г. Казань
16 августа 2012 г.
Дело N А65-22242/2011
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Гильмановой Э.Г., Петрова А.Л.,
при участии:
заявителя - Михеева В.В., председатель, паспорт,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Березка" при решении вопроса о принятии кассационной жалобы к производству
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2011 (судья Воробьев Р.М.) постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А65-22242/2011
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Березка" (ИНН 1620003726, ОГРН 102160672011) к отделу надзорной деятельности по Зеленодольскому муниципальному району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Татарстан, г. Зеленодольск, об оспаривании постановления от 01.09.2011 N 0326-2011-0698 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество "Березка" (далее - СНТ "Березка", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления отдела надзорной деятельности по Зеленодольскому муниципальному району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Татарстан (далее - Зеленодольский отдел госпожнадзора, административный орган, ответчик) от 01.09.2011 N 0326-2011-0698 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, СНТ "Березка" обратилось в с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2011 и постановление Арбитражного суда апелляционной инстанции от 24.01.2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве административный орган, полагая вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако ответчик явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие сторон.
В судебном заседании 14.08.2012 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 15 часов 45 минут 16.08.2012.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что ответчиком 17.08.2011 на основании распоряжения от 05.08.2011 N 261 проведена проверка соблюдения заявителем обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03):
- отсутствует переносная пожарная мотопомпа (пункт 31 ППБ 01-03);
- у водоисточников (емкости, водоемы, пожарные краны), а также по направлению движения к ним, отсутствуют указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающего покрытия) указывающие направление и расстояние до водоисточников (пункт 90 ППБ 01-03);
- распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной безопасности объекту противопожарный режим (пункт 15 ППБ 01-03);
- не проведено обучение ответственных лиц за пожарную безопасность по программе пожарно-технического минимума (пункт 15 ППБ 01-03, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 10 от 17.01.2011);
- отсутствует подъезд (пирс) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года при наличии вблизи естественного водоема в радиусе 200 м (пункт 94 ППБ 01-03);
- допускается эксплуатация электросветильников со снятыми защитными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией электросветильников (домик охранника) (пункт 60 ППБ 01-03);
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности отражены в протоколах об административном правонарушении N 0326-2011-0699 от 19.08.2011 и N 0326-2011-0670 от 19.08.2011.
Постановлением N 0326-2011-0698 от 22.08.2011 заявитель был привлечен к административной ответственности по частям 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с рассматриваемым постановлением, СНТ "Березка" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях СНТ "Березка" составов вменяемых правонарушений и не установил нарушения административным органом процедуры привлечения к ответственности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Не согласившись с принятыми судебными актами, товарищество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить.
Статьей 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности:
- частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи;
- частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений (нарушение требований пункта 60 ППБ 01-03) образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Иные нарушения требований пожарной безопасности, не указанные в частях 3-8 статьи 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пункта 15 ППБ 01-03, пункта 31 ППБ 01-03, пункта 94 ППБ 01-03), образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Таким образом, административный орган правомерно квалифицировал совершенные СНТ "Березка" правонарушения по частям 1 и 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, установленной КоАП РФ, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Наказание назначено СНТ "Березка" в соответствии с правилами статьи 4.4 КоАП РФ в минимальном размере санкции, предусмотренной частями 1 и 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем судебной коллегией суда кассационной инстанции учитывается, что приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 03.05.2012 N 306 "О признании утратившим силу приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313" признан утратившим силу приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)".
Согласно Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, ответственным лицом за соблюдением указанных правил является руководитель организации.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 2174/11).
Вышеназванное положение КоАП РФ полностью соответствует конституционному принципу, закрепленному в части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, по которому закон, устраняющий или смягчающий ответственность, имеет обратную силу, то есть применяется к правонарушениям, совершенным до его издания.
Указанная норма КоАП РФ предписывает применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, и не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, полномочий, которые позволяли бы ему в случае обращения лица с заявлением о пересмотре неисполненного постановления о привлечении к административной ответственности не применять этот закон.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации своим постановлением от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" разъяснил, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, путем указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Принимая во внимание, что постановление о назначении административного наказания не исполнено, а лицом, ответственным за нарушение правил пожарной безопасности, вменяемым СНТ "Березка", в настоящее время в силу действующего законодательства является руководитель товарищества (должностное лицо), судебная коллегия находит обжалуемое постановление административного органа не подлежащим исполнению в части наложения административного взыскания в виде штрафа на юридическое лицо.
При этом судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 по делу N А65-22242/2011 оставить без изменения.
Признать не подлежащим исполнению постановление отдела государственного пожарного надзора по г. Зеленодольску и Зеленодольскому муниципальному району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, г. Зеленодольск, от 01.09.2011 N 0326-2011-0698 по делу об административном правонарушении в части наложения административного взыскания на садоводческое некоммерческое товарищество "Березка" (ИНН 1620003726, ОГРН 102160672011) в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.В. Мосунов
Судьи
Э.Г. Гильманова
А.Л. Петров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 2174/11).
Вышеназванное положение КоАП РФ полностью соответствует конституционному принципу, закрепленному в части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, по которому закон, устраняющий или смягчающий ответственность, имеет обратную силу, то есть применяется к правонарушениям, совершенным до его издания.
...
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации своим постановлением от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" разъяснил, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, путем указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 августа 2012 г. N Ф06-5531/12 по делу N А65-22242/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5531/12
24.05.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4749/12
24.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14634/11
16.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-22242/11