г. Казань |
|
27 августа 2012 г. |
Дело N А12-21949/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2012 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Борисова Т.С., Луговской Н.В.)
по делу N А12-21949/2011
по заявлению Комитета экономики администрации Волгоградской области (ИНН 3444067813, ОГРН 1023403445075) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании незаконными решения в части и предписания, при участии заинтересованных лиц: государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Волгоградская областная детская клиническая инфекционная больница", общества с ограниченной ответственностью "Регионстрой", общества с ограниченной ответственностью "Интэксстрой",
УСТАНОВИЛ:
комитет экономики администрации Волгоградской области (далее - Комитет) обратился с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3, 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Антимонопольный орган) от 25.08.2011 N 11-06/02-380 и выданного на его основании предписания, как не соответствующих положениям части 1 статьи 1, части 9 статьи 17, части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.11.2011 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Волгоградская областная детская клиническая инфекционная больница" (далее - ГУЗ "Волгоградская областная детская клиническая инфекционная больница"), общество с ограниченной ответственностью "Регионстрой" (далее - ООО "Регионстрой").
Определением суда от 18.01.2012 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Интэксстрой" (далее - ООО "Интэксстрой").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В силу положений статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Антимонопольного органа, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 21.07.2011 на официальном сайте в сети Интернет уполномоченным органом - Комитетом, размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта "Выполнение работ по организации капитального ремонта Корпуса N 2 государственного учреждения здравоохранения "Волгоградская областная детская клиническая инфекционная больница", Волгоград". В результате подано 9 заявок.
Аукционной комиссией 17.08.2011 рассмотрены первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 1385.1 ЭА/11 на право заключения государственного контракта "Выполнение работ по организации капитального ремонта Корпуса N 2 ГУЗ "Волгоградская областная детская клиническая инфекционная больница". В соответствии с протоколом рассмотрения к участию в аукционе допущено четыре юридических лица.
По итогам оценки и сопоставления заявок на участие в открытом аукционе победителем признано общество с ограниченной ответственностью "СпектрСтрой" (далее - ООО "СпектрСтрой").
ООО "Интексстрой", решив, что аукционная комиссия нарушила его права, обратилось с жалобой в Антимонопольный орган. Антимонопольным органом проведена проверка.
По результатам проверки 25.08.2011 вынесено решение N 11-06/02-380, которым жалоба ООО "Интексстрой" признана необоснованной.
При этом в ходе проведения внеплановой проверки процедуры размещения данного государственного заказа на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов комиссия антимонопольного органа выявила неправомерный допуск участника размещения заказа под номером 2 (ООО "Регионстрой") к участию в аукционе. В соответствии с решением в действиях аукционной комиссии имеется нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.9 Закона.
На основании указанного решения выдано предписание об отмене протокола рассмотрения аукционной комиссией первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 17.08.2011 N 1385.1 ЭА/11 и повторном рассмотрении заявок участников размещения заказа с учетом выявленных нарушений.
Не согласившись с решением и предписанием Антимонопольного органа, Комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из отсутствия в действиях аукционной комиссии нарушений закона и чьих-либо прав.
Судебными инстанциями правомерно установлено, что до участия в аукционе допущены 4 участника, при этом все участники могли подавать свои предложения по цене контракта, что подтверждено протоколом аукционной комиссии. По результатам аукциона ООО "Регионстрой" заняло второе место, победителем аукциона признан участник N 4 - ООО "СпектрСтрой", который предложил цену контракта - 8 475 000 руб. при первоначальной цене - 15 000 000 руб., то есть экономия бюджета Волгоградской области составила 6 525 000 руб. Судебные инстанции сделали правильный вывод, что допуск ООО "Регионстрой" до участия в аукционе не повлиял на права других лиц и не ограничивал их возможности по предложению своей цены. После вынесения Антимонопольным органом предписания и повторного проведения аукциона состав участников, за исключением ООО "Регионстрой", не изменился, победителем был признан тот же участник, что победил при первом проведении аукциона. Однако при повторном аукционе цена контракта по предложению победителя составила 9 375 000 руб., что сократило экономию бюджета на 910 990 руб. В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 Закона антимонопольный орган выдает предписание аукционной комиссии, в результате действий (бездействий) которой были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа.
Часть 1 статьи 10 Закона предусматривает, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона или без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В силу пункта 2 статьи 27 Закона на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 названного Закона.
Согласно частям 1 и 3 статьи 36 Закона аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 данного закона. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона.
В соответствии со статьей 11 Закона при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов; непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства; неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе; отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также следующие требования к участникам размещения заказа: обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев размещения заказа на создание произведения литературы или искусства (за исключением программ для ЭВМ, баз данных), исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма; отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
Частью 1 статьи 12 Закона предусмотрен закрытый перечень случаев, когда при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе: непредоставление документов, определенных частью 3 статьи 25 настоящего Федерального закона (за исключением документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 настоящего Федерального закона), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ; несоответствие требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона; непредоставление документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе; несоответствие заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы. В случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и так далее) для нужд заказчиков конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, решение о несоответствии заявки на участие в конкурсе таким требованиям не может быть принято только на основании несоответствия количества товара, объема услуг, указанных в извещении о проведении конкурса, количеству товаров, объему услуг, указанных в заявке на участие в конкурсе.
Законом не допускается отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных.
Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (часть 1 статьи 34 Закона).
В силу части 2 статьи 34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи (часть 3 статьи 34 Закона). Пунктом 1 части 4 этой статьи предусмотрено, что документация об аукционе должна соответствовать положениям частей 2 и 3 статьи 35 Закона. Согласно пункту 2 части 2 статьи 35 Закона заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг.
Частью 1 статьи 41.9 Закона предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В части 4 статьи 41.8 Закона указаны сведения, которые должна содержать первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Указанные требования закона к первой части заявки предусмотрены в разделе 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе. В соответствии с пунктом 14 указанного раздела документации первая часть заявки должна содержать: согласие участника размещения заказа (в произвольной форме) на выполнение работ на условиях, предусмотренных в разделе 3 "Техническое задание" и в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, в том числе означающая согласие на использование материалов (товара), которые имеют указания на товарный знак в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, а по материалам (товарам), которые не имеют указания на товарный знак - конкретные показатели используемых материалов (товара), соответствующие значениям, установленные в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, и указаниям на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемых для использования материалов (товара), в полном объеме и в последовательности, которые установлены в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме; или согласие участника размещения заказа (в произвольной форме) на выполнение работ на условиях, предусмотренных в разделе 3 "Техническое задание" и в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, по материалам (товарам), которые имеют указания на товарный знак в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме - указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемых для использования материалов (товара), и конкретные показатели этих материалов (товара), соответствующие значениям эквивалентности, установленной в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования материалы (товар), которые являются эквивалентными материалам (товару), указанном в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, в полном объеме и в последовательности, которые установлены в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, а по материалам (товарам), которые не имеют указания на товарный знак - конкретные показатели используемых материалов (товара), соответствующие значениям, установленным в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемых для использования материалов (товара), в полном объеме и в последовательности, которые установлены в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме.
Одним из материалов, указанных в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, указано "Швеллер N 16 - высота мм не более 160, ширина полки мм не более 64, толщина стенки мм не более 5, толщина полки мм не более 8,4, радиус внутреннего закругления мм не более 8,5, радиус закругления полки мм не более 3,5, масса 1 м кг 14,5". При этом участники аукциона в своих заданиях обязаны предоставлять конкретные показатели.
В аукционной документации указано, что в случае невозможности достоверно определить соответствие товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работы участником размещения заказа, техническому заданию заявка на участие в аукционе признается несоответствующей требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, что влечет за собой отказ в допуске в соответствии с положениями документации об аукционе.
От ООО "Регионстрой" поступило согласие на выполнение работ, соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме с использованием материалов при выполнении работ в соответствии с разделом 3 "Технического задания" на условиях, предусмотренных указанной документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Также от указанного лица поступила заявка, в которой содержатся конкретные показатели материалов по 223 позициям "Ведомости объемов работ и используемых основных материалов, изделий и оборудования". Однако в позиции N 40 указанной Ведомости ООО "Регионстрой" указало "Швеллер N 16, высота мм не 160, ширина полки мм не 64, толщина стенки мм 5, толщина полки мм 8,4, радиус внутреннего закругления мм 8,5, радиус закругления полки мм 3,5, масса 1 м кг 14,5".
Аукционная комиссия, посчитав слова "не" технической ошибкой участника, не влияющей на суть его предложения, установила соответствие предлагаемого материала по позиции N 40 требованиям документации об аукционе и приняла решение допустить ООО "Регионстрой" к участию в аукционе.
Кроме того, в отзыве на заявление ООО "Регионстрой" указало и в судебном заседании подтвердило, что в позиции N 40 ведомости объемов работ и используемых материалов "Швеллер N 16" им была допущена опечатка.
При изложенных выше обстоятельствах судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены, выводы судебных инстанций соответствуют нормам права и материалам дела, судебными инстанциями дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 по делу N А12-21949/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 4 статьи 41.8 Закона указаны сведения, которые должна содержать первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Указанные требования закона к первой части заявки предусмотрены в разделе 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе. В соответствии с пунктом 14 указанного раздела документации первая часть заявки должна содержать: согласие участника размещения заказа (в произвольной форме) на выполнение работ на условиях, предусмотренных в разделе 3 "Техническое задание" и в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, в том числе означающая согласие на использование материалов (товара), которые имеют указания на товарный знак в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, а по материалам (товарам), которые не имеют указания на товарный знак - конкретные показатели используемых материалов (товара), соответствующие значениям, установленные в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, и указаниям на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемых для использования материалов (товара), в полном объеме и в последовательности, которые установлены в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме; или согласие участника размещения заказа (в произвольной форме) на выполнение работ на условиях, предусмотренных в разделе 3 "Техническое задание" и в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, по материалам (товарам), которые имеют указания на товарный знак в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме - указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемых для использования материалов (товара), и конкретные показатели этих материалов (товара), соответствующие значениям эквивалентности, установленной в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования материалы (товар), которые являются эквивалентными материалам (товару), указанном в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, в полном объеме и в последовательности, которые установлены в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, а по материалам (товарам), которые не имеют указания на товарный знак - конкретные показатели используемых материалов (товара), соответствующие значениям, установленным в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемых для использования материалов (товара), в полном объеме и в последовательности, которые установлены в Приложении 1 к документации об аукционе в электронной форме."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 августа 2012 г. N Ф06-6889/12 по делу N А12-21949/2011