г. Казань |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А12-3567/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
с участием представителей:
заявителя - Бабахоновой О.В., доверенность от 28.06.2012 (б/н),
ответчика - Левкина Р.В., доверенность от 16.04.2012 N 16,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Волгоградской области, г. Волгоград, Министерства по управлению имуществом Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2012 (председательствующий судья Середа Н.Н., судьи Пономарева Е.В., Наумова М.Ю.)
по делу N А12-3567/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Шестопалова Вячеслава Федотовича к Правительству Волгоградской области, Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании недействующим в части нормативного правового акта, c участием заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шестопалов В.Ф. (далее - ИП Шестопалов В.Ф., предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- о признании незаконными действий по установлению кадастровой стоимости земельного участка и расчета арендной платы;
- об установлении кадастровой стоимости земельного участка, находящегося по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 1,25 км. от хутора Новенький площадью 37 000 кв. м, в размере рыночной стоимости в 1 554 000 руб.;
- обязать ответчика произвести расчет арендной стоимости земельного участка, находящегося по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 1,25 км. от хутора Новенький площадью 37 000 кв. м, из установленной кадастровой стоимости.
Шестопалов В.Ф. также обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации Волгоградской области от 18.11.2011 N 1251 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Волгоградской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 1,25 км от хутора Новенький, площадью 37 000 кв. м с кадастровым номером 34:28:110023:18, как не соответствующего положениям статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Определением суда первой инстанции от 11.03.2012 оба заявления объединены в одно производство (том 2 лист дела 27).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (далее - Кадастровая палата).
В порядке универсального правопреемства произведена замена ответчиков Комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области на Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области и администрации Волгоградской области на Правительство Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2012 признано не действующим постановление главы администрации Волгоградской области от 18.11.2011 N 1251 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Волгоградской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:28:110023:18 (пункт 239 приложения 1 к постановлению), как не соответствующее требованиям статьи 66 ЗК РФ; установлена кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:28:110023:18, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 1,25 км от хутора Новенький, площадью 37 000 кв. м, в размере 1 554 000 руб.; отказано в удовлетворении требований к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области в части признания незаконными действий по установлению кадастровой стоимости земельного участка и расчета арендной платы.
Суд первой инстанции также обязал Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области произвести расчет арендной платы земельного участка с кадастровым номером 34:28:110023:18, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 1,25 км от хутора Новенький, площадью 37 000 кв. м, на основании договора аренды N 3 от 13.09.2007, заключенного с индивидуальным предпринимателем Шестопаловым В.Ф., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 554 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Правительство Волгоградской области и Министерство по управлению имуществом Волгоградской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2012 в части требований о признании недействительным постановления главы администрации Волгоградской области от 18.11.2011 N 1251 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Волгоградской области" отменить, производство по делу прекратить. В остальной части решение арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2012 отменить и отказать ИП Шестопалову В.Ф. в удовлетворении заявленных требований полностью.
Отзывы на кассационные жалобы в суд не представлены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области представили в суд ходатайства о рассмотрении кассационных жалоб без участия своих представителей.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей (кроме заявителя и ответчика) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в заседании суда кассационной инстанции 13.09.2012 объявлялся перерыв до 20.09.2012 14 часов 15 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для его отмены.
Как следует из материалов дела, 13.09.2007 между администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и ИП Шестопаловым В.Ф. заключен договор аренды N 3 земельного участка площадью 37 000 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, 1,25 км от хутора Новенький, площадью 37 000 кв. м, с кадастровым номером 34:28:110023:18, сроком на 49 лет (до 10.05.2056). Земельный участок предоставлен под базу отдыха "Осинки" (право собственности на которую зарегистрировано за предпринимателем 11.05.2007) и отнесен к категории особо охраняемых территорий. Земельный участок передан в пользование по акту приема-передачи от 13.09.2007 (том 1 листы дела 19, 22, том 2 лист дела25).
В соответствии с пунктом 2.1. договора размер арендной платы установлен в размере 130 339,16 руб. в год. В последствие в соответствии с государственной регистрацией 24.06.2011 права собственности на земельный участок за Волгоградской областью и на основании дополнительных соглашений в договоре изменилась сторона - арендодатель с администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на Комитет по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области. Также изменился размер арендной платы, который установлен в размере 492 900 руб. (соглашение N 2 от 28.05.2008), в размере 246 494 руб. (соглашение N 3 от 01.07.2009) в размере 272 725,10 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 232 470 рублей (соглашение N 4 от 15.08.2011) - том 1 листы дела 23, 26, 27, 31, 32, том 2 лист дела 24.
Письмом от 23.01.2012 Комитет по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области направил в адрес предпринимателя извещение, согласно которому размер арендной платы с 01.01.2012 увеличен до 1 757 974,93 руб. (том 1 листы дела 24, 25).
Увеличение размера арендной платы (в 6,4 раза) обоснованно, в том числе и постановлением главы администрации Волгоградской области от 18.11.2011 N 1251 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Волгоградской области" (далее - постановление N 1251), согласно пункту 239 (приложение N 1 к постановлению), которого кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:28:110023:18 утверждена в размере 3 892 770 руб. Постановление опубликовано в областной газете "Волгоградская правда" N 220 от 23.11.2011 (том 1 лист дела 33, 98).
Заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд, оспаривая постановление N 1251 указав, что оно не соответствует основополагающим нормам установления платы за земельный участок, а именно статье 66 ЗК РФ и статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме этого, заявитель оспаривал действия по установлению кадастровой стоимости земельного участка и расчет кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 66 ЗК РФ устанавливает, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Часть 3 этой же статьи предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", руководствуясь положениями статей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 29, статьи 192 АПК РФ, пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление N 1251 издано главой администрации Волгоградской области в пределах предоставленных ему полномочий, является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть отнесено к актам государственного регулирования платы (цены) за пользование землей, поэтому применительно к названной норме рассмотрение дела о признании его недействующим в данном случае относится к компетенции арбитражных судов.
Оспариваемый заявителем пункт 239 приложения N 1 к постановлению N 1251, являющийся его составной частью, содержит кадастровую оценку земельного участка, которой заявитель и другие лица должны руководствоваться при решении вопросов налогообложения и иных вопросов.
Следовательно, данное постановление принято уполномоченным органом государственной власти, официально опубликовано, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта.
Заявленные предпринимателем требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий органов власти субъекта Российской Федерации по проведению государственной кадастровой оценки земель Волгоградской области.
На основании пунктов 1-4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с Правилами N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением ВАС РФ от 28.06.2011 по делу N 913/2011 практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков, была изменена и определена практика применения положений статьи 66 ЗК РФ, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель по спорам о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель, в котором указано, что заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции рассмотрел заявленные требования ИП Шестопалова В.Ф. по правилам главы 23 АПК РФ, возложив бремя доказывания на ответчиков.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2012 по настоящему делу противоречит позиции ВАС РФ, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой установление судом новой кадастровой стоимости земельного участка возможно только в исковом производстве, путем предъявления требований к органам кадастрового учета.
В данном постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 указано, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 АПК РФ, то есть правовая позиция, изложенная ВАС РФ, является обязательной при рассмотрении дел со схожими фактическими обстоятельствами.
Однако по настоящему делу предпринимателем требования заявлены к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области и Правительству Волгоградской области, которые и привлечены судом первой инстанции в качестве ответчиков.
По настоящему делу суд первой инстанции не обосновано объединил в одно производство два самостоятельных заявления предпринимателя, имеющих различный предмет спора, по которым в качестве ответчиков должны быть привлечены разные лица.
Суд кассационной инстанции считает, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует выделить требования об оспаривании постановления N 1251 как нормативного акта в отдельное производство и рассмотреть по правилам главы 23 АПК РФ, а требования предпринимателя, имеющие своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости конкретного земельного участка на его рыночную стоимость, с учетом позиции ВАС РФ, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, рассмотреть по общим правилам искового производства, поскольку именно такое рассмотрение заявленных предпринимателем требований соответствует целям эффективного правосудия (часть 3 статьи 130 АПК РФ), так как АПК РФ установлен разный порядок обжалования решений суда первой инстанции, рассмотренных в порядке главы 23 АПК РФ и в общем порядке искового производства.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2012 по делу N А12-3567/2012 отменить, кассационные жалобы - удовлетворить.
Направить дело N А12-3567/2012 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2012 по настоящему делу противоречит позиции ВАС РФ, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой установление судом новой кадастровой стоимости земельного участка возможно только в исковом производстве, путем предъявления требований к органам кадастрового учета.
В данном постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 указано, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 АПК РФ, то есть правовая позиция, изложенная ВАС РФ, является обязательной при рассмотрении дел со схожими фактическими обстоятельствами.
...
Суд кассационной инстанции считает, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует выделить требования об оспаривании постановления N 1251 как нормативного акта в отдельное производство и рассмотреть по правилам главы 23 АПК РФ, а требования предпринимателя, имеющие своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости конкретного земельного участка на его рыночную стоимость, с учетом позиции ВАС РФ, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, рассмотреть по общим правилам искового производства, поскольку именно такое рассмотрение заявленных предпринимателем требований соответствует целям эффективного правосудия (часть 3 статьи 130 АПК РФ), так как АПК РФ установлен разный порядок обжалования решений суда первой инстанции, рассмотренных в порядке главы 23 АПК РФ и в общем порядке искового производства."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 сентября 2012 г. N Ф06-6373/12 по делу N А12-3567/2012
Хронология рассмотрения дела:
04.02.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3567/12
27.09.2012 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7238/12
27.09.2012 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7562/12
27.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6373/12
03.07.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3567/12