г. Казань |
|
28 августа 2012 г. |
Дело N А55-29193/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
при участии:
заявителя - Бородиной Н.А. (выписка из ЕГРЮЛ от 24.07.2012 N 1717),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения культуры "Борская межпоселенческая библиотека" Борского района Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2012 (судья Корнилов А.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судья Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-29193/2011
по заявлению муниципального учреждения культуры "Борская межпоселенческая библиотека" Борского района Самарской области к Главному управлению МЧС России по Самарской области о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось муниципальное учреждение культуры "Борская межпоселенческая библиотека" (далее - заявитель, МУК "Борская межпоселенческая библиотека") с заявлением о признании недействительным предписания государственного инспектора муниципальных районов Богатовский и Борский Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (далее - ответчик) от 09.09.2011 N 95/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
По результатам плановой выездной проверки был составлен акт от 26.09.2011, три протокола об административных правонарушениях.
Постановлением от 07.09.2011 заявитель привлечен к административной ответственности по частям 2, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 400 000 руб.
Кроме того, административный орган направил заявителю оспариваемое предписание от 09.09.2011 N 95/1/1 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.09.2012.
Не согласившись с вынесенным предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оспариваемое предписание содержит следующие нарушения:
1. Лица, назначенные ответственными за соблюдение требований пожарной безопасности, не обучены пожарно-техническому минимуму. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; приказ МЧС России от 12.12.2007 N 645 п. 31, п. 34;
2. В здании библиотеки отсутствует аварийное освещение. Нарушение: ППБ 01.-03 п. 3, ВППБ 13-01-94 п. 4.4;
3. Стены путей эвакуации (лестничной клетки) отделаны горючим материалом (деревянные панели). У основного выхода в тамбуре стены отделаны горючим материалом (деревянные панели; Нарушение: ППБ 01-03 п. 3: СНиП 21-01-97* п. 6.25*. 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" табл. 28, табл. 3;
4. Стены путей эвакуации (лестничной клетки) отделаны горючим материалом (деревянные панели). Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.25*, 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" табл. 28, табл. 3;
5. На первом этаже здания библиотеки в книжном фонде книги хранятся на полках, выполненных из горючих материалов (дерево). Нарушение: ППБ 01-03 п. 3: ВППБ 13-01-94 п.1.19;
6. Под лестницей устроена кладовая, в которой хранятся горючие материалы. Нарушение ППБ 01-03 п. 40;
7. Кран внутреннего противопожарного водопровода закрыт зеркалом. Нарушение: ППБ01- 03 п. 3; СНиП 2,04.01-85* п. 6.13;
8. Отсутствует акт испытания внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу Нарушение: ППБ 01-03 п. 89;
9. В фойе здания библиотеки на первом этаже на пути эвакуации установлено зеркало. Нарушение ППБ 01-03 п. 3, ВППБ 13-01-94 п. 3,1.4;
10. Полы в залах библиотеки отделаны горючим материалом (линолеум). Нарушение ППБ 01-03 п. 3: СНиП 21-01-97* п. 6.25*, 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" табл. 29, табл. 3;
11. Стены в залах библиотеки отделаны горючим материалом (бумажные обои). Нарушение: ППБ 01-03 п. 3: СНиП 21-01-97* п. 6.25*, 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" табл. 29, табл. 3,;
12. У работников библиотеки отсутствуют электрические Фонари. Нарушение: ППБ 0.1-3: ВППБ 13-01 -94 п. 4.29;
13. В помещениях филиалов МУК "Борская межпоселенческая библиотека" (Б-Алдаркинская сельская библиотека, Подсолнечная сельская библиотека, Петровская сельская библиотека, Новогеранькинская сельская библиотека, Соколовская сельская библиотека, Алексеевская сельская библиотека, Таволжанская сельская библиотека Старотаволжанская сельская библиотека, Клары Цеткинская сельская библиотека, Заплавнинская сельская библиотека, Покровская сельская библиотека, Новоборская сельская библиотека) отсутствует автоматическая пожарная сигнализацией с установкой дымовых пожарных извещателей. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03 п. 4 таблица 3 п. 27.2;
14. В помещениях Филиалов МУК "Борская межпоселенческая библиотека" (Б-Алдаркинская сельская библиотека, Подсолнечная сельская библиотека. Петровская сельская библиотека, Новогеранькинская сельская библиотека, Соколовская сельская библиотека, Алексеевская сельская библиотека. Таволжанская сельская библиотека, Старотаволжанская сельская библиотека, Клары Цеткинская сельская библиотека, Заплавнинская сельская библиотека, Покровская сельская библиотека, Новоборская сельская библиотека) отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Нарушение: ППБ-01-03 п. З. НПБ 104-03 п. 5.1 таблица 2 п. 14, п. 4.1 таблица 1;
15. Помещения Филиалов МУК "Борская межпоселенческая библиотека" (Б-Алдаркинская сельская библиотека. Подсолнечная сельская библиотека, Петровская сельская библиотека, Новогеранькинская сельская библиотека, Соколовская сельская библиотека, Алексеевская сельская библиотека, Таволжанская сельская библиотека, Старотаволжанская сельская библиотека, Клары Цеткинская сельская библиотека, Покровская сельская библиотека, Новоборская сельская библиотека) не укомплектованы первичными средствами пожаротушения. Нарушение: ППБ-01-03 п. 108;
16. В помещениях филиалов МУК "Борская межпоселенческая библиотека" (Б-Алдаркинская сельская библиотека, Подсолнечная сельская библиотека, Петровская сельская библиотека, Новогеранькинская сельская библиотека, Соколовская сельская библиотека, Алексеевская сельская библиотека, Таволжанская сельская библиотека, Старотаволжанская сельская библиотека, Клары Цеткинская сельская библиотека, Заплавнинская сельская библиотека, Покровская сельская библиотека, Новоборская сельская библиотека) книги хранятся на полках, выполненных из горючих материалов (дерево). Нарушение: ППБ 01-03 п. 3: ВППБ 13-01-94 п. 1.19;
17. В тамбуре у выхода на полу пути эвакуации хранятся горючие материалы (газеты, книги). Нарушение: ППБ 01-03 п. 53.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из установления факта несоблюдения учреждением требований пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационной инстанции считает, что при принятии судебных актов судами не учтено следующее.
Пункты 3, 4, 10, 11 предписания касаются отделки стен, а также полов в здании горючими материалами, чем нарушены положения Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункт 3 ППБ 01-03 и пункт 6.25 СНиП 21.01-97.
Статьи 4, 53 и 89 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункт 53 ППБ-01-03 устанавливают запрет на применение горючих материалов для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Пункт 6.25 СНиП 21.0197 запрещает применять на путях эвакуации материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:
Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ требования к объектам защиты, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей Закону о техническом регламенте.
В соответствии со статьей 134 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности, требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к данному Федеральному закону. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных по функциональному назначению, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к данному Федеральному закону.
Из таблиц 28 и 29 следует, что область применения отделочных материалов на путях эвакуации обусловлена сочетанием нескольких факторов: классом пожарной опасности материала (КМ0-КМ4), классом (подклассом) пожарной опасности здания этажностью или выстой здания.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности, связанных с применением в эвакуационных путях отделочных материалов, не соответствующих требованиям технических регламентов, орган пожарного надзора должен доказать, что примененный для отделки материал не может быть использован для отделки, так как не соответствует определенному классу пожарной опасности с учетом как класса пожарной опасности здания, его высоты или этажности. Эти обстоятельства орган пожарного надзора не указал, ограничившись лишь указанием на несоответствие использованных материалов "нормативным показателям".
Таким образом, выводы судов первой инстанции о доказанности административным органом нарушений обязательных правил пожарной безопасности в области технических регламентов пожарной безопасности не основаны на имеющихся в деле доказательствах и противоречат нормам материального права.
В пунктах 5, 16 предписания указано на то, что полки для хранения книг выполнены из горючего материала (деревянные панели), чем нарушены положения ППБ 01.03, п. 3, ВППБ 13-01-94 п. 1.19.
Кроме того, в соответствии с пунктами 13, 14 предписания указано на необходимость монтажа автоматической пожарной сигнализации с установкой дымовых пожарных извещателей, а также системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
Данные пункты предписания являются незаконным в связи с особенностью финансирования муниципального казенного учреждения и доводов заявителя жалобы об отсутствии у него финансовых средств на выполнение противопожарных мероприятий.
Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности как лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственников имущества.
Согласно Уставу библиотека является муниципальным учреждением культуры с правами юридического лица, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, имущество закреплено на праве оперативного управления.
Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за муниципальным учреждением носит целевой характер - удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии народной культуры, обеспечение культурного досуга, предоставление жителям разнообразных услуг социально-культурного и развлекательного характера, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать, в том числе, и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.
Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения.
Данное положение также закреплено в пункте 3.2.4 Устава заявителя.
Принимая во внимание положения вышеназванных нормативных актов, а также положения статьи 38 Закона о пожарной безопасности, суд кассационной инстанции считает, что обязанность исполнения пунктов 5, 13, 14 предписания лежит на собственнике здания - администрации муниципального района.
Кроме того, судами необоснованно отклонен довод заявителя о том, что Технический регламент на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются.
Как указывает заявитель кассационной жалобы здание учреждения 1935 года постройки.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Технического регламента на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Соответственно орган пожарного надзора, обязывая учреждение привести объект защиты в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности, должен обосновать невозможность дальнейшей эксплуатации здания в существующем состоянии вследствие угрозы возникновения пожара, в частности - путем представления расчета пожарного риска, как это вытекает из смысла части 2 статьи 6 того же Закона в редакции, действующей в период проведения проверки.
Такого расчета, либо иных доказательств наличия угрозы возникновения пожара, связанного с указанными нарушениями требований пожарной безопасности, в деле не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для изменения обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 в части отказа в удовлетворении заявления муниципального учреждения культуры "Борская межпоселенческая библиотека" Борского района Самарской области о признании незаконными пунктов 3, 4, 5, 10, 11, 13, 14 предписания отменить. Признать данные пункты незаконными и не подлежащими исполнению.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 134 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности, требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к данному Федеральному закону. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных по функциональному назначению, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к данному Федеральному закону.
...
Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности как лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственников имущества.
...
Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения.
Данное положение также закреплено в пункте 3.2.4 Устава заявителя.
Принимая во внимание положения вышеназванных нормативных актов, а также положения статьи 38 Закона о пожарной безопасности, суд кассационной инстанции считает, что обязанность исполнения пунктов 5, 13, 14 предписания лежит на собственнике здания - администрации муниципального района."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2012 г. N Ф06-6108/12 по делу N А55-29193/2011