Суд указал, что установленная налоговая ставка может применяться в отношении конкретного участка в целом. Земельным законодательством не предусмотрено применение различных ставок к частям земельного участка. При указанных обстоятельствах для исчисления налога на данный земельный участок необходимо применить налоговую ставку в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
На основании изложенного суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогоплательщика.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 августа 2012 г. N Ф06-6940/12 по делу N А65-27618/2011