г. Казань |
|
28 августа 2012 г. |
Дело N А57-25485/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.02.2012 (судья Степура С.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Жевак И.И.)
по делу N А57-25485/2011
по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" (ИНН 6421013990, ОГРН 1026400557040) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, с участием заинтересованных лиц: Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Саратовской области, главного государственного инспектора Саратовской области по пожарному надзору Степанова В.А., Отделения надзорной деятельности по Новобурасскому району ГУ МЧС России по Саратовской области, главного государственного инспектора Новобурасского района по пожарному надзору Малюкова О.Г.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" (далее - заявитель, учреждение, МДОУ "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области") с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2011 N 96 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены, поэтому дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
В ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности в здании по адресу: Саратовская область, Новобурасский района, п. Белоярский, ул. Радаева, д. 2 А, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 26.10.2011 N 96 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения протоколов вынесено постановление от 28.10.2011 N 96, которым учреждение привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 150 000 руб.
Основанием для привлечения общества к ответственности послужили следующие требования пожарной безопасности: ширина эвакуационных выходов не соответствует требованиям нормативных документов, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.16 СНиП 21-01-97*; из помещений класса Ф 1.1 (помещения для сна, игровая комната) отсутствуют вторые эвакуационный выходы, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 151 Технического регламента, пункта 3 ППБ 01-03, пункта 7.4, 5.14* табл. 2* СНиП 21-01-97*; ширина маршей лестниц, предназначенных для эвакуации людей менее 1,35 м, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 151 Технического регламента, пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.29, СНиП 21-01-97*.
Отказывая учреждению в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем, при принятии судебных актов судами не учтено следующее.
Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности как лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственников имущества.
Согласно уставу МДОУ "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, имущество на праве оперативного управления.
Здание детского сада, в соответствии со статьей 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", подлежит закреплению собственником - муниципальным образованием, на праве оперативного управления за учреждением.
Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечение образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать, в том числе, и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.
Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения дошкольного образования финансируются собственником.
Ответственность самого образовательного учреждения за нарушение правил пожарной безопасности возникает только в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим приказом Гособразования Союза Советских Социалистических Республик от 04.07.1989 N 541, не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания.
Как усматривается из оспариваемого постановления, нарушение связано с несоответствием ширины эвакуационных выходов, отсутствием вторых эвакуационных выходов, а также шириной маршей лестниц, предназначенных для эвакуации людей. Данные замечания связаны с конструктивными изменениями здания детского сада, поэтому привлечение к ответственности заявителя за вышеперечисленные нарушения недопустимо.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по делу N А57-25485/2011 отменить.
Заявление муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области" удовлетворить.
Признать незаконным постановление главного государственного инспектора Новобурасского района по пожарному надзору подполковника внутренней службы Малюкова Олега Геннадьевича от 28.10.2011 N 96.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для привлечения общества к ответственности послужили следующие требования пожарной безопасности: ширина эвакуационных выходов не соответствует требованиям нормативных документов, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.16 СНиП 21-01-97*; из помещений класса Ф 1.1 (помещения для сна, игровая комната) отсутствуют вторые эвакуационный выходы, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 151 Технического регламента, пункта 3 ППБ 01-03, пункта 7.4, 5.14* табл. 2* СНиП 21-01-97*; ширина маршей лестниц, предназначенных для эвакуации людей менее 1,35 м, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 151 Технического регламента, пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.29, СНиП 21-01-97*.
...
Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности как лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственников имущества.
...
Здание детского сада, в соответствии со статьей 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", подлежит закреплению собственником - муниципальным образованием, на праве оперативного управления за учреждением.
...
Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения дошкольного образования финансируются собственником."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2012 г. N Ф06-6380/12 по делу N А57-25485/2011