г. Самара |
|
16 апреля 2012 г. |
Дело N А55-29193/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 апреля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 апреля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Муниципального учреждения культуры "Борская межпоселенческая библиотека" Борского района Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2012 г. по делу N А55-29193/2011 (судья Корнилов А.Б.),
по заявлению Муниципального учреждения культуры "Борская межпоселенческая библиотека" Борского района Самарской области, с. Борское, Борский район, Самарская обл.,
к Главному управлению МЧС России по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
МУК "Борская межпоселенческая библиотека (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания государственного инспектора муниципальных районов Богатовский и Борский Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (далее ответчик) от 09.09.2011 г. N 95/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2012 г. по делу N А55-29193/2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Ответчик в отзыве указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
22.08.2011 г. ответчиком, в зданиях и помещениях МУК "Борская межпоселенческая библиотека" была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой был составлен акт проверки N 95 от 26.08.2011 г., который вручен законному представителю заявителя.
По выявленным нарушениям составлено три протокола об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
07ю09.2011 г., указанные протоколы рассмотрены и вынесено постановление, о привлечении учреждения культуры к административной ответственности, в виде штрафа в сумме 400 000 руб.
Ответчик направил заявителю оспариваемое предписание N 95/1/1 от 09.09.2011 г., об устранении выявленных нарушений, которым заявителю в срок до 01.09. 2012 г. предписано устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности:
- Лица, назначенные ответственными за соблюдение требований пожарной безопасности, не обучены пожарно-техническому минимуму. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; Приказ МЧС России N 645 от 12.12.2007 года п. 31. п. 34.,
- в здании библиотеки отсутствует аварийное освещение. Нарушение: ППБ 01.-03 п.3; ВППБ 13-01-94 п. 4.4.
- Стены путей эвакуации (лестничной клетки) отделаны горючим материалом (деревянные. панели). У основного выхода в тамбуре стены отделаны горючим материалом (деревянные панели; Нарушение: ППБ 01-03 п. 3: СНиП 21-01-97* п. 6.25*. 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" табл.28, табл. 3.
- Стены путей эвакуации (лестничной клетки) отделаны горючим материалом (деревянные панели). Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.25*. 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" табл.28, табл. 3.
- На первом этаже здания библиотеки в книжном фонде книги хранятся на полках, выполненных из горючих материалов (дерево). Нарушение: ППБ 01-03 п, 3: ВППБ 13-01-94 п.1.19.
- Под лестницей устроена кладовая, в которой хранятся горючие материалы. Нарушение ППБ 01-03 п. 40.
- Кран внутреннего противопожарного водопровода закрыт зеркалом. Нарушение: ППБ01- 03 п. 3; СНиП 2,04.01-85* п. 6.13.
- Отсутствует Акт испытания внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу Нарушение: ППБ 01-03 п. 89.
- В фойе здания библиотеки на первом этаже на пути эвакуации установлено зеркало. Нарушение; ППБ 01-03 п. 3; ВППБ 13-01-94 п. 3,1.4.
- Полы в залах библиотеки отделаны горючим материалом (линолеум). Нарушение: ППБ 01-03 п. 3: СНиП 21-01-97* п. 6.25*. 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" табл.29, табл. 3.
- Стены в залах библиотеки отделаны горючим материалом (бумажные обои). Нарушение: ППБ 01-03 п. 3: СНиП 21-01-97* п. 6.25*. 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" табл.29, табл, 3.
- У работников библиотеки отсутствуют электрические Фонари. Нарушение: ППБ 0.1-. 3: ВППБ 13-01 -94 п. 4.29.
- В помещениях филиалов МУК "Борская межпоселенческая библиотека" (Б- Алдаркинская сельская библиотека. Подсолнечная сельская библиотека, Петровская сельская библиотека, Новогеранькинская сельская библиотека, Соколовская сельская библиотека, Алексеевская сельская библиотека, Таволжанская сельская библиотека Старотаволжанская сельская библиотека. Клары Цеткинская сельская библиотека, Заплавнинская сельская библиотека, Покровская сельская библиотека, Новоборская сельская библиотека) отсутствует автоматическая пожарная сигнализацией с установкой дымовых пожарных извещателей. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; НПБ 110-03 п. 4 таблица 3 п. 27.2.;
- В помещениях Филиалов МУК "Борская межпоселенческая библиотека" (Б- Алдаркинская сельская библиотека, Подсолнечная сельская библиотека. Петровская сельская библиотека, Новогеранькинская сельская библиотека, Соколовская сельская библиотека, Алексеевская сельская библиотека. Таволжанская сельская библиотека, Старотаволжанская сельская библиотека, Клары Цеткинская сельская библиотека, Заплавнинская сельская библиотека, Покровская сельская библиотека, Новоборская сельская библиотека) отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Нарушение: ППБ-01-03 п.З. НПБ 104-03 п. 5.1 таблица 2 п. 14, п. 4.1 таблица 1.
- Помещения Филиалов МУК "Борская межпоселенческая библиотека" (Б-Алдаркинская сельская библиотека. Подсолнечная сельская библиотека, Петровская сельская библиотека, Новогеранькинская сельская библиотека, Соколовская сельская библиотека, Алексеевская сельская библиотека, Таволжанская сельская библиотека, Старотаволжанская сельская библиотека. Клары Цеткинская сельская библиотека, Покровская сельская библиотека, Новоборская сельская библиотека) не укомплектованы первичными средствами пожаротушения. Нарушение: ППБ-01-03 п.108.
- В помещениях филиалов МУК "Борская межпоселенческая библиотека" (Б- Алдаркинская сельская библиотека. Подсолнечная сельская библиотека. Петровская. сельская библиотека. Новогеранькинская сельская библиотека, Соколовская сельская библиотека, Алексеевская сельская библиотека, Таволжанская сельская библиотека, Старотаволжанская сельская библиотека, Клары Цеткинская сельская библиотека, Заплавнинская сельская библиотека, Покровская сельская библиотека, Новоборская сельская библиотека) книги хранятся на полках, выполненных из горючих материалов (дерево). Нарушение: ППБ 01-03 п. 3: ВППБ 13-01-94 п. 1.19.
- В тамбуре у выхода на полу пути эвакуации хранятся горючие материалы (газеты, книги). Нарушение: ППБ 01-03 п. 53.
В обоснование признания оспариваемого предписания незаконным, заявителем приводятся следующие доводы:
В соответствии с п. 1 предписания Учреждение нарушило ППБ 01-03 п. 3; Приказ МЧС России N 645 от 12.12.2007 п. 31, п.34., выразившееся в том, что лица, назначенные ответственными за соблюдение требований пожарной безопасности, не обучены пожарно-техническому минимуму.
Заявитель указывает на то, что в Учреждении прошла обучение его директор Бородина Н.А.
В пункте 2 предписано выполнить аварийное освещение в здании библиотеки, указано на нарушение ППБ 01-03 п.З., ВППБ 13-01-94 п.4.4.
Как считает заявитель, п. 4.4. Правил предусмотрено что для питания аварийного освещения учреждений культуры должны быть установлены аккумуляторные батареи, рассчитанные на работу аварийного освещения не менее 1 часа. Аварийное освещение должно включаться одновременно для всего здания автоматически при выключении рабочего освещения. На самом деле аварийное освещение в Учреждении смонтировано и функционирует, указание административного органа на вышеуказанное нарушение необоснованно.
В пунктах 4,10, 11 указано на требование отделать полы и стены в залах библиотеки, а также стены основного выхода в тамбуре материалами в соответствии с требованиями нормативных документов.
Согласно пункта 6.25 СНиПа 21-01-97, не допускается на путях эвакуации применять горючие материалы с определенными показателями пожарной опасности для: отделки стен, потолков пола и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах, в общих коридорах, фойе. Кроме того, понятия "тамбур" СНиП 21-01-97 не содержит.
Заявитель указывает на то, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 123 -ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются.
Здание Учреждения было построено в 1935 году, переоборудовано под библиотеку в 1995 году. Капитальный и текущий ремонт здания с 1995 года и на момент вступления в силу вышеуказанного закона не проводился.
Таким образом, указание на нарушения Федерального закона N 123 -ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" считают необоснованными.
Пункт 3 предписания, в соответствии с которым необходимо демонтировать горючий материал со стен путей эвакуации (лестничной клетки) также считают необоснованным по вышеуказанным основаниям.
Ответчиком не доказано, что стены путей эвакуации (лестничные клетки) не соответствуют СНиП 21-01-97 п.6.25, так как документа, подтверждающего степень горючести материала отделки не существует, экспертиза данного материала на горючесть не проводилась.
В пунктах 5 и 16 предписания указано на то, что стеллажи для книг должны быть металлические. Однако Учреждение не нарушает данную норму, так как стеллажи для хранения книг выполнены из металлических конструкций.
Ответчиком указано на нарушение, в соответствии с которым в филиалах Учреждения, перечисленных в пунктах 13,14 предписания отсутствует автоматическая пожарная сигнализация с установкой дымовых пожарных извещателей и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Однако, указанные филиалы учреждения располагаются в зданиях, которые им не принадлежат и не принадлежат самому Учреждению.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Таким образом, заявитель считает, что по данному основанию Учреждение не является субъектом административного правонарушения.
В отношении пунктов 7, 8 и 9 предписания, заявитель указывает на устранение нарушений.
Устранены также и нарушения, указанные в пунктах 6, 12 и 15, а именно: под лестницей кладовая освобождена от горючих материалов, всем работникам библиотеки приобретены электрические фонари, все помещения филиалов укомплектованы первичными средствами пожаротушения.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении о том, что указанные доводы не могут служить основанием для признания предписания недействительным.
Добровольное и досрочное устранение части выявленных нарушений не свидетельствует о незаконности предписания, а напротив подтверждает факты нарушений.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 38 Закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (пункт 10 ППБ 01 - 03).
Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (далее - Нормы пожарной безопасности), утвержденные Приказом МЧС России N 645 от 12.12.2007 года, устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций.
В соответствии с пунктами 31, 34 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.
При этом доказательств обучения указанных лиц в материалы дела не представлено.
Довод заявителя об отсутствии нарушений об отделки стен путей эвакуации (лестничной клетки) горючим материалом (деревянные панели), что у основного выхода в тамбуре стены отделаны горючим материалом (деревянные панели), стены путей эвакуации (лестничной клетки) отделаны горючим материалом (деревянные панели) судом отклоняются.
Материалами дела подтверждается факт, что полы и стены в залах библиотеки отделаны горючими материалами, а именно линолеум, бумажные обои, у основного выхода в тамбуре стены отделаны горючими материалами - деревянные панели.
В силу положений статьи 1 ФЗ N 123-ФЗ положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В силу части 4 статьи 4 ФЗ N 123-ФЗ, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Пунктом 6.9* СНиП 21-01-97* установлено, что выходы являются эвакуационными, если они ведут: из помещений первого этажа наружу непосредственно, через коридор, через вестибюль (фойе), через лестничную клетку, через коридор и вестибюль (фойе), через коридор и лестничную клетку.
В связи с чем, довод заявителя о том, что нормы не содержат указания о тамбуре, является несостоятельным.
Довод заявителя об отсутствии нарушений в части хранения книг на деревянных полках обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Материалами дела полностью подтверждается и не оспаривается заявителем, что часть книжного фонда учреждения хранится на деревянных полках металлических стеллажей.
Вместе с тем, Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94) введены в действие приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 N 736.
В соответствии с пунктом 1, Правила разработаны в соответствии с "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации", введенными а действие 01.01. 1994 г. приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14.12. 1993 г. N 576, и являются обязательными в том числе библиотек (в дальнейшем - учреждения культуры).
Пунктом 1.19 Правил определено, что стеллажи для хранения книг и фондов в музеях, библиотеках и других учреждениях культуры должны быть металлические.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что факт хранения книг на деревянных полках установлен. Хранение книг на деревянных полках противоречит требованиям пункта 1.19 ВППБ 13-01-94.
Нарушение правил об отсутствии аварийного освещения также полностью подтверждается материалами проверки, в том числе объяснениями руководителя учреждения данными при составлении протокола об административном правонарушении.
Факты отсутствия у работников библиотеки на момент проверки электрических фонарей, не укомплектованность первичными средствами пожаротушения, оборудование под лестницей кладовой, в которой хранятся горючие материалы признаются заявителем (устранены после проведения проверки).
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2012 г. по делу N А55-29193/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 предписания Учреждение нарушило ППБ 01-03 п. 3; Приказ МЧС России N 645 от 12.12.2007 п. 31, п.34., выразившееся в том, что лица, назначенные ответственными за соблюдение требований пожарной безопасности, не обучены пожарно-техническому минимуму.
...
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Таким образом, заявитель считает, что по данному основанию Учреждение не является субъектом административного правонарушения.
...
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 38 Закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (пункт 10 ППБ 01 - 03).
Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (далее - Нормы пожарной безопасности), утвержденные Приказом МЧС России N 645 от 12.12.2007 года, устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций."
Номер дела в первой инстанции: А55-29193/2011
Истец: Муниципальное учреждение культуры "Борская межпоселенческая библиотека" Борского района Самарской области
Ответчик: Главное управление МЧС России по Самарской области
Третье лицо: Отдел надзорной деятельности Муниципальных районов Богатовский и Борский